Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 56. Порицание за выкуп пленных
Часть 56. Порицание за выкуп пленных
Всевышний Аллах запретил брать пленных, пока не ослабнут те, кто сбивает людей с пути Аллаха и препя...
3 270
12 января, 21

Часть 56. Порицание за выкуп пленных

3 270
12 января, 21

После решения о выкупе пленных Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты:

 

مَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَن يَكُونَ لَهُ أَسْرَى حَتَّى يُثْخِنَ فِي الْأَرْضِ تُرِيدُونَ عَرَضَ الدُّنْيَا وَاللَّهُ يُرِيدُ الْآخِرَةَ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

لَّوْلَا كِتَابٌ مِّنَ اللَّهِ سَبَقَ لَمَسَّكُمْ فِيمَا أَخَذْتُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

 

«Не следовало Пророку брать пленных, пока он не укрепился на земле. Вы (о верующие) хотите земных благ (получить выкуп за пленных), но Аллах хочет (для вас благ) вечной жизни (награды в ней). И Аллах — Могущественный, Мудрый.

 

Если бы не предварительное решение от Аллаха (разрешить вам брать трофеи и выкуп за пленных), то на вас обрушилось бы огромное наказание за это (за то, что вы взяли выкуп)» (Сура «аль-Анфаль», аяты 67-68).

 

Иными словами, Всевышний Аллах запретил брать пленных, пока не ослабнут те, кто сбивает людей с пути Аллаха и препятствует распространению Его религии. Всевышний также упрекает отдельных верующих за стремление к благам этого мира. Если бы не предыдущее решение Всевышнего Аллаха не наказывать того, кто прилагает усилия для вынесения самостоятельного решения в религии, пока намерение его остается благим, то за этим последовало бы наказание.[1]

 

Затем Всевышний Аллах дозволил использовать деньги, полученные от выкупа, который был основан на здравом решении. Это сильный довод в доказательство истинности пророчества нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку если бы Коран был бы его собственным сочинением, то он не стал бы упрекать сам себя за принятое решение.  Более того – решение брать выкуп было согласовано с большинством сподвижников.

 

Всевышний Аллах пообещал тем пленным, у которых намерение было чистым, вернуть им лучшее, чем то, что у них забрали, и простить их.

 

Всевышний Аллах говорит:

 

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّمَن فِي أَيْدِيكُم مِّنَ الْأَسْرَى إِن يَعْلَمِ اللَّهُ فِي قُلُوبِكُمْ خَيْرًا يُؤْتِكُمْ خَيْرًا مِّمَّا أُخِذَ مِنكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 

«О Пророк! Скажи пленникам, которые находятся в ваших руках: «Если Аллах знает, что в ваших сердцах – благо (искренняя вера), то Он даст вам лучшее, чем то, что забрали у вас (то есть выкуп, — увеличит вам многократно достаток в этой жизни и подарит награду в жизни вечной), и простит вас (и ваши грехи). Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий (искренних верующих)» (Сура «аль-Анфаль», аят 70).

 

Всевышний возвысил Ислам битвой при Бадре, укрепил его приверженцев и нанес поражение язычеству и неверию, ударив в самое сердце заблуждения, несмотря на малочисленность мусульман и многочисленность врагов.

 

Это ясное знамение, свидетельствующее о том, что Всевышний Аллах заботится об Исламе и его приверженцах, ведь враг был силен, обладал полным снаряжением, прекрасными конями и самоуверенностью.

 

Поэтому Всевышний Аллах говорит:

 

وَلَقَدْ نَصَرَكُمُ اللَّهُ بِبَدْرٍ وَأَنتُمْ أَذِلَّةٌ فَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

 

«Так, Аллах уже помог вам (в битве) при Бадре, когда вы были слабы» (Сура «Алю Имран», аят 123), [то есть вас было мало, и мудрость этого в том, чтобы вы поняли, что победа – только от Аллаха].

 

Битва при Бадре – это величайшее сражение Ислама, поскольку благодаря ему Ислам обрел силу, и после него свет истинной веры распространился далеко за горизонт.

 

В этой битве были убиты предводители курайшитов – ярые враги Ислама, и страх вселился в сердца остальных арабских племен.

 

С этой победой мусульмане обрели могущество и стали побеждать армии и наводить страх на воинов.

 

Несомненно, мы благодарим Всевышнего Аллаха за эту заботу, и мы считаем день победы при Бадре – семнадцатое число месяца рамадан – праздником, напоминающим о милости Аллаха, проявленной Им по отношению к своему Посланнику и ко всем мусульманам.

 

[1] В тафсирах к этому аяту сказано, что до того Всевышний разрешил мусульманам брать трофеи и выкупать пленных. Это одно толкование. Автор же толкует слова Аллаха «Если бы не предварительное решение от Аллаха, то на вас обрушилось бы огромное наказание за это» иначе: Всевышний Аллах разрешил первым мусульманам совершать иджтихад, то есть самостоятельно искать решение в ситуации, когда от Аллаха еще не пришел ответ в откровении. Однако первое толкование представляется более верным, потому что ученые по усуль аль-фикх установили, что иджтихад сподвижников при жизни Пророка, мир ему и благословение, не был самостоятельным доводом в Шариате – каждое такое решение сподвижников проходило одобрение Пророка, а его иджтихад подкреплялся откровением. Можно сказать, что в ситуации с выкупом пленных Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил разрешенный иджтихад, который Всевышний Господь не одобрил, однако это точно не было ошибкой или грехом, ведь пророки – безгрешны. Кроме того, если бы это было ошибкой, то Аллах не дозволил бы верующим полученные в результате выкупа деньги, а Он дозволил, о чем сказано дальше.
АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Список уроков