Циклы Авторы Сортировка
Image
Часть 68. Установление обязанности носить хиджаб
В этот год был ниспослан аят о хиджабе, который первоначально касался только жен Посланника Аллаха (...
370
6 апреля, 21

Часть 68. Установление обязанности носить хиджаб

370
6 апреля, 21

В этот год был ниспослан аят о хиджабе[1], который первоначально касался только жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Умар ибн аль-Хаттаб еще до ниспослания этого аята часто говорил о необходимости женщинам покрываться – он хотел, чтобы был ниспослан аят относительно хиджаба. Он повторял: «Если бы (Пророк) послушался меня относительно вас, то вас бы никто не увидел». После чего было ниспослано:

 

وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ

 

«…И если вы просите у них (жен Пророка) какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец…» (Сура «аль-Ахзаб», аят 53).

 

А после того, как кто-то сказал, что непременно женится на Аише, если умрет Мухаммад, Всевышний Аллах ниспослал продолжение аята:

 

وَمَا كَانَ لَكُمْ أَن تُؤْذُوا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا أَن تَنكِحُوا أَزْوَاجَهُ مِن بَعْدِهِ أَبَدًا إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمًا

 

«…Не нужно огорчать Посланника Аллаха и жениться на его женах после него. Поистине, это перед Аллахом – большой грех» (Сура «аль-Ахзаб», аят 53).

 

Остальным верующим женщинам, как и мужчинам, было приказано опускать взгляд и хранить целомудрие. Также женщинам было велено не выставлять напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые сложно скрыть вроде кольца на пальце, окрашенных хной рук, сурьмы на глазах.

 

А все остальное, например, браслеты на локтях, уже не разрешается выставлять напоказ:

 

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاءِ وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

 

«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть) и оберегали свои половые органы (от запретного). Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди (покрывая голову, шею и грудь) и не показывают свою красоту никому (то есть, все тело, кроме лица и кистей рук), кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть (мусульманки) не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Сура «ан-Нур», аят 31).

 

Первые мусульманки одевались так же, как и во времена джахилии: они носили длинное платье и покрывало на голове, и не было отличий в одежде свободной женщины и рабыни. За рабынями частенько подсматривали, когда те выходили по нужде в пальмовые рощи и пустыню, а когда вместо рабыни оказывалась свободная женщина, подсматривающие в качестве оправдания говорили, что приняли ее за рабыню. По этой причине мусульманкам было приказано опускать на себя покрывала, которые прикрывали лицо и фигуру, чтобы внушать уважение к себе и не толкать к греху людей порочных. Всевышний Аллах сказал:

 

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

 

«О Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить (от рабынь и женщин легкого поведения), чтобы не причинить им обиды. И Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)» (Сура «аль-Ахзаб», аят 59).

 

Но Мудрый Законодатель дал во время сватовства возможность посмотреть на невесту, чтобы мужчина знал, на ком женится, и чтобы между супругами установились согласие и гармония.

 

Выдающийся ученый имам аль-Газали[2] пишет в своей книге «аль-Ихья»[3]:

 

«Шариат призывает к тому, что помогает возникнуть симпатии (между вступающими в брак), поэтому жениху рекомендуется посмотреть на невесту. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если Аллах вложил в душу одного из вас [симпатию] к женщине, то пусть посмотрит на неё, ведь это наилучшим образом скажется на согласии между ними». Также Пророк говорил: «Поистине, в глазах ансаров есть нечто, и если кто-нибудь из вас решит жениться на них, то пусть посмотрит сначала на них»[4]. Подразумевается, что среди них было распространено некое глазное заболевание, слабое зрение, или их глаза были преимущественно меньше привычного. Некоторые праведники не выдавали замуж своих дочерей без того, чтобы жених предварительно ее увидел, так как не желали никого обманывать». Аль-А'маш[5] говорил: «Каждый брак, заключенный вслепую (без смотрин невесты), заканчивается горем и печалью».

 

Религиозное воспитание рождает целомудренность и благонравие. Вполне вероятно, что порочном современном мире, лишенном такого воспитания, именно хиджаб удержит простых мусульманок от распутства.

 

Обязательность Хаджа

 

Согласно мнению большинства ученых, именно в этот год[6] Всевышний Аллах предписал мусульманам совершение хаджа – паломничества. Хадж обязателен для каждого мусульманина, который имеет возможность его совершить.

 

Хадж собирает мусульман всего мира в одном месте для единственной цели: обратиться к Аллаху с мольбой о прощении, поддержке и помощи в следовании Его истинной религии. Хадж играет большую роль в укреплении братских уз и объединении сердец единоверцев. В нем великое благо для мусульман.

 

 

[1] Бухари, № 4513; Муслим, № 1428.

 

[2] Мухаммад ибн Мухаммад Абу Хамид ат-Туси аль-Газали. Родился в Тусе в 450 году хиджры. Автор многих книг. Умер в родном городе в 505 году хиджры.

 

[3] См. «Ихья ‘Улюм ад-Дин» аль-Газали (2/59). Привёл Муслим в «Книге о браке», в главе «О желательности посмотреть на лицо и кисти рук той женщины, на которой хотят жениться», 9/209.

 

[4] Муслим, № 1424 от Абу Хурейры.

 

[5] Имам Сулейман ибн Михран. Умер в 148 году хиджры в Куфе.

 

[6] Существуют разногласия относительно года вменения хаджа в обязанность. Некоторые ученые считают, что это было в пятом году после хиджры, другие – что в седьмом или в десятом.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков