Циклы Авторы Сортировка

Часть 70. Поход Али ибн Абу Талиба на племя Са‘д ибн Бакр

143
27 апреля, 21
Поход ‘Уккаши ибн Михсана в аль-Гамир[1]

 

Племя Асад, как мы рассказывали, доставляло немало неприятностей мусульманам, чей путь проходил мимо их селений. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил 'Уккашу ибн Михсана во главе отряда из сорока человек, чтобы успокоить их.

 

Когда отряд мусульман приблизился к их жилищам, бедуины разбежались все, за исключением одного спящего человека. Мусульмане гарантировали ему безопасность, если он расскажет им, где находится их скот – он согласился, и мусульмане захватили сто верблюдов и пригнали их в Медину, не встретив никакого сопротивления.

 

Поход Мухаммада ибн Маслямы на Зуль-Касса

 

В месяц рабиʼу-ль-авваль до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) дошли сведения о том, что жители Зуль-Кассы[2] хотят напасть на скот мусульман, который пасся в аль-Хайфе.[3]

 

Пророк отправил к ним Мухаммада ибн Масляму во главе отряда из десяти мусульман. Отряд добрался туда ночью. Враги узнали об их выступлении практически сразу, и к моменту прибытия отряда Ибн Маслямы вражеское войско из ста человек уже было готово. Они подстерегли мусульман, и когда те заснули, стали их обстреливать из луков. Мусульмане взялись было за оружие, однако враг был сильнее. Погибли все, за исключением самого Ибн Маслямы. Его сочли мертвым и бросили среди тел.

 

Мухаммад ибн Масляма вернулся в Медину и обо всем рассказал Посланнику Аллаха, после чего он (да благословит его Аллах и приветствует) направил туда Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха, чтобы отомстить врагам. Шел месяц в месяц раби'у-ль-ахыр. Когда они добрались до их селений, враги разбежались в разные стороны. Мусульмане увели их скот и вернулись в Медину.

 

Поход Зайда ибн Харисы на племя Сулейм в аль-Джамуме

 

Племя Сулейм было одним из союзных племен в битве при Ухуде, они преграждали дорогу мусульманам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в тот же месяц раби'у-ль-ахыр отправил Зайда ибн Хариса в местность аль-Джамум, чтобы сразиться с ними.

 

Когда мусульманское войско достигло их жилищ, враги разбежались. Но мусульмане встретили одну из женщин племени Музейна, и она указала им, где находились люди племени. Найденный скот захватили, а мужчин взяли в плен. Среди пленных был и муж этой женщины. Когда они вернулись обратно, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отпустил ее на волю и выдал замуж.

 

Поход Зайда ибн Харисы на аль-'Ис

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнал, что из Шама в Мекку возвращается караван курайшитов. Он отправил Зайда ибн Хариса во главе ста семидесяти всадников преградить курайшитам путь.

 

Мусульмане захватили караван вместе во всеми людьми, среди которых был и Абуль-'Ас ибн ар-Раби' – муж Зайнаб, дочери Посланника Аллаха. Он был одним из лучших и богатейших торговцев Мекки и оставался верным своему племени.

 

Он обратился к своей жене Зайнаб с просьбой о заступничестве, и она согласилась взять его под защиту. Она объявила об этом после того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил утренний намаз. И Посланник Аллаха ответил:

 

«Мусульмане как одна рука, даже самый низкий из них по положению может покровительствовать от имени мусульман, мы взяли под свою защиту того, кого ты взяла под свою защиту»[4].

 

Это лучшее, что было сказано о равенстве между мусульманами. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернул ему абсолютно всю захваченную добычу вместе с пленными. Абу-ль-'Ас вернулся в Мекку и отдал доверенное ему имущество владельцам, а потом принял Ислам и переселился в Медину, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернул ему его жену[5].

 

Поход Зайда ибн Харисы на ат-Тараф

 

Племя Са‘ляба, убившее все войско Мухаммада ибн Масляма, расположилось в местности ат-Тараф[6].  В месяц джумада аль-ахыр Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил сразиться с ними Зайда ибн Хариса с отрядом из пятнадцати человек. Когда бедуины увидели подступающий отряд, они решили, что это только авангард войска Посланника Аллаха и разбежались, оставив свой скот. Мусульмане увели скот и вернулись в Медину без боя через четыре дня.

 

Поход Зайда ибн Харисы на долину аль-Кура

 

Люди из племени Фазара преградили дорогу торговому каравану, который Зайд ибн Хариса вел обратно из Шама, едва не убили его самого и забрали все, что было в этом караване.

 

Вернувшись в Медину, Зайд рассказал об этом Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и в месяц раджаб Пророк отправил его во главе войска к племени Фазара. Грабители проживали в долине аль-Кура[7]. Мусульмане окружили врагов, напали на них внезапно и убили многих. В плену оказалась жена одного из вождей племени. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) попросил ее в качестве подарка у того, кто взял ее в плен, затем обменял на пленного мусульманина в Мекке.

 

Поход ʼАбд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа в Думат аль-Джандаль

 

В месяц ша'бан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Абдуррахмана ибн Ауфа с отрядом из семисот своих сподвижников для сражения с племенем Кальб в Думат аль-Джандаль.

 

Пророк сделал ему такое наставление:

 

«Выступайте в поход с именем Аллаха и на пути Аллаха сражайтесь с теми, кто не верит в Аллаха. Выступайте в поход и не обманывайте, не поступайте вероломно, не уродуйте и не оскверняйте тела убитых [врагов] и не убивайте детей – это вам установление Всевышнего Аллаха и путь вашего Пророка»[8].

 

Абдуррахману ибн Ауфу вручили знамя, и войско двинулось в путь с благословения Аллаха. По прибытии мусульмане стали призывать людей племени Кальб к Исламу и продолжали призыв в течение трех дней, а на четвертый день Ислам принял предводитель племени аль-Асбаг ибн Амр – христианин[9] – вместе с ним приняла ислам целая группа людей из его племени, остальные довольствовались выплатой дани. Абдуррахман ибн Ауф взял в жены дочь[10] их правителя, согласно велению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Это лучший способ укрепления дружественных отношений между предводителями, ведь узы родства лучше всего побуждают заботиться друг о друге. Как же прекрасна политика любви и согласия!

 

Поход Али ибн Абу Талиба на племя Са‘д ибн Бакр

 

В месяц ша'бан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Али ибн Абу Талиба во главе отряда из ста человек для сражения с племенем Са‘д ибн Бакр, обитавшим в оазисе Фадак[11].

 

Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стало известно, что они собирают армию, чтобы оказать помощь иудеям Хайбара в борьбе против мусульман, в обмен на поставки фиников из Хайбара. Отряд отправился в поход. В пути они схватили вражеского шпиона, который признался, что его направили в оазис Хайбар, чтобы заключить с ними вышеупомянутый договор. Мусульмане в обмен на его жизнь попросили указать место расположения врага, он согласился. Мусульмане отбили скот у пастухов, пастухи бежали и предупредили остальных людей. Враги бежали в страхе, не оказав мусульманам сопротивления. Али ибн Абу Талиб вернулся со своим войском, захватив пятьсот верблюдов и две тысячи овец. Таким образом, планам многобожников не суждено было сбыться – они ничем не помогли иудеям.

 

Смерть Абу Рафи'а

 

Подстрекателем жителей Хайбара на войну против мусульман был их же предводитель Абу Рафи' Саллям ибн Абу аль-Хукайк[12]. Его называли «торговцем жителей Хиджаза», поскольку он был искусным в торговых делах. Он был сказочно богат, своим богатством играл сердцами иудеев как хотел.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предложил убить его, на это дело вызвалось пять человек из племени Хазрадж, главным среди них был Абдулла ибн 'Атик. Они желали получить такую же награду, какую получили их братья ауситы, которые убили Ка'ба ибн аль-Ашрафа.

 

Одной из милостей Всевышнего Аллаха своему Посланнику было то, что ауситы и хазраджиты соперничали друг с другом в исполнении приказов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Что бы ни делали ауситы для Посланника Аллаха, хазраджиты тут же старались совершить нечто подобное. Посланник Аллаха передал им это дело, назначив старшим над ними Абдуллу ибн Атика, и запретил им убивать ребенка или женщину[13].

 

Они добрались до Хайбара. Абдулла сказал своим товарищам[14]: «Стойте здесь, я подойду к охраннику поговорю с ним мягко и, возможно, сумею войти без сопротивления». Затем он приблизился к воротам, сделав вид, будто бы справляет нужду. Люди уже вошли, и тут охранник позвал его: «Абдулла если хочешь войти – входи, я закрываю ворота». Абдулла вошел и подождал в укрытии, пока не уснет охранник, затем взял у него ключи и отворил ворота, чтобы позже беспрепятственно уйти через них. Он направился к дому ибн Абу Рафи'а аль-Хукайка. Он отпирал двери, ведущие к нему, и запирал изнутри каждую дверь, в которую входил, пока не дошел до комнаты, в которой был Абу Рафиʼа. Он спал в тёмном помещении среди членов своей семьи, но где именно он находится, определить было сложно. Тогда он позвал его по имени: «О, Абу Рафи‘!». Тот спросил: «Кто это?».

 

Абдулла пошёл на его голос и ударил его мечом, но не смог убить, замешкавшись. Его жена сказала: «Это голос ибн Абу 'Атика». Абу Рафи' воскликнул: «Да лишится тебя мать, откуда может быть здесь ибн Абу 'Атик?!». Он громко закричал, Абдулла же выскочил из помещения, подождал некоторое время поблизости, а потом снова вошёл туда и спросил: «Что это за крик, о Абу Рафи‘?». Тот ответил: «Горе твоей матери! Только что какой-то человек ударил меня мечом в моём же доме!». Определив, откуда доносится голос, Абдулла нанёс ему еще несколько сильных ударов, но ему опять не удалось убить его. Абдулла спрятался, а затем вышел из укрытия, как спешащий на помощь человек, а наткнувшись на Абу Рафи'а, лежащего на спине, вонзил в него меч так, что услышал хруст костей. Затем он выбежал из дома, а поскольку у него было плохое зрение, он упал с лестницы и сломал себе ногу. Абдулла наспех перевязал её своей чалмой, добрался до своих товарищей и закричал: «Бежим, ибо Аллах погубил Абу Рафи‘а!».

 

Вернувшись, они пришли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) рассказать обо всем, и Пророк сказал ему: «Вытяни свою ногу». Абдулла передает: «Я вытянул её, и он провёл по ней рукой, после чего боль прошла, будто её и не было вовсе, и нога стала еще лучше, чем была».

 

Посмотри – да хранит тебя Аллах – как мусульмане легко преодолевали трудности ради Посланника Аллаха! И Аллах был доволен ими и сделал их довольными.

 

Поход Абдуллы ибн Равахи на Усайра ибн Ризама

 

Когда был убит Ка'б, иудеи на его место назначили Усайра ибн Ризама[15]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил к ним человека, чтобы узнать о намерениях Усайра. До Пророка донесли, что он сказал своему народу: «Я поступлю с Мухаммадом так, как не поступал с ним никто до меня. Я пойду к племени Гатафан и попрошу их выступить против него войной». Последующие действия Усайры подтверждали его заявление. Посланник Аллаха направил Абдуллу ибн Раваха аль-Хазраджи с группой из тридцати человек, чтобы склонить Усайра на свою сторону.

 

Когда мусульмане прибыли на место, то спросили Усайра: «Будем ли мы в безопасности, пока не расскажем, зачем пришли?». Тот ответил: «Да! Я для себя прошу того же». Мусульмане согласились, а затем предложили ему поехать к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и отказаться от своих намерений развязать войну, за это Пророк назначит его своим наместником в Хайбаре, и его жители будут в безопасности. Усайр согласился и выехал вместе с тридцатью иудеями, каждый из них сидел верхом позади мусульманина. Когда они находились в аль-Каркаре — в шести милях от Хайбара, Усайр пожалел о своем решении ехать и задумал избавиться от соглашения. Он попытался выхватить меч Абдуллы ибн Унайса, но тот увернулся и, спрыгнув с лошади, воскликнул: «Это вероломство, о враг Аллаха!». Абдулла ударил его мечом, отрубив ему ногу, и через некоторое время Усайр скончался от ранения. Каждый из сподвижников Посланника Аллаха набросился на своего спутника из иудеев и убил его. Таким было наказание за вероломство.

 

История 'Укаль или 'Урайны

 

В месяц шавваль к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) явилась группа людей из племени ‘Укаль или ‘Урайна[16]. Они заявили, что приняли Ислам и присягнули Посланнику Аллаха. Они болели, цвет их кожи был желтым, климат Медины не подходил для них. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел им отправиться на пастбище, где пастух пас несколько верблюдов, и велел им пить верблюжье молоко и верблюжью мочу. Поправившись, они воздали злом за добро – убили пастуха, надругались над его телом и угнали верблюдов.

