Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 82. Поход на Аутас
Часть 82. Поход на Аутас
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) направил в Аутас по следам бежавших язычников отряд...
1 945
21 сентября, 21

Часть 82. Поход на Аутас

1 945
21 сентября, 21

Поход на Аутас

 
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) направил в Аутас по следам бежавших язычников отряд под командованием Абу ‘Амира аль-Аш‘ари, среди которых был Абу Муса аль-Аш‘ари. После короткого боя язычники снова потерпели поражение, мусульмане захватили остатки трофеев. Но в этом сражении погиб командир отряда Абу ‘Амир аль-Аш‘ари, он назначил на свое место сына своего брата Абу Мусу аль-Аш‘ари, который вернулся победителем.
 

Поход на Таиф

 
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправился вместе с теми, кто был с ним в Таифе , чтобы усмирить племена Сакыф и Хавазин. 

Сначала во главе авангарда войска появился Халид ибн аль-Валид. Пророк проходил мимо укрепления Малика ибн ‘Ауфа и велел разрушить его. Потом он остановился возле сада, принадлежащего одному человеку из племени Сакыф. Пророк направил к нему человека со словами: «Или ты выходишь, или мы сожжем тебе твой сад». Но тот отказался выйти. Тогда Пророк приказал сжечь его сад.

После этого мусульмане продолжили свой путь, добрались до Таифа, встали лагерем неподалеку от его укреплений и начали их осаду. Запасов у врагов хватило бы на целый год. Во время этой осады противники обстреливали друг друга из луков и закидывали друг друга камнями.

В самом начале осады мусульмане подверглись сильному обстрелу, и многие были ранены, среди них и Абдуллах, сын Абу Бакра, да будет Аллах ими доволен. Последствия раны продолжали беспокоить его, пока он не умер от этого во время правления своего отца.

Также был ранен Абу Суфьян ибн Харб, который потерял глаз. От ран скончались двенадцать мусульман.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидев, что вражеские стрелы настигают мусульман, перенес лагерь к тому месту, где сейчас находится мечеть Таифа. Там поставили две палатки, в них расположились Умм Саляма и Зайнаб. Осада продолжалась восемнадцать дней.

Халид периодически вызывал врага на поединок, но никто не выходил к нему. Абду Ялейль – предводитель племени Сакыф – сказал ему: «Никто из нас не спустится к тебе, мы продолжим оставаться в нашей крепости. Еды  нам хватит на несколько лет. А если ты останешься здесь до тех пор, пока иссякнут наши запасы, тогда мы все до единого спустимся к тебе, чтобы умереть».

Затем по приказу Пророка стены Таифа стали обстреливать из катапульты, после чего группа бойцов под щитами подошла к стене, чтобы проделать в ней брешь, однако сверху их забросали полосами раскаленного железа, а выскочивших из-под защиты людей обстреляли из луков.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел вырубить и выжечь виноградники, и мусульмане принялись быстро уничтожать их, однако сакифиты стали просить Пророка, чтобы он оставил пальмы и виноградники ради Аллаха и из уважения к родственным связям. На это он сказал: «Я оставляю их ради Аллаха и из уважения к родственным связям».

Через некоторое время глашатай посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил следующее: «Любой раб, которому удастся спуститься из укрепления и прийти к нам, получит свободу», — и к ним перешло примерно тринадцать человек.

Когда Пророк увидел, что к сакифитам подобраться невозможно, он обратился за советом к Науфалю ибн Му‘авийе ад-Дуили: продолжать осаду или же снять ее. Тот сказал: «О Посланник Аллаха, они подобны лисице в норе: если будешь стоять над ней, то схватишь ее, а если уйдешь, она не причинит тебе никакого вреда».

После этого Пророк решил снять осаду и уйти. Кто-то сказал: «О посланник Аллаха, прокляни сакифитов!», – однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, направь сакифитов на путь истинный, и приведи их (к нам мусульманами)!».
 

Раздел военной добычи в аль-Джи‘ране

 
Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в аль-Джи‘рану, где оставлял добычу, собрал ее воедино и разделил на пять частей. Много имущества он отдал людям, которые приняли Ислам незадолго до этого – чтобы окончательно привлечь их на свою сторону – а также тем, кто еще не принял Ислам окончательно, чтобы привить им любовь к Исламу.

Первыми получили свою долю «люди, чьи сердца нужно приручить (муаляфатуль-кулюб)», которым досталось больше всех остальных.

Так, Посланник Аллаха дал Абу Суфьяну ибн Харбу сорок укий золота и сто верблюдов, столько же его сыновьям Му‘авийе и Язиду. Абу Суфьян сказал Пророку: «Пусть мои родители станут выкупом за тебя! Ты щедрый на войне и в мирное время».

Хаким ибн Хизам получил сто верблюдов, но потом попросил еще столько же, и Пророк отдал ему еще сто. И он снова попросил еще столько же, и Пророк снова отдал ему еще сто. Потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хаким, это земное богатство – сочное и сладкое. Кто возьмёт его смиренно, тому будет дано в нём благословение. А тому, кто возьмёт его с жадностью, не будет в нем благословения. Такой словно ест и не насыщается. А дающая рука лучше, чем берущая!».

Тогда Хаким взял сто первых и оставил остальных, сказав: «Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной, я никого ни о чем не стану просить, пока не покину этот мир!». Позже праведные халифы после Посланника Аллаха предлагали ему жалованье из казны, на которое он имел право, но он его не брал.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал ‘Уяйне ибн Хисну сто верблюдов, столько же аль-Акра‘у ибн Хабису и аль-‘Аббасу ибн Мирдасу. Сафвану ибн Умайе дал долину, наполненную скотом, на которую тот смотрел до раздела трофеев. Пророк спросил его: «Нравится тебе?». Он ответил: «Да». Тогда Пророк сказал: «Она твоя». Сафван сказал: «Ничья душа не удовлетворялась подобным». Это стало причиной принятия им Ислама.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) этими подарками привлекал их на свою сторону и объединял вокруг единой религии. Это один из примеров религиозной политики – даже в распределении закята появился удел для тех, чьи сердца хотят завоевать. Все это обернулось огромной выгодой: многие из тех, кто получил щедрые подарки, не питая любви к Исламу, позже стали влиятельными мусульманами и принесли много пользы религии. Среди этих людей были такие, как Сафван ибн Умаййя, Му‘авийя ибн Абу Суфьян, аль-Харис ибн Хишам и многие другие.

Раздав подарки этим людям, Посланник Аллаха велел Зайду ибн Сабиту, да будет доволен им Аллах, доставить оставшуюся добычу и раздать участникам битвы. Но его окружила толпа бедуинов, они стали говорить: «Раздели и для нас!». Они прижали Пророка к какому-то дереву, в ветвях которого запуталась его накидка, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «О люди, отдайте мою накидку, ибо, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если бы у меня было столько же скота, сколько в Тихаме деревьев, я обязательно разделил бы его между вами, чтобы вы не называли меня ни скупым, ни малодушным, ни лжецом!».

А потом он встал рядом со своим верблюдом, снял шерстинку с его горба, зажал ее в своей руке и поднял ее вверх, сказав: «О люди, клянусь Аллахом, нет у меня из вашей добычи и шерстинки, если не считать моей пятой части, да и та вернется к вам же! Верните каждую нитку и иголку в трофеи! А кто не вернет, то он покроется бесчестьем и позором в День суда!».

После этого каждый, кто взял что-либо из трофеев, даже самое ничтожное, стал возвращать их обратно.

Затем Пророк стал делить трофеи: каждому пешему участнику сражения досталось по четыре верблюда и сорок овец, а всадники получили по двенадцать верблюдов и сто двадцать овец. Один из лицемеров воскликнул: «Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе, и не ради Аллаха это было сделано!». Это разгневало Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) настолько, что его лицо покраснело, он воскликнул: «А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и Посланник Его?!».

Но он (да благословит его Аллах и приветствует) не наказал никого, ограничившись лишь советом и предостережением. Умар и Халид спросили его: «О посланник Аллаха, не отрубить ли нам ему голову?». [Пророк] сказал: «Нет, ведь, возможно, он совершает намаз». Халид воскликнул: «Как много молящихся, на языке которых [совсем] не то, что на сердце!». На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне не было приказано ни обследовать сердца людей, ни рассекать их утробы!».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) раздал эти дары курайшитам и представителям других арабских племен, а ансарам ничего не досталось. Некоторые из них испытали недовольство, пошли разговоры, и наконец кто-то сказал: «Это удивительно он делает подарки курайшитам, забывая о нас, а ведь кровь их ещё капает с наших мечей!».

Узнав о таких разговорах, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ансарам собраться. Он сказал им: «О ансары, мне передали ваши слова и то, что вы сердитесь на меня. Разве не были вы заблудшими, когда я пришел к вам, а потом Аллах вывел вас на путь истинный?! И разве не были вы бедны, а потом Аллах обогатил вас, и разве не были вы врагами друг другу, а потом Аллах соединил ваши сердца?!

Так неужели же, о ансары, вы разгневались из-за тех мирских благ, благодаря которым я склонил к себе людей, и они приняли Ислам, а я полагался на то, что ваш Ислам крепок? И неужели, о ансары, вы не согласитесь на то, что эти люди вернутся домой с верблюдами и овцами, а вы вернетесь с Посланником Аллаха? Клянусь Тем, в чьей власти душа Мухаммада, если бы не хиджра, я был бы одним из ансаров, и если бы все люди пошли одним путем, а ансары другим, я бы обязательно пошел вместе с ансарами! О Аллах, помилуй ансаров, и детей ансаров, и внуков ансаров!”.

И после этого люди заплакали так сильно, что их бороды вымокли от слез, и сказали: «Мы довольны, что нашей долей стал Посланник Аллаха!», а потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ушел, и они разошлись.
АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Список уроков