ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Часть 26. Преследования мусульман (часть 8)
Среди тех, кто вытерпел ради Аллаха преследования язычников, был и Абу Бакр ас-Сыддик. Когда притесн...
Часть 26. Преследования мусульман (часть 8)
Среди тех, кто вытерпел ради Аллаха преследования язычников, был и Абу Бакр ас-Сыддик. Когда притеснения стали совсем невыносимыми, он решил переселиться из Мекки в Эфиопию. Выйдя в путь и дойдя до Барк аль-Гимад,[1] он встретил Ибн ад-Дуганну, предводителя могущественного племени аль-Карра, который спросил его:
— Куда держишь путь, Абу Бакр?
Он ответил:
— Мой народ изгнал меня. Я странствую по земле и поклоняюсь моему Господу.
Тогда Ибн ад-Дуганна сказал ему:
— Такие, как ты, Абу Бакр, не должны уходить. Ведь ты даешь работу беднякам, поддерживаешь родственные связи, помогаешь всем, оказываешь почет гостю. Я стану твоим покровителем. Возвращайся домой, и поклоняйся своему Господу там.
После этого они вместе отправились в Мекку. Ибн ад-Дуганна посетил всех влиятельных курайшитов, сказав каждому из них:
— Таких, как Абу Бакр, нельзя изгонять! Он дает заработок бедным, поддерживает родственные связи, всем помогает, оказывает почет гостю.
Курайшиты позволили Ибн ад-Дуганне взять Абу Бакра под свое покровительство, но с одним условием:
— Скажи Абу Бакру, пусть поклоняется своему Богу у себя дома. Там он может молиться, сколько пожелает, читать, что захочет. Но только пусть не вредит нам, занимаясь этим прилюдно, ведь мы боимся, что наши жены и дети попадут под его влияние и последуют за ним.
Ибн ад-Дуганна передал слова язычников Абу Бакру, и тот стал поклоняться Аллаху дома, не совершал намаз и не читал Коран на людях. Через некоторое время ему пришла в голову мысль построить у себя во дворе мечеть, где он совершал намаз и читал Коран открыто. Жены и дети язычников, увидев это, стали собираться и с изумлением наблюдать за ним. У Абу Бакра было мягкое сердце и, читая Коран, он всегда плакал.
Узнав об этом, предводители курайшитов пришли в ужас. Они послали людей к Ибн ад-Дуганне, велев передать ему следующее:
— Мы позволили тебе взять Абу Бакра под свою защиту с условием, что он будет поклоняться своему Богу у себя дома, а он нарушил условие и построил мечеть во дворе, где у всех на виду молится и читает Коран! И мы боимся, что он собьет с пути истинного наших женщин и детей! Приди и скажи ему, что, если он хочет молиться и читать, что читает, то пусть делает это в доме, а если он откажется и продолжить делать это на людях, то пусть вернет тебе твое обещание защищать его. Мы не хотим нарушать договор с тобой, но и допустить, чтобы Абу Бакр делал все это прилюдно, мы не можем.
Ибн ад-Дуганна пришел к Абу Бакру и сказал ему:
— Ты знаешь условия, на которых я обещал тебе свое покровительство. Так что либо выполняй эти условия, либо верни мне мое слово. Мне не нравится, что арабы говорят, что я дал обет защищать человека, который не считается с этим.
На это Абу Бакр ответил ему:
— Я возвращаю тебе твое слово. Я не нуждаюсь в твоей защите, ибо нахожусь под защитой Аллаха.[2]
После этого Абу Бакр перенес еще много тяжелейших испытаний.
В целом каждый из первых мусульман так или иначе пострадал от язычников, однако это лишь укрепило их веру. Они приняли Ислам не ради получения земных благ, Аллах дал им тауфик постичь истинную суть имана, что сделало все земные испытания для них легкими.
Когда же курайшиты-язычники осознали, что преследование мусульман не приносит желаемых результатов, наоборот, убежденность мусульман лишь крепнет, они собрали совет[3]. Утба ибн Рабиʼа из рода Абду-Шамса, сына Абду-Манафа, один из авторитетных предводителей курайшитов, сказал:
— О курайшиты! Давайте я пойду к Мухаммаду, поговорю с ним и предложу ему что-нибудь с условием, что он откажется распространять то, что распространяет.
Курайшиты в ответ сказали:
— Абуль-Валид, пойди и поговори с ним!
Утба пошёл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, и застал его в мечети.
[1] Или «аль-Бирк». Местность примерно в 500 км. к югу от Мекки.
[2] Передал аль-Бухари.
[3] В других книгах по сире приводится объяснение, почему курайшиты-язычники собрали свой совет именно в этот момент: «После принятия Ислама двумя героями — Хамзой ибн Абдуль-Мутталибом и Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен ими Аллах, тучи над мусульманами стали немного рассеиваться. Язычники, опьянённые своей безнаказанностью, пытавшие и преследовавшие мусульман, стали осознавать, что к чему, и поняли, что будет благоразумнее заключить с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, соглашение, предложив ему что угодно в обмен на отказ от призыва к Исламу» («ар-Рахик аль-Махтум»).
Предыдущий урок
Часть 25. Преследования мусульман (часть 7)
Следующий урок
Часть 27. Преследования мусульман (часть 9)
Комментарии: 0
Правила форума