 

Когда об этом стало известно Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он отправил в погоню за ними Курза ибн Джабира аль-Фихри во главе отряда из двадцати сподвижников. Им удалось настичь их и захватить всех до единого. Когда их привели в Медину, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел поступить с ними так же, как они поступили с телом пастуха: им отрубили руки и ноги, выкололи глаза, а потом бросили на каменистом участке земли, где они и оставались, пока не умерли.

 

Такая судьба ожидает предателя, от которого не стоит ждать исправления. Такие деяния нечестивцев свидетельствуют о внутренней порочности и родовой безнравственности. После этого случая Посланник Аллаха строго запретил обезображивать тела[17].

 

Поход Амра ибн Умайя ад-Дамри

 

Как-то раз Абу Суфьян в обществе людей своего племени сказал: «Мухаммад ходит по рынкам. Не отправится ли кто-нибудь убить его, чтобы мы от него избавились?». Один из присутствующих вызвался сделать это, и ему дали верховое животное, деньги и снарядили в путь. Этот человек выехал в Медину и прибыл утром шестого дня. Сразу же по прибытии он расспросил местных людей о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ему сказали, что он находится в мечети рода Абдуль-Ашхаль. Увидев его, Пророк сказал: «Этот человек замышляет дурное, но Аллах защитит меня от него». Он подошел, чтобы склониться над Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в этот момент Усайд ибн Худайр схватил его за нижнюю часть одежды, и у него выпал кинжал. Он тут же раскаялся. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) расспросил его о причине такого решения, и он рассказал ему всю правду после того, как взял слово с Пророка сохранить ему жизнь. После чего Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отпустил его.

 

Он сказал: «Клянусь Аллахом! О Мухаммад, я никогда не боялся людей, но когда увидел тебя, помутнел мой разум, и я испугался. Затем ты узнал о моем намерении, которого никто не знал, и я понял, что ты защищен, и что ты на истине, а партия Абу Суфьяна – партия дьявола».

 

После этого случая Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Амра ибн Умаййя ад-Дамри, который во времена джахилии был известен своей храбростью и жесткостью, чтобы убить Абу Суфьяна за покушение на Посланника Аллаха. Пророк отправил вместе с ним еще одного человека. Прибыв в Мекку, они отправились совершить обход вокруг Каабы перед тем, как исполнить задуманное. Один из жителей Мекки увидел его и, узнав, воскликнул: «Амр ибн Умайя! Ей-богу, он пришел в Мекку не с добром!». После этого случая невозможно было предпринять что-либо, не подвергнув себя опасности, и они поспешно вернулись в Медину. Всевышний Аллах пожелал, чтобы Абу Суфьян оставался живым, чтобы позже вручить ключи от Каабы мусульманам и принять истинную религию.

 

[1] Место, где находился источник воды племени Асад.

 

[2] Место на расстоянии 24 миль от Медины по дороге в Рабзу.

 

[3] Находится рядом с Мединой.

 

[4] Аль-Байхакы в «Сунан аль-кубра» (9/95).

 

[5] Абу Дауд, № 2240.

 

[6] Источник на расстоянии 36 миль от Медины по дороге в Ирак.

 

[7] Местность севернее Медины.

 

[8] Муслим, № 1731.

 

[9] Он жил в одно время с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), но не видел его.

 

[10] Тамадур бинт аль-Асбаг, она родила ему сына – Абу Саляму ибн Абдуррахман, одного из лучших табиинов и ученого своего времени.

 

[11] Деревня на расстоянии шести дней пути со стороны Хайбара.

 

[12] Передал Бухари, № 3812.

 

[13] Пророк перед походами часто напоминал об этом.

 

[14] Абдулла ибн Унайс, Абу Катада, аль-Асвад ибн Хуза'и и Мас'уд ибн Синан, так передается в «Табакат».

 

[15] Ибн Хишам сказал: «Ибн Разам», а в «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да: «Ибн Зарам».

 

[16] Бухари, № 231; Муслим, № 1671.

 

[17] Относительно этого были ниспосланы Слова Всевышнего Аллаха: «Поистине, наказание тем, кто пытается воевать против Аллаха и Его Посланника, и распространяет на земле порок, – смертная казнь (за преднамеренное убийство, но только по решению шариатского судьи) или распятие (за грабеж и убийство), или же отсечение рук и ног накрест (за грабеж), или изгнание из места проживания…». (Сура «аль-Маида», аят 33)

 

Передал Бухари, № 4334.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков