Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 79. Завоевание Мекки
Часть 79. Завоевание Мекки
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал, что арабы не подчинятся, пока не подчинятся к...
3 732
2
18 августа, 21

Часть 79. Завоевание Мекки

3 732
2
18 августа, 21

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал, что арабы не подчинятся, пока не подчинятся курайшиты, и не будут завоеваны иные города, пока не будет завоевана Мекка.

 

Пророк очень хотел завоевать ее, однако соглашение, подписанное с курайшитами в аль-Худайбийи препятствовало этому, а он (да благословит его Аллах и приветствует) – предводитель людей, которые держат слово. Но если Всевышний Аллах пожелает что-либо, то приготовит для этого причины и устранит препятствия.

 

Мы уже говорили, что племя Хуза‘а заключило союз с Посланником Аллаха, а племя Бакр – с курайшитами. Во времена джахилии эти племена враждовали между собой, когда же пришел Ислам, и было заключено перемирие в аль-Худайбии, стороны могли больше не опасаться друг друга. Но во время перемирия один человек из племени Бакр стал петь песни, оскорбляющие Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), перед человеком из племени Хуза‘а, который встал и ударил его за это. Это вновь разожгло ненависть между ними. Племя Бакр решило отомстить, они были решительно настроены пойти войной на племя Хуза‘а. Для этого они воспользовались помощью своих союзников курайшитов, которые помогли им оружием и людьми. Затем они отправились к племени Хуза‘а и внезапно напали на их людей, убив более двадцати человек.

 

Узнав об этом, союзники верного господина (да благословит его Аллах и приветствует) отправили гонцов к Пророку во главе с Амром ибн Салимом аль-Хуза‘и, чтобы сообщить о том, что совершили с ними племена Бакр и Курайш. Когда они предстали перед ним и сообщили о случившемся, на это Пророк сказал: «Клянусь Аллахом, я стану защищать вас от того же, от чего защищаю самого себя!».

 

Курайшит же, осознав, что нарушили мирный договор, довольно быстро раскаялись и поспешили исправить положение, отправив в Медину своего предводителя – Абу Суфьяна ибн Харба. Абу Суфьян считал, что никто не сможет провести переговоры лучше него.

 

Добравшись до Медины, Абу Суфьян пришел к своей дочери – матери правоверных Умм Хабибе, да будет Аллах ею доволен. Когда он хотел сесть на подстилку Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), она быстро ее свернула. Абу Суфьян спросил: «Доченька, я не могу понять, ты считаешь, что эта подстилка слишком хороша для меня, или же что я слишком хорош для этой подстилки?».

 

Она ответила: «Это подстилка Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ты – нечистый многобожник!». Тогда он воскликнул: «Клянусь Аллахом, после того, как ты покинула меня, что-то дурное случилось с тобой!».

 

Затем он отправился в мечеть к Пророку обсудить то, с чем пришел. Пророк спросил его: «Что-нибудь случилось?». Абу Суфьян ответил: «Нет». Тогда Пророк сказал: «Тогда мы верны своему сроку и договору», – не добавив к этому ни слова.

 

Затем Абу Суфьян отправился к знатным мухаджирам из курайшитов, надеясь на то, что они помогут ему достичь цели. Однако он не нашел у них никакой поддержки – все в один голос говорили: «Никому из нас не позволено брать под защиту кого-либо против воли Посланника Аллаха».

 

Когда он вернулся к курайшитам, ничего не добившись, курайшиты стали обвинять его в предательстве, подозревая, что он тайно принял Ислам, и он совершил обряд поклонения идолам, чтобы снять с себя подозрения.

 

А Посланник Аллаха объявил своим сподвижникам о подготовке к походу. Абу Бакр, узнав, куда они собираются, спросил его: «О Посланник Аллаха, ведь между тобой и курайшитами договор?». Пророк ответил: «Да! Однако они нарушили его».

 

Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел готовиться к походу бедуинам, населявшим окраины Медины, и сказал: «Кто уверовал в Аллаха и в Судный день, пусть застанет рамадан в Медине».

 

К нему прибыли люди из племен Аслям, Гифар, Джухайна, Музейна и Ашджаʼ. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) скрыл от них место назначения, чтобы это не дошло до курайшитов, которые могли подготовиться к войне. Пророк не желал кровопролития в Мекке, он хотел подчинить жителей Мекки, не затрагивая святости города. Посланник Аллаха обратился к своему Попечителю со словами: «О Аллах, сделай так, чтобы курайшиты ни о чем не узнали, и мы напали на их город неожиданно!”.[1]

 

Между тем Хатыб ибн Абу Бальта‘, один из участников сражения при Бадре, написал курайшитам письмо, в котором извещал их о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), идет на Мекку, дал его одной женщине и поручил быстро доставить это письмо курайшитам. Узнав об этом, Посланник Аллаха послал вдогонку за ней Али, аз-Зубейра и аль-Микдада, сказав им: «Отправляйтесь в Раудат Хах. Там находится женщина в паланкине, у которой есть письмо к курайшитам, отберите у нее это письмо!».[2]

 

После этого они двинулись в путь и гнали лошадей во весь опор, пока не достигли Раудат Хах, где действительно обнаружили эту женщину. Они велели ей спуститься на землю и спросили: «Письмо у тебя?». Она сказала: «Нет у меня никакого письма!». На это они сказали ей: «Либо ты достанешь письмо сама, либо мы обязательно разденем тебя!». Тогда она распустила волосы, достала из них письмо и отдала его им.

 

Они доставили письмо Посланнику Аллаха. Пророк вызвал к себе Хатыба ибн Абу Бальта‘ и спросил: «Как же так, о Хатыб?!». Хатыб ответил: «Не спеши осуждать меня, о Посланник Аллаха! Я повел себя как союзник курайшитов, потому что у меня остались среди них жена, родственники и дети, и нет у меня родственников среди курайшитов, которые могли бы их защитить. А у тех, кто находится с тобой, есть родственники, которые защитят их близких и их имущество. И поскольку нет никого, кто бы защитил их там, я хотел сделать что-нибудь сам, чтобы защитить их! Клянусь Аллахом, я верю в Аллаха и Его Посланника, и я не отступался от веры и не менял своих взглядов!».

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подтвердил: «Он сказал правду». Тут Умар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «О Посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этого лицемера!». На Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре. Откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников этого сражения и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам грехи» ?!». По этому поводу были ниспосланы следующие аяты:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاءَ تُلْقُونَ إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَقَدْ كَفَرُوا بِمَا جَاءَكُم مِّنَ الْحَقِّ يُخْرِجُونَ الرَّسُولَ وَإِيَّاكُمْ أَن تُؤْمِنُوا بِاللَّهِ رَبِّكُمْ إِن كُنتُمْ خَرَجْتُمْ جِهَادًا فِي سَبِيلِي وَابْتِغَاءَ مَرْضَاتِي تُسِرُّونَ إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَأَنَا أَعْلَمُ بِمَا أَخْفَيْتُمْ وَمَا أَعْلَنتُمْ وَمَن يَفْعَلْهُ مِنكُمْ فَقَدْ ضَلَّ سَوَاءَ السَّبِيلِ

 

«О верующие! Не берите себе в (близкие) друзья врагов Моих и врагов ваших. Вы проявляете к ним любовь, но они не верят в истину, которая пришла к вам. Они изгоняют Посланника и вас (из Мекки) за то, что вы верите в Аллаха, вашего Господа. Если вы вышли (из ваших родных мест в качестве мухаджиров), чтобы бороться на Моем пути и обрести Мое довольство, то (не берите Моих врагов себе в друзья и) не проявляйте к ним любовь тайно. И Я знаю все, что вы скрываете, и все, что проявляете. А кто из вас поступает так, тот отклонился от прямого пути» (Сура «аль-Мумтахана», аят 1).

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выступил в середине месяца рамадан с огромным войском, оставив главным в Медине Ибн Умм Мактума. Численность войска составляла десять тысяч воинов.

