Циклы Авторы Сортировка

Часть 65. Клевета на Аишу, да будет Аллах ею доволен

478
16 марта, 21

Клевета на Аишу, да будет Аллах ею доволен[1]

 

Второй случай был еще более мерзким, чем первый, а последствия его оказались значительно хуже.

 

Речь о клевете на правдивую госпожу Аишу – супругу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – её обвинили в прелюбодеянии с Сафваном ибн аль-Му'атталь ас-Сульми. Находясь со своим войском недалеко от Медины, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объявил, что следует выступить в путь ночью. В момент, когда был отдан этот приказ, Аиша вышла по нужде за пределы лагеря. Возвращаясь обратно в лагерь, она коснулась рукой груди и поняла, что пропало её ожерелье из оникса. Тогда она вернулась назад и долго искала ожерелье.

 

Между тем, люди, сопровождавшие ее, подошли к ее паланкину, подняли его и погрузили на спину того верблюда, на котором она ехала, считая, что она находится внутри. В те времена женщины ели мало и весили мало, к тому же, Аиша на тот момент была совсем юной, поэтому люди, поднявшие паланкин, не заметили ее отсутствия.

 

Верблюда погнали, войско двинулось в путь. Госпожа Аиша нашла свое ожерелье но, вернувшись в лагерь, никого там не застала. Тогда она направилась к тому месту, где стоял ее паланкин, решив, что они обнаружат ее отсутствие и вернутся за ней.

 

Просидев там некоторое время, она заснула от усталости. Утром ее обнаружил Сафван аль-Му‘атталь, который еще раньше отстал от войска по своим причинам. Увидев спящего человека, он подошел ближе и узнал Аишу, так как ему приходилось видеть ее до того, как она стала носить покрывало.

 

Он воскликнул: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение!». Аиша проснулась. Тогда Сафван молча опустил на колени свою верблюдицу и удерживал ее переднюю ногу, пока Аиша также молча садилась на нее, после чего Сафван повел верблюдицу. Они шли без остановок, пока не добрались до войска, остановившегося для полуденного отдыха.

 

И в этот момент обрекли себя на погибель те, кто решился на эту клевету. Главным же клеветником был Абдуллах ибн Убайй. Вернувшись в Медину, Аиша заболела и пролежала целый месяц, а в это время отвратительные слухи стали распространяться.

 

Она почувствовала, что отношение Посланника Аллаха к ней изменилось – он был уже не таким ласковым с ней, каким бывал прежде, когда она болела – в этот раз он только приходил, приветствовал и спрашивал о ее состоянии. Затем она с Умм Мустах ибн Усаса отправилась за пределы дома, куда они ходили по большой нужде. По дороге Умм Мустах споткнулась о свой подол и воскликнула: «Да чтоб ты пропал, Мустах!». Аиша сказала: «Ты говоришь плохие слова! Как можешь ты ругать человека, участвовавшего в битве при Бадре?!». Умм Мустах спросила: «Разве ты не слышала, что они говорят?», – после чего пересказала слухи.

 

От этого Аише стало хуже. А когда к ней пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы узнать о ее здоровье, она попросила разрешения лечиться в доме отца. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил, и уже в доме своих родителей она спросила у матери: «Что говорят люди?». Ее мать ответила: «О доченька, не придавай большого значения этому делу! Клянусь Аллахом, редко бывает так, чтобы о красивой женщине, которую любит муж, имеющий и других жен, не говорили много (ложного)!». Аиша воскликнула: «Преславен Аллах! Так люди действительно говорят такое?». После этого она проплакала всю ночь, не смыкая глаз.

 

Откровение, которое бы разрешило эту ситуацию, задерживалось, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позвал к себе Али ибн Абу Талиба и Усаму ибн Зайда, чтобы посоветоваться с ними относительно развода со своей женой. Усама отозвался о его женах хорошо, после чего сказал: «Не разводись со своей женой, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, мы слышали о ней только хорошее!».

 

Али ибн Абу Талиб же сказал: «О Посланник Аллаха, Всевышний не ограничивает тебя, и кроме нее есть много других женщин. Спроси ее служанку, и она скажет тебе правду!».

 

Тогда посланник Аллаха призвал к себе Бариру и спросил: «О Барира, замечала ли ты за ней что-нибудь такое, что показалось бы тебе подозрительным?». На это Барира ответила: «Нет, клянусь Тем, кто послал тебя с истиной! Самый большой ее недостаток, о котором я знаю, заключается в том, что она еще очень молода и иногда засыпает, оставляя тесто, а потом приходят козы и съедают его».

