Делегация правителя Айлы
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не встретил войска, о котором ему рассказывали. Он провел там несколько дней, в течение которых к нему явился правитель Айлы
[1] Юханна, вместе с ним пришли жители Джарбы, Азруха
[2] и Микна
[3]. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заключил с ним мирный договор, предусматривающий выплату подушной подати. Юханна не принял Ислам. После этого Посланник Аллаха написал ему грамоту. В грамоте, полученной правителем Айлы, было написано следующее:
– С именем Аллаха Милостивого, Милующего!
Это — гарантия безопасности от Аллаха и Мухаммада, посланника Аллаха, Юханне, сыну Раубы, и жителям Айлы, их кораблям и их караванам на суше и на море. Им обеспечивается защита Аллаха и защита Пророка Мухаммада, а также находящимся вместе с ними жителям Шама, жителям Йемена, жителям побережья; кто из них совершит проступок, не спасет того богатство, и оно достанется тем людям, которые заберут его. И не разрешается препятствовать им, пользоваться ни их источниками воды, ни сухопутными или морскими путями, которые они пожелают выбрать. Эту грамоту записали Джухайм ибн ас-Сальт и Шурахбиль ибн Хасана с позволения Посланника Аллаха.
Грамота жителям Азруха и Джарба
В грамоте, полученной жителями Азруха и Джарба, было написано следующее:
Это грамота Мухаммада жителям Азруха и Джарба. Они находятся в безопасности, которую гарантирует Аллах и Мухаммад, и должны уплачивать по сто динаров каждый месяц раджаб без обмана. Аллах возлагает на них обязательство хорошо относиться к мусульманам»[4].
Пророк заключил мир с жителями Микна в обмен на четверть их урожая.
Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовался со своим сподвижниками о продвижении дальше Табука из земель Шама. Умар сказал ему: «Если тебе приказано продолжить поход, то продолжай». Пророк сказал: «Если бы мне было приказано, я бы не стал советоваться». Умар сказал: «О Посланник Аллаха, у византийцев огромные полчища, и в Шаме нет никого из людей Ислама. Мы подошли, и их напугало твое наступление, мы вернемся в этом году, посмотри дальше, что Аллах предопределит». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прислушался к его совету и велел войску возвращаться в Медину.
Мечеть вреда
Когда Пророк приближался к Медине, ему сообщили о мечети вреда
[5].
Эта мечеть была основана группой лицемеров в противовес мечети Куба, чтобы внести раскол в ряды мусульман. Они пришли к Посланнику Аллаха с просьбой совершить молитву в этой мечети. Пророк спросил их о причине строительства мечети. Они поклялись Аллахом:
وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مَسْجِدًا ضِرَارًا وَكُفْرًا وَتَفْرِيقًا بَيْنَ الْمُؤْمِنِينَ وَإِرْصَادًا لِّمَنْ حَارَبَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ مِن قَبْلُ وَلَيَحْلِفُنَّ إِنْ أَرَدْنَا إِلَّا الْحُسْنَى وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ
«И те (двенадцать лицемеров), которые построили мечеть, чтобы (этим) навредить (молящимся в мечети Куба), укрепить неверие, разделить верующих (ведь часть из них делала намаз в мечети Куба, а часть — в их мечети) и построить опорный пункт для тех, кто давно воюет против Аллаха и Его Посланника, — они обязательно станут клясться: «Мы хотели этим только добра» (тем, что построили эту мечеть, — помочь бедным, дать пристанище во время дождя и жары, и сделать хорошее мусульманам). Но Аллах свидетельствует, что они лгут» (
Сура «ат-Тауба», аят 107).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел группе
[6] своих сподвижников отправиться и разрушить ее, они так и поступили.
Когда Пророк вернулся в Медину, к нему стали подходить толпы людей, не принимавших участия в походе, они стали выдвигать всевозможные оправдания и приносить Посланнику Аллаха клятвы. Он (да благословит его Аллах и приветствует) принял их клятву, обратившись к Аллаху с мольбами о прощении для этих людей и оставив то, что они утаили, на усмотрение Аллаха.
Рассказ о троих оставшихся[7]
Пришли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Ка‘б ибн Малик аль-Хазраджи, Мурара ибн ар-Раби‘ аль-Ауси и Хиляль ибн Умайя аль-Ауси, они предпочли сказать правду.
Когда вошел Ка‘б, Пророк улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: «Подойди». Тогда Каʼб подошёл ближе и сел перед ним, а Пророк спросил: «Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?». Он ответил: «Да. Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то, очевидно, смог бы избежать его гнева с помощью ложных оправданий, ибо я наделён красноречием! Но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня уже сейчас, но я надеюсь, что за это Всемогущий и Великий Аллах простит меня! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и, клянусь Аллахом, когда я остался, был я силён и обеспечен как никогда!». Тогда Посланник Аллаха сказал: «Он сказал правду».
Его товарищи также сказали нечто подобное. Пророк сказал про них то же, что и про Ка‘ба, а затем запретил всем остальным своим сподвижникам разговаривать с ними. Им был объявлен полный бойкот, также им самим запретили приближаться к женам. Жена Хиляля ибн Умайи попросила разрешения ухаживать за своим мужем, так как он был беспомощным стариком, у которого нет слуги, Пророк разрешил ей. Они пребывали в таком положении, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил к ним гонца, обрадовавшего их большой милостью. Их встретили толпы людей, поздравляя с тем, что покаяние их было принято Аллахом. Когда Ка‘б вошел в мечеть, его там встретил Посланник Аллаха, лицо его при этом сияло от радости, он сказал: «Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя!». Ка‘б спросил его: «Это от тебя, о Посланник Аллаха, или же от Аллаха?» — на что Пророк ответил: «Нет, это — от Аллаха!». Сев перед ним, Ка‘б сказал: «О посланник Аллаха, в знак благодарности за то, что моё покаяние было принято, я хочу раздать всё своё имущество бедным ради Аллаха и посланника Аллаха!». (На это) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя». После чего он прочитал аяты о его покаянии и покаянии его товарищей:
وَعَلَى الثَّلَاثَةِ الَّذِينَ خُلِّفُوا حَتَّى إِذَا ضَاقَتْ عَلَيْهِمُ الْأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ وَضَاقَتْ عَلَيْهِمْ أَنفُسُهُمْ وَظَنُّوا أَن لَّا مَلْجَأَ مِنَ اللَّهِ إِلَّا إِلَيْهِ ثُمَّ تَابَ عَلَيْهِمْ لِيَتُوبُوا إِنَّ اللَّهَ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ
«(Аллах простил) троих, оставшихся позади (в принятии их покаяния), так что земля показалась им тесной, несмотря на ее просторы (то есть они не могли найти себе места и обрести покой). Их души стали тесными (для их печали о том, что их покаяние не принимается, и они не могли найти радость ни в чем), и они поняли, что им негде укрыться от (гнева) Аллаха, кроме как у Него же. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться (дал им возможность покаяться). Поистине, Аллах — Принимающий покаяние, Милующий (верующих)» (
Сура «ат-Тауба», аят 118).
[1] Айла (Эйлат) – город на берегу Акабского залива на северном побережье Красного моря.
[2] Джарба и Азрух – города на территории Шама, которые находились к северо-востоку от Айлы.
[3] Место недалеко от Айлы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) договорился с ними о взыскании четверти их урожая, они были иудеями.
[4] В «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да грамота имеет продолжение.
[5] См. «Жизнеописание Пророка» ибн Хишама (2/529-530) и «Ад-даляиль ан-нубувва» (5/262-263)
[6] Это были Малик ибн ад-Духшум и Ма'ан ибн 'Адий или его брат 'Асым ибн 'Адий. «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/530).
[7] Передал Бухари, № 4156 и Муслим, № 2769.
Комментарии: 0
Правила форума