 

Когда Пророк прибыл в аль-Абву, к нему пришли два его ярых врага: сын его дяди Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн Абдуль-Мутталиб – родной брат Убайды ибн аль-Хариса, участника сражения при Бадре – и его зять Абдуллах ибн Абу Умайя ибн аль-Мугыра – родной брат жены Пророка Умм Салямы. Они пришли, чтобы принять Ислам. Пророк был рад этому. Он прочитал аят:

 

قَالَ لَا تَثْرِيبَ عَلَيْكُمُ الْيَوْمَ يَغْفِرُ اللَّهُ لَكُمْ وَهُوَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ

 

«Он сказал: «Сегодня я не стану порицать вас. Да простит вас Аллах! Ведь Он – Милостивейший из милостивых» (Сура «Юсуф», аят 92).

 

Достигнув аль-Кадида, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что пост тяжело дается мусульманам в походе, и он велел перестать поститься, и сам прервал пост[3].

В пути Пророк встретил своего дядю аль-Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба, который направлялся со своей семьей в Медину. Пророк велел ему отправить семью в Медину, а самому присоединиться к мусульманам и вместе с Пророком войти в Мекку.

 

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) остановился в Марр аз-Захране, он велел разжечь десять тысяч костров. Курайшиты узнали, что Мухаммад выступил с огромным войском, но не знали, откуда именно он придет. Они отправили Абу Суфьяна ибн Харба, Хакима ибн Хизама и Будайля ибн Варка, чтобы что-нибудь разузнать о Посланнике Аллаха.

 

Дойдя до Марра аз-Захран, они увидели много огней. Абу Суфьян сказал: «Клянусь Аллахом, не видел я еще столько огней и такого лагеря, как сегодня ночью!». Будайль же сказал: «Это племя Амр!». На это Абу Суфьян ответил: «Их не так много». Их увидели люди из охраны Посланника Аллаха, настигли и привели их к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда Абу Суфьян принял Ислам[4].

 

Посланник Аллаха покинул Марр аз-Захран и двинулся на Мекку, велев аль-Аббасу задержать Абу Суфьяна на том месте, где гора делала дорогу в вади узкой, чтобы воины Аллаха прошли перед ним, а он посмотрел на них, и аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, сделал это.

 

И мимо них стали проходить разные племена под своими знаменами, и каждый раз, какое бы племя ни проходило мимо, Абу Суфьян обязательно спрашивал о нем Аббаса, а когда тот отвечал ему, Абу Суфьян говорил: «Что мне до такого-то племени? Что мне до них?». И перед ними прошли ансары, знамя которых нес Са‘д ибн ‘Убада, который сказал, проезжая мимо Абу Суфьяна: «Сегодня будет жаркая схватка, и сегодня сражаться можно будет даже в святилище». Абу Суфьян сказал Аббасу: «О Аббас, как прекрасен день защиты родины и чести!».

 

Когда же с Абу Суфьяном поравнялся самый большой отряд – отряд Посланника Аллаха, чье знамя нес аз-Зубейр ибн аль-Аввам – Абу Суфьян сообщил Посланнику Аллаха о том, что сказал Са‘д. На это Пророк возразил: «Солгал Са‘д, напротив, в этот день Кааба будет возвеличена и в этот день она будет покрыта!». Затем Пророк велел водрузить знамя на аль-Хаджун – гору, возвышающуюся над Меккой.

 

Посланник Аллаха велел Халиду вступить в Мекку со стороны нижней части города, со стороны Кудай. А сам Пророк вошел в Мекку со стороны Када, расположенного в верхней части города. Тогда глашатай возвестил: «В безопасности будет тот, кто запрет за собой двери! И в безопасности будет тот, кто укроется в Запретной мечети! И в безопасности будет тот, кто войдет в дом Абу Суфьяна!». Эта самая большая милость к нему.

 

Пророк запретил убивать тех, кто не сражается, за исключением группы, грехи которых были слишком велики. Это были люди, которые нанесли Исламу и его приверженцам сильные страдания – они были приговорены к смерти, даже если будут держаться за покрывала Каабы[5].

 

Это были ‘Икрима ибн Абу Джахль, Сафван ибн Умайя, Хаббар ибн аль-Асвад, аль-Харис ибн Хишам, Зухейр ибн Умайя[6], Вахши – убийца Хамзы, Хинд бинт ‘Утба –  жена Абу Суфьяна и Абдуллах ибн Абу Сарх – он сначала принял Ислам и записывал для Посланника Аллаха откровения, но затем отрекся от религии и возвел ложь на Пророка, говоря: «Мухаммад велит мне писать «Всезнающий и Мудрый», а я писал «Прощающий и Милосердный». И он говорил: «И так пойдет»»[7]. Кроме них в этом списке было еще несколько человек.

 

Отряд Халида ибн аль-Валида столкнулся с группой курайшитов[8], которая ему преградила путь. Он сразился с ними, из них погибло двадцать четыре человека, из мусульман двое. Халид вошел в Мекку, применив силу.

 

А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не встретил никакого сопротивления. Он продолжал двигаться вперед на своем верховом животном и в знак благодарности Аллаху за эту победу склонял голову так низко, что борода его почти касалась седла. За его спиной ехал Усама ибн Зайд. На утро в пятницу двадцатого числа месяца рамадан Пророк дошел до аль-Хаджуна, на котором было водружено знамя. Там для него поставили палатку, где находились Умм Саляма и Маймуна. Пророк немного отдохнул.

 

После этого он двинулся в сторону мечети, рядом с ним находился Абу Бакр, который беседовал с ним. Пророк читал суру «аль-Фатх», пока не дошел до Каабы. Он совершил таваф верхом на своей верблюдице. Затем он подошел к Черному камню и прикоснулся к нему, а потом совершил обход вокруг Каабы, держа в руках лук. Вокруг Каабы было расставлено триста шестьдесят идолов, и Пророк стал поочередно стучать по ним своим луком со словами: «Говори: «Пришла истина, исчезла ложь. Поистине, ложь обречена на исчезновение»»[9], – а идолы падали лицами вниз. Он велел вынести из Каабы всех идолов.

 

Внутри Каабы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел различные изображения, в том числе изображение Ибрахима и Исмаиля  (мир им обоим) с гадательными стрелами в руках, и он воскликнул: «Да разразит их Аллах, клянусь Аллахом, они никогда не занимались этим!».[10]

 

С тех пор Кааба очищена от идолов. Языческая вера арабов была уничтожена.

 

[1] См. «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/134) и «ад-Даляиль ан-нубувва» (5/7).

 

[2] Бухари, № 4025; Муслим, № 2494.

 

[3] Бухари, № 4027. Аль-Кадид – родник, находящийся на расстоянии сорока двух миль от Мекки в сторону Медины.

 

[4] Бухари, № 4030.

 

[5] Абу Дауд, № 2683.

 

[6] Брат Умм Салямы – матери правоверных. Его матерью была 'Атика бинт Абдуль-Мутталиб, он сын тетки Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он сыграл большую роль в разрыве договора о блокаде родственников Пророка. Мнения разошлись относительно его смерти, было ли это при Бадре или Ухуде. Некоторые считают, что он после завоевания Мекки отправился в Йемен, где и умер, будучи неверующим.

 

[7] Потом он вновь принял Ислам, и проявил себя с достойной стороны. Умар ибн аль-Хаттаб поручал ему исполнять некоторые должности в качестве наместника, потом Усман ибн Аффан назначал его правителем. См. «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/409).

 

[8] Под командованием Сафвана ибн Умаййи, Сухейля ибн Амра и Икримы ибн Абу Джахля.

 

[9] Сура «аль-Исра», аят 81. Бухари, № 4036; Муслим, № 1781.

 

[10] Бухари, № 1524.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх

Комментарии: 2

Правила форума
Руслан Ямилов
Руслан Ямилов
0
Ассаляму аляйкум уа рахматуллахи уа баракатух.

Исправьте, пожалуйста.
Абу Бакр, узнав, куда они собираюься. 11-ый абзац
17 сентября, 23
Администратор сайта
Администратор сайта
0
Исправлено.
24 сентября, 23
Список уроков