Часть 77. Восьмой год
Поход Галиба на племя аль-Муляввах
В месяц сафар, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Галиба ибн Абдуллаха аль-Ляйси на племя аль-Муляввах — арабское племя, обитавшее близ аль-Кадида[1].
Мусульмане, добравшись до Кудайда, встретили ярого врага Ислама аль-Хариса ибн Малика аль-Ляйси (он же Ибн аль-Барса). Он сказал: «Я пришел принять Ислам, направляюсь к Посланнику Аллаха».
Они ему сказали: «Даже если ты мусульманин, то тебе не повредит, если мы тебя свяжем на ночь; а если ты лжешь, то так мы обезопасим себя от тебя»[2].
Затем они дошли до мест проживания племени аль-Муляввах и захватили их скот. Вдогонку за ними бросился крупный отряд противника, однако Всевышний Аллах помог мусульманам, ниспослав сильный дождь – потоки воды отделили их от противника, и язычникам только оставалось бессильно наблюдать, как уводят их скот.
Поход Галиба на племя Мурра, населявшее Фадак
После того, как Галиб вернулся в Медину победителем, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил его с отрядом из двухсот человек к племени Мурра, чтобы воздать им по справедливости за гибель отряда Башира ибн Са‘да.
Когда мусульмане приблизились к их местности, Галиб произнес проповедь среди своих товарищей. Воздав хвалу Аллаху, он сказал: «Я завещаю вам бояться Одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварищей, и подчиняться мне и не ослушаться, поскольку не имеет мнения тот, кого не слушаются». Затем он разделил отряд по парам, говоря: «Такой-то с таким-то, пусть никто из вас не покидает своего товарища, и остерегайтесь того, чтобы кто-либо из вас пришел ко мне».
Один из мусульман спросил его: «Где твой товарищ?». Он ответил: «Я не знаю. Если я произнесу такбир, вы произносите такбир со мной». Когда мусульмане окружили врага, Галиб произнес такбир, его отряд подхватил его за ним, они оголили мечи, и никому из врагов не удалось уйти. Мусульмане захватили много скота, на каждого из них приходилось до десяти верблюдов.
Поход Ка'ба ибн 'Умайра аль-Гифари
В месяц раби' аль-авваль Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Ка'ба ибн 'Умайра аль-Гифари в Зат-Атлах[3], находящийся на территории Шама, с пятнадцатью воинами.
Встретив большое количество врагов, мусульмане призвали их к Исламу, но те не ответили на этот призыв и стали отстреливаться из луков, в результате чего все мусульмане были убиты, за исключением самого Ка'ба ибн 'Умейра, которому удалось спрятаться среди тел убитых. Вернувшись, он рассказал об этом Посланнику Аллаха. Это сильно огорчило Пророка, он (да благословит его Аллах и приветствует) хотел снова отправить туда людей, чтобы наказать их, однако узнал, что враги покинули свои места обитания, и отказался от своей идеи.
Битва при Муте
В месяц джумада аль-уля, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снарядил войско, чтобы наказать тех, кто убил аль-Хариса ибн 'Умайра аль-Азди — гонца Пророка к правителю Бусры.
Во главе этой армии Посланник Аллаха поставил Зайда ибн Харису, сказав людям: «Если Зайда убьют, пусть (командование возьмет на себя) Джа‘фар, а если убьют и Джа‘фара, то — Абдулла ибн Раваха»[4].
Численность войска составила три тысячи человек. Войско двинулось в путь, Пророк, провожая своих сподвижников, сделал им такое наставление:
«Выступайте с именем Аллаха, сражайтесь с врагами Аллаха и вашими врагами в Шаме! Вы встретите там людей, уединяющихся в кельях, так не нападайте на них, не убивайте женщин, детей и стариков, не вырубайте пальмы и другие деревья и не разрушайте никаких строений».
Они продолжали идти, пока не дошли до Мута[5] — места гибели аль-Хариса ибн ‘Умайра. Там они встретили римлян, которые собрали против мусульман огромные полчища из их числа, а также из числа арабов-христиан. Командиры мусульман стали раздумывать над создавшимся положением и совещаться, они думали, отправить к Посланнику Аллаха за подкреплением или, все же, выйти и сразиться?
