Циклы Авторы Сортировка
Image
Часть 69. Шестой год после хиджры
Через десять дней после начала месяца мухаррам шестого года хиджры Пророк (да благословит его Аллах ...
190
14 апреля, 21

Часть 69. Шестой год после хиджры

190
14 апреля, 21
Поход Мухаммада ибн Маслямы

 

Через десять дней после начала месяца мухаррам шестого года хиджры Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Мухаммада ибн Масляму во главе тридцати всадников к племени Бакр ибн Киляб, проживавшему у местности Дарийя[1].

 

Мусульмане в дороге прятались днем и передвигались ночью, пока не настигли этих людей. В результате столкновения десять человек из вражеского племени были убиты, а остальные разбежались. Победителям досталось много скота. На обратном пути в Медину войско Мухаммада ибн Маслямы встретило Сумаму ибн Усаля аль-Ханафи, вождя племени Ханифа, и пленило его, не зная ничего о нем. Когда его привели к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Пророк узнал его и отнесся к нему почтительно, а через три дня освободил его из плена. В плену Сумаме было предложено принять Ислам, но он отказался.

 

Сумама, которого удивило такое отношением к пленным, покинул Пророка, но через некоторое время решил, что глупо отказываться от религии, основанной на таком благородстве, и вернулся к Посланнику Аллаха и принял Ислам добровольно. Тогда он произнес перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) следующую речь:

 

«О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица более ненавистного для меня, чем твое лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллахом, не было религии более ненавистной для меня, чем твоя религия, а теперь твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города более ненавистного для меня, чем твой город, а теперь этот город стал для меня самым любимым!»[2].

 

Пророка очень обрадовало его обращение в Ислам, поскольку он был вождем, за которым последуют другие люди.

 

Сумама вернулся домой и без промедлений оттуда отправился в Мекку, чтобы совершить умру. Там он открыто объявил о том, что принял Ислам. Курайшиты не могли враждовать с ним, поскольку Сумама снабжал их зерном, от которого они не могли отказаться, поэтому они ничего не сделали с ним. Но Сумама сам поклялся в том, что не поступит к ним из Йамамы ни одного зернышка пшеницы, пока они не уверуют, в результате чего курайшиты стали голодать и отправили к Посланнику Аллаха гонца с просьбой сжалиться над ними. Пророк написал Сумаме, чтобы тот возобновил поставки продовольствия из Йамамы, и он сделал это.

 

Этот человек благородного происхождения сыграл важную роль в Исламе. После кончины Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда многие его соотечественники отреклись от Ислама, он предостерегал свой народ от лжепророка Мусайлимы и говорил:

 

«Остерегайтесь этого мрака, в котором нет света. Аллах предписал несчастье тем, кто следует за ним». [3] Многие люди из его племени остались вместе с ним (да будет доволен им Аллах).

 

Поход на племя Лихьян

 

Люди племени Лихьян, как уже сообщалось ранее, убили 'Асыма ибн Сабита и его товарищей. Посланника Аллаха не оставляла боль утраты, и он считал, что враг должен понести наказание за это подлое убийство. В месяц раби' аль-авваль шестого года хиджры Пророк велел готовиться к наступлению. Однако он не сказал ничего о направлении, как он делал обычно в своих военных походах, чтобы сведения не дошли до врага.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил главным в Медине ибн Умм Мактума и выступил с отрядом из двухсот своих сподвижников с двадцатью лошадьми. Они продолжали идти, пока не достигли места, где были убиты его сподвижники, утрату которых Посланник Аллаха переживал болезненно, и за которых часто обращался с мольбами к Аллаху.

 

Услыхав о появлении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), люди племени Лихьян разбежались и попрятались на вершинах гор, и он никого не смог захватить. Посланник Аллаха оставался там в течение двух дней, рассылая вокруг отряды мусульман, но никого так и не удалось захватить.

 

После этого похода Пророк отправил несколько сподвижников в ‘Усфан[4], чтобы напомнить о себе жителям Мекки и вселить в них страх. А затем войско мусульман направилось в Кура'у аль-Гамим[5], после чего уже вернулось в Медину. Он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему! О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!»[6].

 

Поход на аль-Габа[7]

 

Было у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) двадцать дойных верблюдиц, которые паслись в местности аль-Габа[8]. На них напал 'Уяйна ибн Хисн во главе сорока всадников, они угнали стадо у пастухов. Об этом Посланнику Аллаха сообщил Саляма ибн аль-Аква' – один лучников битвы при Ухуде, который, к тому же, был известен тем, что быстро бегал. Посланник Аллаха приказал ему догнать грабителей и задержать их, обстреливая из лука, пока мусульмане не настигнут их. Он бросился вдогонку за ними, стреляя в них из лука. Когда на него двинулись всадники, он прятался, когда же они вошли в узкий горный проход, он забрался на гору, стал бросать в них камнями и продолжал делать это, пока они не бросили свои плащи и копья, желая освободиться от лишнего груза и оторваться от войска. Саляма продолжал выполнять свой долг, пока его не настиг отряд.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призвал своих сподвижников. Первым всадником, прискакавшим к Пророку, был аль-Микдад ибн аль-Асвад[9]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вручил ему знамя со словами: «Иди и догони их!». Микдад ибн аль-Асвад выступил, и за ним последовали всадники. Им удалось настичь конец отряда грабителей, и отряды открыли обстрел из лука. В результате столкновения погиб один мусульманин и два язычника. Мусульмане спасли большую часть стада. Остальные были угнаны оставшейся частью отряда. Саляма ибн аль-Аква' попросил Посланника Аллаха отправить его с отрядом за грабителями, чтобы застать их врасплох, поскольку их мучила жажда, и они остановились у одного источника. На это Пророк сказал: «О Ибн аль-Аква‘, ты взял верх над врагами, а теперь смягчись»[10]. Через пять дней они вернулись.

 

[1] Место, расположенное на расстоянии семи дней пути от Медины, ближе к Мекке. См. «Му'джам аль-Бульдан» (3/457).

 

[2] Бухари, № 4114; Муслим, № 1764.

 

[3] «Усуд аль-Габа» (1/295).

 

[4] Место, расположенное недалеко от Мекки.

 

[5] Гора севернее ‘Усфана в семи милях от него.

 

[6] Бухари, № 1703; Муслим, № 1344.

 

[7] Также называется походом на Зу Карад. Источник на расстоянии двух путей от Медины по направлению в Хайбар.

 

[8] Место рядом с Мединой со стороны Гатафан. Там хранилось имущество жителей Медины «Му'джам аль-Бульдан» (4/182).

 

[9] «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/81), «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/282).

 

[10] Бухари, № 3958; Муслим, № 1806.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков