Наше вероубеждение: Об атрибутах Всевышнего Аллаха
Наше вероубеждение: Об атрибутах Всевышнего Аллаха
В данной статье мы постараемся кратко ответить на вопрос «Кто такой Аллах?» и рассмотрим некоторые атрибуты, известные о нашем Создателе,...
18 047
10 марта, 22

Наше вероубеждение: Об атрибутах Всевышнего Аллаха

18 047
10 марта, 22
АВТОР ЦИКЛА
Наше вероубеждение: Об атрибутах Всевышнего Аллаха
Матин А. Хан
Автор:
МАТИН А. ХАН
Выпускник Даруль Улюм Канада, медик
Enterthesunnah.com
Источник:
ENTERTHESUNNAH.COM

Живой Ислам в Северной Америке

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Наше вероубеждение: Акыда, калям и обязанность познания Наше вероубеждение: О знании и познании Наше вероубеждение: О вселенной и её Создателе
Введение
 
В предыдущей статье из этой серии мы установили, что вера во Всевышнего Аллаха означает признание того, что у всего должен быть Создатель. Другими словами, чтобы объяснить существование творения обязательно должен существовать Творец. В этой статье мы кратко рассмотрим некоторые атрибуты, известные о Творце.
 

Всевышний Аллах

 
Во-первых, Создатель называет Себя именем «Аллах» в Посланиях, которые Он ниспослал Своим пророкам, мир им всем.
 

هُوَ اللَّـهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ ۖ لَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ

 
«Он — Аллах, аль-Халик, аль-Бари, аль-Мусаввир. У Него — самые прекрасные имена (с самым величественным смыслом). Заявляет о Его совершенстве все, что на небесах и на земле. Он — Всемогущий, Мудрый». (Сура «Аль-Хашр», аят 24)
 
Имя «Аллах» является собственным существительным и происходит из арабского языка. По мнению большинства ученых, это имя не является производным от корневых букв и от него не образуются прилагательные, как от других арабских имен. Точно так же Всевышний Аллах, наш Господь, не является производным от кого-либо или чего-либо, и никто не был производным от Него, как утверждают христиане и другие.
 
Имя «Аллах» не имеет двойственной или множественной формы; оно существует исключительно в единственном числе. Так же и Всевышний Аллах, наш Господь, — Он един.
 
В отличие от большинства арабских существительных, имя «Аллах» существует исключительно в определенной форме. Оно не может быть выражено в неопределенной форме (обычно обозначается танвином), что подразумевает неопределенность или возможность существования подобного. Это означает, что это имя не может быть дано или использовано для описания кого-либо другого. Подобным образом, Всевышний Аллах, наш Господь, является отличным от других, без возможности уподобления, и Он не может быть эпонимом другого.
 

Познание Аллаха

 
Когда мы говорим о Всевышнем Аллахе, мы подразумеваем два аспекта Его существования: Его сущность (зат) и Его атрибуты (сыфат). Сущность Всевышнего Аллаха непознаваема никем, кроме Него. Она безгранична и непомерно величественна, в то время как все творения и их возможности ограничены и, по сравнению с Ним, несовершенны. Мы не можем постичь Его Сущность, и любая попытка с самого начала терпит крах. Всевышний Аллах говорит о Себе:
 

«Его нельзя увидеть глазами (в этом мире), но Он видит все. Он знает итог всего, знает обо всем». (Сура «Аль-Ан’ам, аят 103)

 
Аналогичным образом, в одном из хадисов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорится:
 

«Размышляйте о творениях и не размышляйте о Творце. Поистине, у вас нет на это способности».

 

(«Аль-Джами’ ас-Сагыр», №6219)

 
Однако есть некоторые качества Божественной Сущности, которые известны в силу обязательности. Мы рассмотрим их по порядку.
 

Божественная Сущность

 
Атрибуты Божественной Сущности присущи только Всевышнему Аллаху и обязательны в отношении Него. Это означает, что никакое другое существо не может обладать этими качествами, и в отношении Него невозможно их отсутствие.
 
  1. Существование (Вуджуд) — Из предыдущей статьи мы поняли, что существование Аллаха обязательно известно из существования всего остального. Другими словами, поскольку существуют творения, то должен существовать и Творец. Таким образом, Он – обязательно существующий (ваджиб аль-вуджуд). Это справедливо для всех периодов, мест и возможных вселенных. Противоположностью этого атрибута было бы небытие, что является логически невозможным, так как это подразумевает, что ничего другого не существует.
     
  2. Предвечность (Кыдам) — После понимания того, что все творения в своем существовании зависят от Всевышнего Аллаха, следует также понять, что Всевышний Аллах существовал всегда. Время — это Его творение. Таким образом, Его существование было "до" времени. Оно не ограничивает Его и не влияет на Него. Если бы оно закончилось, Его обязательное существование продолжится без изменений. Это предваряет следующий атрибут.
     
