Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 71. Поход аль-Худайбия
Часть 71. Поход аль-Худайбия
Однажды в Медине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел во сне, как он со своими сп...
2 867
5 мая, 21

Часть 71. Поход аль-Худайбия

2 867
5 мая, 21

Однажды в Медине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел во сне, как он со своими сподвижниками беспрепятственно вошел на территорию мечети аль-Харам и взял ключ от Каабы. Часть мусульман обрила голову, а другая часть укоротила волосы.

 

Проснувшись, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил своим сподвижникам, что собирается совершить умру, и призвал бедуинов, живших вокруг Медины, присоединиться к нему, поскольку он опасался, что курайшиты могут помешать им совершить умру.

 

Многие из бедуинов медлили с ответом, поскольку считали, что Посланник Аллаха и мусульмане не вернутся к своим семьям никогда. В результате раздумий они отделались словами: «Наше имущество и наши семьи помешали нам. Попроси же для нас прощения».

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выступил с мухаджирами и ансарами, всего вышли полторы тысячи человек[1]. Он оставил главным в Медине Ибн Умм Мактума. С собой он взял свою жену Умм Саляму. Также Пророк повел с собой жертвенных животных, чтобы жители Мекки были уверены, что он не намерен воевать. У сподвижников были с собой только мечи в ножнах – обычное оружие путешественников в те времена. Посланник Аллаха не желал вооружаться при совершении умры.

 

Когда верующие находились уже поблизости от Усфана, разведчик пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сообщил, что курайшиты решили перекрыть вход в Мекку для мусульман и заявили, что никогда не пустят их в Мекку, боясь ее захвата. Также он сообщил, что курайшиты приготовились к войне и снарядили Халида ибн аль-Валида во главе кавалерии из двухсот всадников, чтобы преградить путь мусульманам.

 

Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у сподвижников: «Кто поведет нас другим путем, в обход их отряда?». Один человек из племени Аслям сказал: «Я, о Посланник Аллаха». Он повел их по труднопроходимой каменистой дороге между ущельями. Когда же мусульмане выбрались на равнину, поднявшаяся под их ногами пыль их выдала – ее заметил находившийся по другую сторону от долины Халид ибн аль-Валид. Он понял, что мусульмане пошли в обход, и поскакал обратно в город, чтобы предупредить курайшитов.

 

Когда Посланника Аллаха достиг горного прохода под названием Саният аль-Марар, его верблюдица опустилась на колени. Люди стали пытаться поднять ее криками: «Халь! Халь!» – но она не послушалась, и тогда они стали говорить: «Аль-Касва заупрямилась, Аль-Касва заупрямилась!». На это Пророк сказал: «Аль-Касва не заупрямилась, ибо это не в ее характере, но ее задержал Тот же, Кто задержал слона!». Потом он сказал: «Клянусь Тем, в чьей власти душа моя, чего бы они ни потребовали от меня, я дам им это, если только они не потребуют нарушения запретов Аллаха!».[2]

 

Тут стоит отметить, что если бы мусульмане в тот момент вступили в бой со своими врагами, то они наверняка одержали бы победу, но Всевышний Аллах удержал мусульман и курайшитов от войны, чтобы не осквернить Святость Каабы. Аллах пожелал, чтобы территория Харама оставалась безопасным местом, в котором мусульмане со всех уголков земли укрепляли бы узы братства.

 

Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) остановился в самой дальней части аль-Худайбии[3]. К нему туда пришел Будайль ибн Варка аль-Хуза’и расспросить о причине прибытия мусульман. Пророк рассказал о цели прибытия. Вернувшись, Будейль рассказал курайшитам о намерении мусульман, однако те не поверили ему, так как Будейль был из племени аль-Хуза’а, которое покровительствовало Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так повелось со времен его предков. Они сказали: «Даже если он пришел, не желая войны, клянемся Аллахом, он не войдет в город без нашего согласия! И пусть не упрекают нас арабы в этом». После этого они отправили Хуляйса ибн Алькаму, предводителя племени Ахабиш – союзников курайшитов.

 

Когда он подошел к Пророку и его сподвижникам, Посланник Аллаха сказал: «Это – такой-то, и он происходит из племени, люди которого почитают верблюдов, предназначенных для жертвоприношения, так пригоните же к нему верблюдов». И к нему пригнали верблюдов, сам же он был встречен людьми, произносящими тальбийю. Увидев это, он воскликнул: «Преславен Аллах! Этим людям не следует мешать посетить Каабу! Как можно разрешать племенам Ляхам, Джузам и Химьяр совершать Хадж, а сыну ибн Абдуль-Мутталиба запрещать!? Погибли курайшиты, клянусь Господом Дома! Они пришли совершить умру». Когда курайшиты услышали это от него, они ему сказали: «Сядь! Ты — бедуин и не разбираешься в интригах!».