 

В тот же день Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на минбар и сказал: «Кто поможет мне наказать человека, который нанес мне обиду, оклеветав члена моей семьи? Клянусь Аллахом, о членах моей семьи мне известно только хорошее, а кроме того, они говорят дурное о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!».

 

Са‘д ибн Му‘аз встал и сказал: «О Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я избавлю тебя от него: если он из племени Аус, мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из племени Хазрадж, то тебе стоит только приказать нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!». Вождь хазраджитов Са‘д ибн ‘Убада всегда прежде поступал так, как подобает поступать праведному человеку, а сейчас, побуждаемый желанием защитить свое племя, он встал и сказал: «Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьешь его и не сможешь сделать этого!».

 

Усайд ибн аль-Худайр сказал: «Клянусь Аллахом, это ты лжешь! Клянусь Аллахом, мы убьем его, а ты – лицемер, защищающий лицемеров!».

 

После этого ауситы и хазраджиты разволновались настолько, что готовы были начать драться, но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), стоявший до этого на минбаре, спустился вниз и успокаивал их, пока они не замолчали.

 

А Аиша проплакала и весь последующий день и всю последующую ночь, а утром к ней пришли родители. Она сказала: «Я проплакала две ночи и один день, и мне даже стало казаться, что печень моя разорвется от плача». И когда родители сидели у нее, пришел к ней Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О Аиша, дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты невиновна, то Аллах уже скоро оправдает тебя, если же ты согрешила, то проси у Аллаха прощения и принеси Ему свое покаяние, ибо, поистине, если раб признает свой грех и покается, то Аллах примет его покаяние!».

 

Услышав это, Аиша перестала плакать, из её глаз больше не упало ни одной слезинки, и она сказала своим родителям: «Ответьте за меня Посланнику Аллаха!». Они сказали: «Клянемся Аллахом, мы не знаем, что сказать Посланнику Аллаха!». Тогда она сказала родителям: «Клянусь Аллахом, я знаю, что вы наслушались того, что говорят люди, это запало вам в душу, и вы посчитали слухи правдой. И если я скажу вам, что я невиновна, а Аллах знает, что я действительно невиновна, вы не поверите мне, если же я признаюсь вам в том, что совершила это – а Аллах знает, что на самом деле я невиновна – то вы поверите мне! Клянусь Аллахом, не могу я найти для вас и себя подходящего примера, кроме слов отца Юсуфа, который сказал:

 

وَجَاءُوا عَلَى قَمِيصِهِ بِدَمٍ كَذِبٍ قَالَ بَلْ سَوَّلَتْ لَكُمْ أَنفُسُكُمْ أَمْرًا فَصَبْرٌ جَمِيلٌ وَاللَّهُ الْمُسْتَعَانُ عَلَى مَا تَصِفُونَ

 

«И (мне остается только проявить) прекрасное терпение (выразив довольство предначертанным). Лишь Аллах может помочь (принять) то, что вы рассказали (и показать, как было все на самом деле)». (Сура «Юсуф», аят 18)

 

Сказав это, она повернулась к присутствующим спиной. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не успел встать со своего места, как Аллах уже ниспослал ему откровение из суры «Нур», оправдавшее невинную Мать правоверных 'Аишу:

 

إِنَّ الَّذِينَ جَاءُوا بِالْإِفْكِ عُصْبَةٌ مِّنكُمْ لَا تَحْسَبُوهُ شَرًّا لَّكُم بَلْ هُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُم مَّا اكْتَسَبَ مِنَ الْإِثْمِ وَالَّذِي تَوَلَّى كِبْرَهُ مِنْهُمْ لَهُ عَذَابٌ عَظِيمٌ

 

لَّوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ ظَنَّ الْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بِأَنفُسِهِمْ خَيْرًا وَقَالُوا هَذَا إِفْكٌ مُّبِينٌ

 

لَّوْلَا جَاءُوا عَلَيْهِ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاءَ فَإِذْ لَمْ يَأْتُوا بِالشُّهَدَاءِ فَأُولَئِكَ عِندَ اللَّهِ هُمُ الْكَاذِبُونَ

 

وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ لَمَسَّكُمْ فِي مَا أَفَضْتُمْ فِيهِ عَذَابٌ عَظِيمٌ

 

إِذْ تَلَقَّوْنَهُ بِأَلْسِنَتِكُمْ وَتَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُم مَّا لَيْسَ لَكُم بِهِ عِلْمٌ وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّنًا وَهُوَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمٌ

 

وَلَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ قُلْتُم مَّا يَكُونُ لَنَا أَن نَّتَكَلَّمَ بِهَذَا سُبْحَانَكَ هَذَا بُهْتَانٌ عَظِيمٌ

 

يَعِظُكُمُ اللَّهُ أَن تَعُودُوا لِمِثْلِهِ أَبَدًا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

 

وَيُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

 

إِنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَن تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

 

وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ وَمَن يَتَّبِعْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ فَإِنَّهُ يَأْمُرُ بِالْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ مَا زَكَى مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ أَبَدًا وَلَكِنَّ اللَّهَ يُزَكِّي مَن يَشَاءُ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

 

«Поистине, оклеветала (мать верующих Аишу, да будет доволен ею Аллах) группа из вас (верующих). Не думайте, что это зло для вас. Нет, это хорошо для вас. Каждый из них получит (воздаяние за) заработанный им грех. А тому, кто стал зачинщиком этого (Абдуллаху ибн Убайю) – великое наказание (в Аду).


12. Почему же, услышав это (ложное известие), верующие мужчины и женщины не подумали о своих (других верующих) хорошее и не сказали: «Это — очевидная клевета»?


13. Почему они (распустившие отвратительный слух) не привели четырех свидетелей? Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом (то есть, по Его решению) они лжецы.


14. И если бы не щедрость и милость Аллаха к вам в земном мире и в мире вечном, то постигло бы вас за ваши пространные (и лживые) речи великое наказание.
 

15. Вы распространяете это (передавая от одного к другому ложь и сплетни) своими языками и говорите то, о чем ничего не знаете, думая, что это незначительное дело (за которое не будет наказания). Но перед Аллахом это — великий грех.


16. И почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не следует обсуждать подобное. Пречист Ты (от любых недостатков)! Ведь это — великая клевета»?

 

17. Аллах наставляет вас никогда не возвращаться к подобному, если вы верующие.

 

18. И Аллах объясняет вам аяты (содержащиеся в них правила и законы). И Аллах — Знающий, Мудрый.

 

19. Поистине, любящим распространять мерзости о верующих, – болезненное наказание и в этом мире, и в мире вечном. Аллах знает (что распространяемые слухи – ложь), а вы не знаете (не можете знать, где ложь, а где правда).

 

20. И если бы не щедрость и не милость Аллаха к вам (то наказание постигало бы грешников сразу). Поистине, Аллах – Снисходительный, Милующий.

 

21. О верующие! Не идите по стопам шайтана (не поддавайтесь его внушению)! Идущий по стопам шайтана (не преуспеет), ведь он (шайтан) призывает к разврату и порицаемому (Шариатом). И если бы не щедрость и милость Аллаха к вам, то никто никогда из вас не очистился бы (не получил бы прощения). Но Аллах очищает, кого пожелает (принимая его покаяние). И Аллах — Слышащий, Знающий (абсолютно все)» (Сура «ан-Нур», аяты 11-21)

 

А когда ниспослание откровения закончилось, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) улыбнулся и сказал: «О Аиша, благодари Аллаха, ибо Аллах оправдал тебя!».

 

Мать Аиши сказала: «Подойди к Посланнику Аллаха и поблагодари его!» – но она возразила ей, сказав: «Нет, клянусь Аллахом, я не подойду к нему и не стану благодарить никого, кроме Аллаха!».

 

После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал подвергнуть наказанию людей, открыто распространявших клевету. Каждый из них получил по восемьдесят ударов за клевету. Их было трое: Химна бинт Джахш, Мустах ибн Асаса и Хассан ибн Сабит.

 

Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) оказывал помощь Мустаху ибн Асасе, так как тот состоял с ним в родстве, но когда Мустах стал распространять клевету, прекратил делать это. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят:

 

وَلَا يَأْتَلِ أُولُو الْفَضْلِ مِنكُمْ وَالسَّعَةِ أَن يُؤْتُوا أُولِي الْقُرْبَى وَالْمَسَاكِينَ وَالْمُهَاجِرِينَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا أَلَا تُحِبُّونَ أَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 

“И пусть не клянутся благородные и богатые среди вас, что не станут (впредь) помогать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха. Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? И Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)!” (Сура «ан-Нур», аят 22).

 

После этого Абу Бакр сказал: «Да, о Посланник Аллаха, конечно же, я хочу, чтобы Аллах простил меня!”[2] – после чего он снова стал помогать Мустаху как раньше.

 

Это был один из ярких примеров вреда, который причиняли верующим лицемеры. Они проникают в общество людей, выражая им свою любовь, в то время как сердца их наполнены ненавистью. Они просто ждут удобного случая, чтобы начать распространять смуту. Да защитит нас Аллах от их зла! 

 

 

[1] Передал Бухари под № 4473 в книге о тафсире, глава: «Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины не подумали…» и в других местах. Муслим под № 2770 в книге о покаянии, глава: хадис о клевете и принятии покаяния клеветника. См. «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/298).

 

[2] Бухари, № 4473.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков