Наше вероубеждение: Об атрибутах Всевышнего Аллаха
Всевышний Аллах
هُوَ اللَّـهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ ۖ لَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ
Познание Аллаха
«Его нельзя увидеть глазами (в этом мире), но Он видит все. Он знает итог всего, знает обо всем». (Сура «Аль-Ан’ам, аят 103)
«Размышляйте о творениях и не размышляйте о Творце. Поистине, у вас нет на это способности».
(«Аль-Джами’ ас-Сагыр», №6219)
Божественная Сущность
-
Существование (Вуджуд) — Из предыдущей статьи мы поняли, что существование Аллаха обязательно известно из существования всего остального. Другими словами, поскольку существуют творения, то должен существовать и Творец. Таким образом, Он – обязательно существующий (ваджиб аль-вуджуд). Это справедливо для всех периодов, мест и возможных вселенных. Противоположностью этого атрибута было бы небытие, что является логически невозможным, так как это подразумевает, что ничего другого не существует.
-
Предвечность (Кыдам) — После понимания того, что все творения в своем существовании зависят от Всевышнего Аллаха, следует также понять, что Всевышний Аллах существовал всегда. Время — это Его творение. Таким образом, Его существование было "до" времени. Оно не ограничивает Его и не влияет на Него. Если бы оно закончилось, Его обязательное существование продолжится без изменений. Это предваряет следующий атрибут.
-
Бесконечность (Бака) — Данный атрибут связан с вышеизложенными пунктами. Не может быть ситуации ни до, ни во время, ни после сотворения времени, в которой Всевышний Аллах бы не существовал.
-
Неподобие творениями (Мухаляфату лиль-хавадис) — Все, кроме Всевышнего Аллаха, появилось из небытия благодаря зависимости от Него. Все вещи, кроме Всевышнего Аллаха, имеют какие-то недостатки. Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, чист от каких-либо недостатков. Таким образом, Он не похож ни на что, а также не похож на то, что может представить о Нем воображение. Другими словами, каким бы вы Его ни представляли, Он на это не похож.
-
Самодостаточность (Кыйям би нафсихи) — Всевышний Аллах не зависит в своем существовании ни от чего другого, будь то творец, место, время или что-либо еще. Это означает, что Он существует Сам по Себе (Ас-Сомад).
-
Единственность (Вахданийя) — Здесь необходимы три различных значения, относящихся к сущности и атрибутам Всевышнего Аллаха. Он один без второго, единственный без подобного, а также единый без разделения.
Божественные атрибуты
Существует два способа описания вещи: черты, которыми она обладает (положительные атрибуты), и черты, которыми она не обладает (отрицательные атрибуты). Созданные вещи могут обладать схожими атрибутами в ограниченном смысле, т.е. они могут быть описаны теми же терминами, которые используются для описания Всевышнего Аллаха, но смысл, вложенный в них, недостаточен по сравнению с тем, что приписывается Аллаху. Например, человек может быть описан как обладающий милосердием (рахма), но это резко отличается от атрибута Всевышнего Аллаха. Эта концепция изложена Всевышним Аллахом в самом ясном аяте о Его Сущности:
«Нет абсолютно ничего подобного Ему». (Сура «Аш-Шура», аят 11)
«Полагайся же на Живого, который не умирает, возвеличивай Его и восхваляй. Достаточно того, что Он знает о грехах Своих рабов». (Сура «Аль-Фуркан», аят 58).
2. Могущество (Кудра) — Он Всемогущий, обладающий бесконечной и непреодолимым Могуществом. Его величественное Могущество проявляется от грандиозности Вселенной до хитросплетений клетки. Противоположность этому — слабость или немощность, а это для Него невозможно.
«Аллах создал все живое из (капли) воды. Среди них (живых существ) есть такие, которые ползают на брюхе (как змеи), такие, которые ходят на двух ногах (как человек), и такие, которые ходят на четырех (как большая часть животных). Аллах создает все, что пожелает. Поистине, Аллах способен на все (Он — Всемогущий)». (Сура «Ан-Нур», аят 45).
3. Знание ('Ильм) — Он знает все — все, что существовало, существует, что будет и не будет существовать. Он знает обо всем до мельчайших и подробнейших деталей. Создания являются свидетельством Его бесконечного и совершенного Знания. Противоположностью Знанию — незнание [невежество], и оно невозможно для Него во всех отношениях.
«У Него ключи от сокровенного. Об этом знает только Он. Он знает обо всем, что на суше и в море (обо всех живых и неживых созданиях). Он знает о каждом листике, что падает с дерева. Любое зернышко в темноте земли, все свежее и сухое — все это (записано) в Ясной Книге (аль-Ляух аль-Махфуз)». (Сура «Аль-Ан’ам», аят 59)
4. Воля (Ирада) — Он пожелал в предвечности то, что было и что будет (ма кана ва ма якун). Все, что Он желает, есть, а чего Он не желает, того нет. Нет никого, кто мог бы воспротивиться Его воле, и нет никого, кто мог бы отсрочить Его повеление. Его воля абсолютна, и Его нельзя принудить к чему-либо. Всевышний Аллах говорит:
«Он вершит все, что пожелает». (Сура «Аль-Бурудж», аят 16)
«Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий». (Сура «Гафир», аят 20).
7. Речь (Калям) — Подобно тому, как Он слышит и видит, Его Речь не зависит от каких-либо органов, звуковых волн, букв или интерпретации. Именно благодаря этому качеству Он осуществляет обращение. Священный Коран, будучи Посланием от Всевышнего Аллаха, также является Его Калямом.
«А когда Муса пришел к назначенному Нами месту (к горе Синай), его Господь говорил с ним (речью не звучащей, бесконечно далекой от того, чтобы быть похожей на речь людей)». (Сура «Аль-А’раф», аят 143).
8. Создание (Таквин) — Это приводить что-либо в бытие из небытия. Своими Волей, Знанием и Могуществом Он приводит всё в бытие.
«Он — Творец небес и земли. Когда Он выносит решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это происходит». (Сура «Аль-Бакара», аят 117).
Заключение
«У них сердца, которые не понимают, глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат.
(С точки зрения недостаточности мышления, нежелания смотреть на вещи с целью извлечения урока и нежелания слушать, размышляя) они подобны животным — но даже более заблудившиеся (поскольку они оставили то, что могло бы принести им вечную пользу, и обратились к тому, что стало для них причиной вечных наказаний). Они — беспечные (не знающие собственной выгоды)». (Сура «Аль-А’раф», аят 180)
وَلِلَّـهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ فَادْعُوهُ بِهَا
«Я не могу воздать тебе хвалу, которой Ты достоин, Ты такой, как сам Себя восхвалил». (Муслим и др.).
Всем желающим углубить свои знания об основах веры в Исламе рекомендуем изучить цикл уроков по исламскому вероубеждению (акыда) для начинающих: Аль-Джавахир аль-калямия (акыда для начинающих)
Комментарии: 0
Правила форума