Однако Абдуллах ибн Раваха сказал: «О люди, клянусь Аллахом, поистине, смерть за веру, которой вы сейчас пытаетесь избежать, и есть то, ради чего вы пошли в этот поход! И ведь побеждаем мы не благодаря своей численности или силе, а только благодаря этой религии, которой почтил нас Аллах! Так идите же вперед, ибо ждет нас только одна из двух прекрасных возможностей: либо победа, либо смерть за веру!».
Мусульмане ответили: «Клянемся Аллахом, Ибн Раваха сказал правду!». После этого они выступили против врага, который значительно превышал мусульман числом. Сначала знамя взял Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах), который сражался пока не погиб, после этого подхватил знамя мусульман Джа‘фар ибн Абу Талиб, восклицая:
Как прекрасен Рай и его приближение,
Он великолепен, и прохладен райский напиток.
А византийцев скоро постигнет суровая кара,
И я должен убивать этих безродных неверующих
Всякий раз, как их повстречаю.
Джа‘фар сражался, пока не погиб (да будет доволен им Аллах), после этого знамя взял Абдуллах ибн Раваха, который выехал с ним вперед на своем коне. Когда он попытался спешиться, то сначала испытал некоторые колебания, но потом сказал:
Поклялся я, о душа, что ты обязательно спустишься,
по своей воле или против нее,
даже если все люди поднимут голоса и завопят!
Так почему же вижу я, что ты не желаешь
Ты так долго пребывала в блаженстве
А ведь ты – лишь капля воды из большого бурдюка!».
Затем он ворвался на своем коне в гущу врагов и сражался пока не погиб (да будет доволен им Аллах).
Некоторые мусульмане хотели отступить и тут Кутба ибн Катада сказал: «О люди! Лучше быть убитым лицом к врагу, чем спиной к нему». Мусульмане отступили, чтобы выбрать нового командира, и выбрали доблестного Халида ибн аль-Валида[6].
Халиду удалось, благодаря своему военному опыту, сохранить войско от погибели, тогда как армия мусульман в три тысячи воинов противостояла мощной армии из ста пятидесяти тысяч прекрасно вооруженных солдат. Он взял знамя в свои руки и принялся яростно сражаться. На следующий день Халид перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг — с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, это внушало им страх. А после того, как две армии встретились и сражались некоторое время, Халид стал понемногу отводить силы мусульман, не нарушая боевых порядков своего войска, а византийцы не стали их преследовать, решив, что мусульмане прибегают к какой-то военной хитрости и пытаются заманить их в пустыню, чтобы там добить. Так завершилось сражение.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), который получил откровение об исходе боя еще до того, как люди принесли ему известия, объявил о смерти Зайда, Джа‘фара и Ибн Равахи: «Взял знамя Зайд и был сражен, потом взял (его) Джа‘фар и был сражен, потом взял (его) ибн Раваха и был сражен» — тут из глаз его потекли слезы — «(и так продолжалось) до тех пор, пока не взял знамя человек, заслуживший прозвище «СайфуЛлах» (Меч Аллаха), и Аллах даровал им победу».[7]
В этот момент пришел человек и сказал Пророку: «О Посланник Аллаха, жены Джа‘фара (причитают) оплакивая его». Пророк велел запретить им кричать и причитать, затем он снова вернулся и сказал: «Я запретил им, но они не послушались». Пророк повторно велел ему запретить женщинам причитать. Он снова вернулся и сказал: «Клянусь Аллахом, они не послушались!». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Заткни им рты землей».
Когда армия мусульман подошла к окраине Медины, их встретили мусульмане и стали говорить: «О беглецы!». А Пророк возражал: «Они не отступили, а готовятся напасть!».
Мусульмане подумали, что отступление Халида с войском является поражением, однако Посланник Аллаха объяснил им, что это является военной хитростью, и похвалил Халида за его решения.
[1] Место между 'Асфаном и Кудейдом.
[2] Передал Абу Дауд, № 2678.
[3] Место позади Вади аль-Кура со стороны Медины.
[4] Бухари, № 4013. Некоторые передали, что он (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Если и он погибнет, пусть мусульмане сами себе выберут предводителя».
[5] Деревня рядом с городом аль-Карак на границе Шама.
[6] Бухари, № 4014.
[7] Бухари, № 4014.
Комментарии: 0
Правила форума