Часть 57. Поход на племя Кайнука'
Если у человека два врага, и он победит одного из них, то второй враг будет готов к нападению, переполнившись враждой и ненавистью и не думая о последствиях.
Так произошло с иудеями племени Кайнука' после победы мусульман при Бадре. Иудеи нарушили договор с мусульманами, проявив на деле то, что скрывали в душе, и обнаружив ненависть к мусульманам. Это вылилось в то, что они посягнули на честь одной женщины из ансаров[1]. В ответ на это мусульмане приняли меры предосторожности, поскольку в последующем, в случае возникновения войны в Медине, они уже не могли полагаться на племя Кайнукаʼ. Поэтому Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
وَإِمَّا تَخَافَنَّ مِن قَوْمٍ خِيَانَةً فَانبِذْ إِلَيْهِمْ عَلَى سَوَاءٍ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْخَائِنِينَ
«А если ты опасаешься предательства людей (с которыми ты заключил договор), то откажись от взятых обязательств (как они отказались, но сообщи им об этом, чтобы они не обвиняли тебя в вероломстве), чтобы все были равны. Поистине, Аллах не любит предателей» (Сура «Аль-Анфаль», аят 58).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрал важных людей из племени и обратился к ним с увещаниями, призывая образумиться и вернуться к миру. Он также предостерег их от опасных последствий произвола и враждебности, однако договор все равно был нарушен[2].
Они сказали: «О Мухаммад, не обольщайся тем, что ты уничтожил толпу курайшитов, неискушенных в военных делах. Если бы ты сразился с нами, то узнал бы, что мы за люди, и понял, что подобных нам ты еще не встречал!»
Они действительно считались самыми храбрыми среди племен иудеев. После этого Всевышний Аллах ниспослал следующие слова:
قُل لِّلَّذِينَ كَفَرُوا سَتُغْلَبُونَ وَتُحْشَرُونَ إِلَى جَهَنَّمَ وَبِئْسَ الْمِهَادُ
قَدْ كَانَ لَكُمْ آيَةٌ فِي فِئَتَيْنِ الْتَقَتَا فِئَةٌ تُقَاتِلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَأُخْرَى كَافِرَةٌ يَرَوْنَهُم مِّثْلَيْهِمْ رَأْيَ الْعَيْنِ وَاللَّهُ يُؤَيِّدُ بِنَصْرِهِ مَن يَشَاءُ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لِّأُولِي الْأَبْصَارِ
«Скажи (о Мухаммад) неверующим: «Вы будете побеждены и собраны в Аду. Какое же это плохое место!» Знамением для вас стало то, как встретились две группы (две армии в битве при Бадре): одна группа сражалась на пути Аллаха, в другой – неверующие. Они (неверующие) увидели, что (примерно) на глаз их (верующих) в два раза больше (хотя на самом деле это было не так). Аллах оказывает помощь, кому пожелает. Поистине, в этом – назидание для людей проницательных» (Сура «Алю Имран», аяты 12-13).
После ниспослания аята 'Убада ибн ас-Самит – один из предводителей племени Хазрадж – открыто разорвал мир с племенем Кайнукаʼ, а Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль, наоборот, сказал: «Клянусь Аллахом, я опасаюсь дурных последствий!» – предпочтя сохранить договор с ними.
После этого Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты в качестве назидания для мусульман:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى أَوْلِيَاءَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ وَمَن يَتَوَلَّهُم مِّنكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
فَتَرَى الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ يُسَارِعُونَ فِيهِمْ يَقُولُونَ نَخْشَى أَن تُصِيبَنَا دَائِرَةٌ فَعَسَى اللَّهُ أَن يَأْتِيَ بِالْفَتْحِ أَوْ أَمْرٍ مِّنْ عِندِهِ فَيُصْبِحُوا عَلَى مَا أَسَرُّوا فِي أَنفُسِهِمْ نَادِمِينَ
«О верующие! Не берите себе в (близкие) друзья (и помощники) иудеев и христиан. Они (близкие) друзья друг другу. А кто из вас подружится с ними (принимая душой то, что исходит от них, но противоречит предписаниям Аллаха), то он сам – один из них.[3] Поистине, Аллах не ведет истинным путем несправедливых людей.
И ты видишь, что те, чьи сердца больны (лицемерием и двуличием), спешат подружиться с ними (с неверующими), (в свое оправдание) говоря: «Мы боимся, что нас постигнет несчастье». Но получится так, что Аллах даст победу (мусульманам) или (иное) решение (избавит мусульман от врагов иным способом), и тогда они пожалеют о том, что скрывали в сердцах (из сомнений и любви к неверию)». (Сура «Аль-Маида», аяты 51-52)
Разорвав мирный договор, иудеи племени Кайнука' укрылись в своих крепостях.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил против них в середине месяца шавваль того же же года (второго года после хиджры). Знамя мусульман нес дядя Пророка Хамза, а за главного Медине остался Абу Любаба аль-Ансари. Осада длилась пятнадцать дней.
Изгнание племени Кайнука'
Когда иудеи убедились, что не способны противостоять мусульманам, в их сердца вселился страх. Они попросили Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешить им возможность покинуть Медину вместе с женщинами и детьми, оставив все свое имущество мусульманам.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил им это, назначив ответственным за изгнание бану Кайнука' 'Убаду ибн ас-Самита, да будет Аллах им доволен. На все отводилось три дня.
Племя переселилось в местность Азри'ат на территории Шама, где прожили недолго – большинство из них вскоре умерли. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, отделил пятую часть добычи, затем он выделил долю родственникам из рода Хашим и аль-Мутталиб, не дав при этом доли родам Абду Шамс и Науфаль, а когда его спросили об этом, он сказал: «Род Хашима и род аль-Мутталиб – одно целое, и во времена невежества, и во времена Ислама. Вот так (он скрестил пальцы)». [4]
Поход Савика
Абу Суфьян был сильно раздражен, поскольку не принял участия в битве при Бадре, где были убиты его сын и другие родственники. Он дал обет, что не станет мыть голову после осквернения до тех пор, пока не выйдет с войной против Мухаммада, и через некоторое время действительно выступил в направлении Медины во главе двухсот всадников.
По пути в Медину он решил встретиться с иудеями из племени ан-Надыр, чтобы уговорить их присоединиться к походу против мусульман. Он пришел к Хуаййю ибн Ахтабу, но тот отказался говорить с ним. После этого Абу Суфьян направился к Салляаму ибн Мишкаму и попросил у него разрешения войти. Тот разрешил, и они поговорили. Потом он отправил отряд курайшитов в Медину, где воины сожгли пальмы[5], а, обнаружив рядом одного из ансаров, убили его.
Узнав об этом, Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, во главе двухсот своих сподвижников пустился в погоню за Абу Суфьяном и его воинами. Это произошло пятого числа месяца зу-ль-хиджжа, за главного в Медине остался Башир ибн Абд аль-Мунзира.
Курайшиты бежали так быстро, что побросали на землю все припасы, чтобы было легче убегать от погони. Так, они выбросили большое количество савика[6], и в конце концов им удалось ускользнуть. Мусульманам досталось много мешков с савиком, поэтому этот поход назван в истории «походом савика».
[1] Затем один мусульманин вступился за нее, за что был убит иудеями в драке («Сира» ас-Салляби).
[2] Он сказал им: “О иудеи, примите Ислам, пока не постигло вас то же, что постигло курайшитов!” См. «Ат-Такмиль ва аль-итмам» ибн 'Аскара, стр. 78.
[3] Кто придерживается их убеждений, тот относится к ним полностью. А кто имеет иные убеждения, но симпатизирует им (несмотря на их заблуждения), тот относится к ним в том смысле, что заслуживает наказания наряду с ними (Ибн Джузай аль-Кальби, «Тасхиль»).
[4] Передал Бухари под № 2971 в книге о пятой части военной добычи, глава: доказательство о том, что пятая часть достается имаму. Абу Дауд под № 2980 и 2981. См. «Жизнеописание Пророка» ибн Хишам (2/48).
[5] В «Жизнеописании Пророка» Ибн Хишам (2/45) говорится: «Они дошли до окраины Медины под названием аль-Урайд, и разожгли огонь в пальмовой роще».
[6] Пшеничная или ячменная мука грубого помола, которую в те времена брали в поход, поскольку каша из савика готовилась быстро.
Комментарии: 0
Правила форума