ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Часть 85. Девятый год
В месяц Рабиуль-Авваль, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Али ибн Абу Талиба...
Часть 85. Девятый год
Отряд Али ибн Абу Талиба
В месяц Рабиуль-Авваль, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Али ибн Абу Талиба во главе отряда из ста пятидесяти человек с сотней верблюдов и пятьюдесятью лошадьми. Им было велено разбить идола племени Тай, носившего имя аль-Фульс.
Добравшись до места, они разбили и сожгли идола. Когда жрецы пытались оказать им сопротивление, мусульмане захватили их скот и пленных. Среди пленных находилась Саффана бинт Хатим ат-Тайи.
Когда отряд вернулся в Медину, Саффана стала просить у Посланника Аллаха помиловать ее. Он согласился, после чего она произнесла за него молитву: «Да возблагодарит тебя рука, обедневшая после богатства! Да не завоюет тебя рука, разбогатевшая после бедности!».
Увидев такое отношение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к ней, принял Ислам её брат – Ади ибн Хатим ат-Тайи. Он бежал в Шам, увидев знамена мусульман, направлявшихся в его страну, и вернулся после приезда сестры, рассказавшей о теплом приеме, который оказали ей мусульмане.
Он спросил ее тогда: «Что ты думаешь об этом человеке?». Она ответила: «Я думаю, что тебе надо как можно скорее присоединиться к нему. Если этот человек — действительно пророк, то в почете будет тот, кто придет к нему первым. А если он просто царь, то ты хотя бы не будешь унижен при могуществе Йемена, останешься как есть». Он сказал: «Клянусь Аллахом, вот это — мысль!».
Прибытие Ади ибн Хатима
Ади приехал к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Встретив его, Пророк спросил: «Кто ты?». Он ответил: «Ади ибн Хатим». Пророк повел его к себе домой. Пока они шли, Пророка остановила пожилая женщина. Он долго и терпеливо стоял возле нее, а она рассказывала ему о своих нуждах. Ади подумал: «Ей-богу, что это за царь!». Потом Пророк повел его дальше. Когда они вошли в дом, Пророк взял кожаную подушку, набитую волокном, и кинул ее Адию, сказав: «Садись на нее!».
Адий возразил: «Нет, ты сам садись на нее!». Но Пророк настаивал: «Нет, ты!», и он сел на нее. А Посланник Аллаха расположился на полу.
Ади про себя сказал: «Ей-богу, так не годится для царя!». После чего Посланник Аллаха сказал: «О Ади, прими Ислам, и ты будешь спасен». Пророк повторил это трижды. Ади ответил: «Но у меня уже есть религия». Пророк сказал: «Я знаю твою религию лучше тебя!». Ади спросил: «Ты знаешь о моей религии лучше меня?». Он сказал: «Да. Разве не присваиваешь ты себе четверть имущества своих соплеменников, являясь христианином?». Тот ответил: «Да». Тогда Пророк сказал: «Но в твоей религии это не разрешается!». Потом Пророк сказал: «Может быть, о Ади, тебя удерживает от вступления в эту религию та бедность, которую ты видишь среди них? Клянусь Аллахом, скоро у них будет столько богатства, что некому будет брать его! Может быть, удерживает тебя от вступления в нее многочисленность их врагов и малочисленность их самих (т. е. мусульман)? Ты знаешь, где находится аль-Хира?». Ади сказал: «Нет, там я не был, но слышал». Пророк сказал: «Клянусь Аллахом, скоро ты услышишь, как женщина, не боясь, выедет из аль-Хира[1] (в Ираке) и совершит обход вокруг Каабы, не нуждаясь ни в чьей защите. Может быть, тебя удерживает от вступления в нее то, что у них нет власти короля и султана? Клянусь Аллахом, скоро ты услышишь, как белые дворцы на земле Вавилона будут завоеваны ими».
И Ади принял ислам и стал свидетелем всего перечисленного[2] Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).
Поход на Табук
Разведка донесла Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что византийцы собирают огромные войска для нападения на мусульман в их стране.
Это было тяжелое для людей время — период сильной жары и засухи, когда созрели финики. Люди хотели собирать финики и находиться в тени, не желая отправляться в поход в такое время. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, все же приказал людям готовиться к походу.
Обычно Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поначалу скрывал реальное направление, объявляя во всеуслышание о другом направлении, однако на этот раз он сразу сообщил людям о своей цели – сезон был тяжелый, времени оставалось мало, вражеская армия была слишком большой, людям нужно было тщательно подготовиться.
Он направил к различным арабским племенам, в том числе и в Мекку, гонцов, призывая людей под свои знамена. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал побуждать богатых помочь снарядить в поход бедных.
Усман ибн Аффан израсходовал в пользу армии тысячу динаров и дал триста верблюдов с седлами и попонами и пятьдесят лошадей. Пророк тогда воскликнул: «О Аллах! Будь доволен Усманом! Я им доволен»[3].
Абу Бакр пожертвовал все свое состояние, которое составляло четыре тысячи дирхемов, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задал ему тот же вопрос: «Что ты оставил своей семье?».[4] Тот, да будет доволен им Аллах, ответил: «Я оставил им Всевышнего Аллаха и Его Посланника».
Умар отдал половину того, что имел[5], Абд ар-Рахман ибн Ауф пожертвовал сто укий серебра, большие средства пожертвовали Аббас и Тальха. Асим ибн Ади пожертвовал семьдесят васков[6] фиников. Женщины приносили свои ювелирные изделия.
Потом к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли семь человек и попросили дать им верблюдов для похода, поскольку они были бедными.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне не на что вас посадить»[7]. Они ушли, плача горькими слезами, расстроенные тем, что не могут найти средств для участия в походе[8]. Усман снарядил троих из них, Аббас двоих, и Ямин ибн Амр также помог снарядить в путь двоих.
После того, как войско было собрано, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в путь. Численность мусульман достигала тридцати тысяч человек. Посланник Аллаха оставил главным в Медине Мухаммада ибн Масляма аль-Ансари. Али ибн Абу Талиба также было приказано остаться, чтобы заботиться о членах семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Абдулла ибн Убайй отстал от войска вместе с лицемерами и сомневающимися и сказал: «Мухаммад решил выступить против византийцев, несмотря на трудное положение, жару и дальнюю дорогу. Думает ли Мухаммад, что война с византийцами — игра? Клянусь Аллахом, сейчас я будто воочию вижу его сподвижников, связанных веревками!».
Лицемеры сгруппировались и стали распространять о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижниках ложные слухи. Когда это стало известно Пророку, он отправил к ним ‘Аммара ибн Ясира, чтобы он узнал об их сплетнях. Они сказали: «Мы только болтали и забавлялись»[9].
К Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла группа лицемеров, среди которых был аль-Джадду ибн Кайс[10], которые искали оправдания, чтобы не выйти в поход. Они говорили: «О Посланник Аллаха! Разреши нам остаться и не соблазняй. Мы боимся, что не удержимся, увидев женщин народа Асфар (византиек)». Также к нему подходили бедуины со своими оправданиями, ссылаясь на слабость и малочисленность. Всевышний Аллах упрекнул своего Посланника за то, что он позволил им остаться, словами:
عَفَا اللَّهُ عَنكَ لِمَ أَذِنتَ لَهُمْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَتَعْلَمَ الْكَاذِبِينَ
«Да простит тебя Аллах! Почему ты разрешил им (остаться дома и не участвовать в джихаде)? (Следовало немного подождать) пока тебе не станет ясным, кто говорит правду (оправдываясь), а кто лжет» (Сура «ат-Тауба», аят 43).
Затем относительно них было сказано:
إِنَّمَا يَسْتَأْذِنُكَ الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَارْتَابَتْ قُلُوبُهُمْ فَهُمْ فِي رَيْبِهِمْ يَتَرَدَّدُونَ
«У тебя просят разрешения остаться дома лишь те, кто не верит в Аллаха и в Судный день. Их сердца в сомнениях (относительно истинности исламской религии). И они колеблются в своих сомнениях» (Сура «ат-Тауба», аят 45).
Затем Всевышний Аллах раскрыл их лживые оправдания:
وَلَوْ أَرَادُوا الْخُرُوجَ لَأَعَدُّوا لَهُ عُدَّةً وَلَكِن كَرِهَ اللَّهُ انبِعَاثَهُمْ فَثَبَّطَهُمْ وَقِيلَ اقْعُدُوا مَعَ الْقَاعِدِينَ
«Если бы они хотели выйти в поход (вместе с тобой), то приготовились бы к нему (приготовили оружие, припасы и все необходимое). Но Аллах не пожелал, чтобы они вышли в поход, и остановил их (так что их одолели лень и страх). Им было сказано: «Сидите (дома) вместе с теми, кто сидит (больными, женщинами и детьми)»» (Сура «ат-Тауба», аят 46).
Потом, чтобы мусульмане не пали духом, из-за того, что лицемеры не выступили вместе с ними, Всевышний Аллах сказал:
لَوْ خَرَجُوا فِيكُم مَّا زَادُوكُمْ إِلَّا خَبَالًا وَلَأَوْضَعُوا خِلَالَكُمْ يَبْغُونَكُمُ الْفِتْنَةَ وَفِيكُمْ سَمَّاعُونَ لَهُمْ وَاللَّهُ عَلِيمٌ بِالظَّالِمِينَ
«Если бы они вышли в поход вместе с вами, то добавили бы вам только беспорядка (и суматохи). Они носились бы среди вас (распространяя сплетни) и создавали бы смуту (сея между вами вражду). Среди вас нашлись бы те, кто стал прислушиваться к ним (веря их словам). И Аллах знает злодеев» (Сура «ат-Тауба», аят 47)
Не выступила в поход группа мусульман, в искренности веры которых не было сомнения. Это были Ка‘б ибн Малик, Мурара ибн ар-Раби‘, Хиляль ибн Умайя и Абу Хайсама.
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил в Медине Али ибн Абу Талиба, лицемеры сказали: «Он оставил его потому, что тяготился им». Тогда Али поспешил присоединиться к Посланнику Аллаха и пожаловался на то, что слышал. Тогда Пророк сказал: «Разве не согласен ты занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе?».[11] Али ибн Абу Талиб остался.
Войско выступило в поход. Пророк вручил главное знамя Абу Бакру ас-Сыддику. В том, что в своем последнем боевом походе Посланник Аллаха вручил знамя Абу Бакру и оставил Али заботиться о членах семьи Пророка, тонкий намек, который поймет проницательный читатель.
Пророк разделил знамена: вручил знамя мухаджиров аз-Зубайру ибн аль-Авваму, знамя ауситов понес Усайд ибн Худайр, аль-Хубаб ибн аль-Мунзир принял знамя хазраджитов.
Проезжая через аль-Хиджр[12], жилища самудян, Пророк сказал: «Не входите в жилища несправедливых без плача»[13], — чтобы внушить людям страх перед Аллахом.
Аббад ибн Бишр[14] занимался охраной войска. Абу Бакр проводил молитвы с войском. Когда они добрались до Табука, он представлял собой землю без строений. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Му‘азу ибн Джабалю: «Если проживёшь ты достаточно долго, то увидишь здесь множество садов»[15].
Когда войско остановилось на привал, к нему присоединился Абу Хайсама. Когда он вернулся домой к семье, был жаркий день, и каждая из его двух жен находилась в своей беседке, обвитой виноградной лозой. Они обе полили свои беседки водой, охладили ему воду и приготовили пищу. Он вошел, встал в дверях беседки, посмотрел на своих жен, увидел, что они для него сделали, и воскликнул: «Посланник Аллаха — под солнцем, ветром и жарой, а Абу Хайсама — в прохладной тени, для него приготовлена пища, у него красивые жены, он сидит на своем богатстве! Это несправедливо». Потом он заявил: «Клянусь Аллахом! Не войду ни к кому из вас в беседку! Поеду к Посланнику Аллаха! Готовьте мне снаряжение в дорогу!». Они исполнили его приказ. Потом он привел верблюда, взял меч и копье и поехал вслед за Посланником Аллаха. Он догнал его, когда тот остановился в Табуке.
[1] Известный город в трех милях от Куфы.
[2] Ади говорил: «Два из его предсказаний осуществились, осталось третье. Клянусь Аллахом, оно тоже случится. Я видел завоеванные белые дворцы на земле Вавилона; увидел женщину, выезжающую на своем верблюде, не боясь, из аль-Кадисии, чтобы совершить паломничество в Мекку. Клянусь Аллахом, осуществится и третье: добра будет так много, что брать его (в качестве милостыни) станет некому».
[3] «Жизнеописание Пророка» ибн Хишам (2/518).
[4] Тирмизи, №3675.
[5] Тирмизи, №3675.
[6] Примерно 8–9 тонн.
[7] Бухари, №4153.
[8] Всевышний Аллах об этой ситуации сказал следующее:
وَلَا عَلَى الَّذِينَ إِذَا مَا أَتَوْكَ لِتَحْمِلَهُمْ قُلْتَ لَا أَجِدُ مَا أَحْمِلُكُمْ عَلَيْهِ تَوَلَّوا وَّأَعْيُنُهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ حَزَنًا أَلَّا يَجِدُوا مَا يُنفِقُونَ
«Также нет греха на тех, кто, придя к тебе, просил верховых животных (это были семеро ансаров), а ты им ответил: «Я не могу найти животных для вас». Они ушли с полными слез глазами, печалясь от того, что у них не было средств (чтобы выйти на войну)» (Сура «ат-Тауба», аят 92).
[9] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/525). После этого Всевышний Аллах ниспослал о них следующее: «Если ты их спросишь (об их насмешках), они обязательно ответят (оправдываясь): «Мы просто говорили (что попало) и забавлялись (чтобы скоротать время, то есть, не говорили всего этого всерьез)». Скажи (им): «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?...» (Сура «ат-Тауба», аят 65).
[10] Предводитель племени Саляма во времена джахилии. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снял его с этой должности и назначил на его место 'Амра ибн аль-Джамуха.
Он участвовал в походе в аль-Худейбийи. Когда люди давали присягу верности Пророку, он спрятался за своим верблюдом. Относительно было ниспослано следующее:
وَمِنْهُم مَّن يَقُولُ ائْذَن لِّي وَلَا تَفْتِنِّي أَلَا فِي الْفِتْنَةِ سَقَطُوا وَإِنَّ جَهَنَّمَ لَمُحِيطَةٌ بِالْكَافِرِينَ
«Среди них (тех, кто не пошел воевать) есть и такой, кто говорит: «Разреши мне (остаться дома) и не искушай меня!». Без сомнения, они уже впали в искушение (отказавшись воевать). Поистине, Ад охватит неверующих (и им из него не спастись)» (Сура «ат-Тауба», аят 49).
[11] Бухари, №4154; Муслим, №2404.
[12] Жилища самудян в Вади аль-Кура, что находится между Мединой и Шамом.
[13] Бухари, №4157/4158; Муслим, №2980.
[14] Ансар, аусит, а затем аль-Ашхали. Принял Ислам благодаря Мус'абу ибн Умайру, стал участником всех сражений. Был одним из лучших сподвижников. Погиб в сражении при аль-Ямаме в возрасте сорока пяти лет. После себя не оставил потомков.
[15] Муслим, №706
Предыдущий урок
Часть 84. Отряд аль-Валида ибн ‘Укбы ибн Абу Му‘айта
Следующий урок
Часть 86. Мечеть вреда
Комментарии: 0
Правила форума