 

Затем курайшиты отправили к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Урву ибн Мас‘уда ас-Сакафи, предводителя жителей Таифа. Он обратился к Пророку со словами: «О Мухаммад! Ты собрал всякий сброд и пришел вместе с ними к своим сородичам, чтобы разбить их. А вот курайшиты выступили на молодых и старых верблюдах, они очень злы и клянутся, что не пустят тебя в Мекку. Клянусь Аллахом, они завтра же бросят тебя на произвол судьбы!».

 

Абу Бакр ас-Сиддик сидел в это время за Пророком и, услышав это, он выругался и воскликнул: «Это мы-то бросим его на произвол судьбы!». Каждый раз, когда ‘Урва протягивал свою руку к бороде Посланника Аллаха, аль-Мугыра ибн Шу'ба ударял его по руке ножнами своего меча.

 

Он ушел от Посланника Аллаха, потрясенный тем, как почитают Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) его сподвижники: когда он совершает омовение, они готовы сражаться друг с другом за воду, которую он использовал для омовения, когда он начинает говорить, они понижают свои голоса в его присутствии, и, кроме того, они даже не смотрят на него пристально из почтения к нему!

 

Вернувшись к курайшитам, ʼУрва ибн Масʼуд сказал: “О люди, клянусь Аллахом, мне приходилось бывать у царей, и я приезжал к императору, Хосрою и Негусу, но, клянусь Аллахом, не видел я ни одного царя, которого его приближенные почитали бы так же, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Я видел людей, которые его ни за что не выдадут. Решайте сами. Этот человек сделал вам разумное предложение, так примите же его! Я советую сделать это. И я боюсь, что вы не одолеете его». Курайшиты сказали: «Не смей так говорить! Он не войдет в город в этом году, пусть это будет в следующем».

 

После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выбрал ʼУсмана ибн ‘Аффана, в качестве посла к курайшитам, который подтвердил бы, что мусульмане занимают мирную позицию и пришли не воевать. Вместе с ним отправилось ещё десять человек, которые попросили разрешения у Посланника Аллаха повидаться с близкими, которые остались в Мекке. Также Посланник Аллаха велел ʼУсману встретиться в Мекке с верующими мужчинами и женщинами, порадовать их вестью о близкой победе и сообщить им, что Всемогущий и Великий Аллах приведет Свою религию в Мекке к успеху.

 

'Усман вошел в Мекку под покровительством Абана ибн Са‘ида аль-Умави[4] и выполнил то, что ему было поручено. Курайшиты сказали ему то же, что и ранее: «Мухаммад никогда не войдет в город против нашей воли». Когда же курайшиты предложили Усману совершить обход вокруг Каабы, он ответил: «Я этого не сделаю, пока не совершит обход Посланник Аллаха». Тогда курайшиты его задержали, а до Посланника Аллаха и мусульман дошла весть, что 'Усман ибн ‘Аффан убит. Посланник Аллаха, услышав это, воскликнул: «Мы не двинемся с места, пока не сразимся с этими людьми!».

 

Клятва, угодная Аллаху (бай‘ат ар-ридван)

 

Посланник Аллаха призвал людей поклясться биться насмерть, он (да благословит его Аллах и приветствует) принимал клятву под деревом (впоследствии это дерево стали называть деревом Ридван). Об этой присяге стало известно курайшитам[5], это их сильно напугало. Они отправили пятьдесят человек во главе с Мукразом ибн Хафсом, чтобы они кружили вокруг лагеря мусульман, на случай, если мусульмане захотят застать их врасплох. Однако этот отряд курайшитов был захвачен в плен командиром охраны мусульман Мухаммадом ибн Маслямой, самому Мукразу удалось бежать. Когда об этом узнали курайшиты, они стали обстреливать мусульман из луков, однако мусульманам удалось захватить в плен двенадцать язычников, один мусульманин в результате обстрела погиб.

 

[1] Бухари, № 3923; Муслим, № 1856.

 

[2] Бухари, № 2851.

 

[3] Колодец рядом с Меккой, территория названа по его имени.

 

[4] Абан ибн Са'ид ибн аль-'Ас, принял Ислам после своих братьев – Халида и 'Амра – после возвращения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Худайбии. Погиб в день Аджнадин.

 

[5] Бухари, № 4561.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Список уроков