  3. Бесконечность (Бака) — Данный атрибут связан с вышеизложенными пунктами. Не может быть ситуации ни до, ни во время, ни после сотворения времени, в которой Всевышний Аллах бы не существовал.
     
  4. Неподобие творениями (Мухаляфату лиль-хавадис) — Все, кроме Всевышнего Аллаха, появилось из небытия благодаря зависимости от Него. Все вещи, кроме Всевышнего Аллаха, имеют какие-то недостатки. Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, чист от каких-либо недостатков. Таким образом, Он не похож ни на что, а также не похож на то, что может представить о Нем воображение. Другими словами, каким бы вы Его ни представляли, Он на это не похож.
     
  5. Самодостаточность (Кыйям би нафсихи) — Всевышний Аллах не зависит в своем существовании ни от чего другого, будь то творец, место, время или что-либо еще. Это означает, что Он существует Сам по Себе (Ас-Сомад).
     
  6. Единственность (Вахданийя) — Здесь необходимы три различных значения, относящихся к сущности и атрибутам Всевышнего Аллаха. Он один без второго, единственный без подобного, а также единый без разделения.
 

Божественные атрибуты

 
Как и Сущность Всевышнего Аллаха, Его атрибуты вечны и совершенны. Всевышний Аллах описал Себя ими, и они служат важным путем развития отношений с нашим Создателем. Будучи временными и несовершенными, наши ограниченные умы не способны постичь их полную сущность, однако они позволяют нам относиться к Всевышнему Аллаху таким образом, что при их осмыслении мы обретаем любовь и связь.
 

Существует два способа описания вещи: черты, которыми она обладает (положительные атрибуты), и черты, которыми она не обладает (отрицательные атрибуты). Созданные вещи могут обладать схожими атрибутами в ограниченном смысле, т.е. они могут быть описаны теми же терминами, которые используются для описания Всевышнего Аллаха, но смысл, вложенный в них, недостаточен по сравнению с тем, что приписывается Аллаху. Например, человек может быть описан как обладающий милосердием (рахма), но это резко отличается от атрибута Всевышнего Аллаха. Эта концепция изложена Всевышним Аллахом в самом ясном аяте о Его Сущности:

 

«Нет абсолютно ничего подобного Ему». (Сура «Аш-Шура», аят 11)

 
Наконец, противоположности положительных атрибутов невозможны для Аллаха в отличие от других атрибутов, таких как довольство (ар-рида) и его противоположность — недовольство (аль-гадаб). Далее рассмотрим положительные атрибуты:
 
1. Жизнь (Хаят) — Он живой, а противоположное, т.е. смерть, невозможно в отношении Него. Всевышний Аллах говорит о Себе в Священном Коране:
 

«Полагайся же на Живого, который не умирает, возвеличивай Его и восхваляй. Достаточно того, что Он знает о грехах Своих рабов». (Сура «Аль-Фуркан», аят 58).

 

2. Могущество (Кудра) — Он Всемогущий, обладающий бесконечной и непреодолимым Могуществом. Его величественное Могущество проявляется от грандиозности Вселенной до хитросплетений клетки. Противоположность этому — слабость или немощность, а это для Него невозможно.
 

«Аллах создал все живое из (капли) воды. Среди них (живых существ) есть такие, которые ползают на брюхе (как змеи), такие, которые ходят на двух ногах (как человек), и такие, которые ходят на четырех (как большая часть животных). Аллах создает все, что пожелает. Поистине, Аллах способен на все (Он — Всемогущий)». (Сура «Ан-Нур», аят 45).

 

3. Знание ('Ильм) — Он знает все — все, что существовало, существует, что будет и не будет существовать. Он знает обо всем до мельчайших и подробнейших деталей. Создания являются свидетельством Его бесконечного и совершенного Знания. Противоположностью Знанию — незнание [невежество], и оно невозможно для Него во всех отношениях.

 

«У Него ключи от сокровенного. Об этом знает только Он. Он знает обо всем, что на суше и в море (обо всех живых и неживых созданиях). Он знает о каждом листике, что падает с дерева. Любое зернышко в темноте земли, все свежее и сухое — все это (записано) в Ясной Книге (аль-Ляух аль-Махфуз)». (Сура «Аль-Ан’ам», аят 59)

 

4. Воля (Ирада) — Он пожелал в предвечности то, что было и что будет (ма кана ва ма якун). Все, что Он желает, есть, а чего Он не желает, того нет. Нет никого, кто мог бы воспротивиться Его воле, и нет никого, кто мог бы отсрочить Его повеление. Его воля абсолютна, и Его нельзя принудить к чему-либо. Всевышний Аллах говорит:

 

«Он вершит все, что пожелает». (Сура «Аль-Бурудж», аят 16)

 
Текстовое доказательство вышеупомянутых четырех качеств содержится в Священном Коране и хадисах. Рациональное доказательство заключается в том, что если отрицать любой из этих четырех атрибутов, то не существовало бы ни одной возможной вещи, потому что невозможно существование чего-то зависимого без того, от кого оно зависит. Другими словами, не будь Всемогущества была бы немощность. Тот, кто немощен, не может привести вещь в бытие. Без Воли не было бы никакого определения того, какое творение должно появиться на свет. Без Знания возможные вещи не могли бы существовать, потому что для того, чтобы замыслить вещь, необходимо обладать знанием о ней. Без Жизни не существовал бы ни один из этих атрибутов. Выражаясь иначе: 
 
Существование возможных вещей доказывает, что Всевышний Аллах должен быть живым. Затем это доказывает, что Он должен обладать Знанием о творении, Волей, чтобы определить его, и Могуществом [способностью], чтобы наделить его существованием.
 
5. Слышание (Сам’) — Он слышит все звуки, не полагаясь для этого ни на какие органы, звуковые волны, распространяющиеся частицы и тому подобное.
 
6. Видение (Басар) — Он видит все формы и цвета, не полагаясь для этого на органы, световые волны, и тому подобное.
 

«Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий». (Сура «Гафир», аят 20).

 

7. Речь (Калям) — Подобно тому, как Он слышит и видит, Его Речь не зависит от каких-либо органов, звуковых волн, букв или интерпретации. Именно благодаря этому качеству Он осуществляет обращение. Священный Коран, будучи Посланием от Всевышнего Аллаха, также является Его Калямом.

 

«А когда Муса пришел к назначенному Нами месту (к горе Синай), его Господь говорил с ним (речью не звучащей, бесконечно далекой от того, чтобы быть похожей на речь людей)». (Сура «Аль-А’раф», аят 143).

 

8. Создание (Таквин) — Это приводить что-либо в бытие из небытия. Своими Волей, Знанием и Могуществом Он приводит всё в бытие.

 

«Он — Творец небес и земли. Когда Он выносит решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это происходит». (Сура «Аль-Бакара», аят 117).

 
Текстовое доказательство этих четырех атрибутов содержится в Священном Коране и Сунне. Рациональное доказательство заключается в том, что если бы Всевышний Аллах не обладал этими качествами, то Ему пришлось бы обладать противоположными качествами: немотой, глухотой и слепотой. Все это — недостатки, невозможные для Всевышнего Аллаха, поскольку они подразумевают, что Он нуждается в другом, чтобы устранить их или помочь Ему. Быть нуждающимся отрицает Самодостаточность, а отрицание Самодостаточности невозможно в отношении Всевышнего Аллаха.
 

Заключение

 
Во-первых, осмысление атрибутов Всевышнего Аллаха — это способ познания Его. Каждый влюбленный стремится узнать что-то о своем объекте любви. Насколько же сильнее это желание, когда Тот, Кого мы любим совершенен во всех отношениях?
 
Во-вторых, осмысление атрибутов оказывает эффект на исправление личности. Человек стремится воплотить в себе то немногое, что он может, из совершенств своего Возлюбленного.
 
В-третьих, взывание к Аллаху посредством них приближает человека к Нему. В суре «Аль-А’раф» Всевышний Аллах описывает черты людей Джаханнама (Ада), говоря: 
 

«У них сердца, которые не понимают, глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат.

(С точки зрения недостаточности мышления, нежелания смотреть на вещи с целью извлечения урока и нежелания слушать, размышляя) они подобны животным — но даже более заблудившиеся (поскольку они оставили то, что могло бы принести им вечную пользу, и обратились к тому, что стало для них причиной вечных наказаний). Они — беспечные (не знающие собственной выгоды)». (Сура «Аль-А’раф», аят 180)

 
Затем, в качестве лекарства от их болезни, Он говорит верующим:
 

وَلِلَّـهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ فَادْعُوهُ بِهَا

 
«У Аллаха прекрасные имена. Так обращайтесь же к Нему (в мольбах), используя их!» (Сура «Аль-А’раф», аят 180)
 
Всевышний Аллах назвал Себя этими прекрасными именами. Такова красота Всевышнего Аллаха — никто не может описать Его, кроме Него. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в своем дуа:
 

«Я не могу воздать тебе хвалу, которой Ты достоин, Ты такой, как сам Себя восхвалил». (Муслим и др.).

 
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, далее разъяснил, что у Всевышнего Аллаха 99 имен, и тот, кто знает их, войдет в Рай (Аль-Бухари и другие). К сожалению, у нас нет места, чтобы перечислить их или описать хотя бы одно из них в достаточной мере. Уважаемый читатель может прочитать о них в таких книгах, как «Аль-Максад аль-Асна» Имама аль-Газали, да смилостимится над ним Аллах, и других.
 

Всем желающим углубить свои знания об основах веры в Исламе рекомендуем изучить цикл уроков по исламскому вероубеждению (акыда) для начинающих: Аль-Джавахир аль-калямия (акыда для начинающих)

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Мусульмане не верят в карму. Карма — это дхармическая философия божественной справедливости, которая тесно связана с реинкарнацией. Эти у...
3 275
5 августа, 24
Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Став пророком, Посланник Аллаха ﷺ начал готовить группу, которая была бы украшена его благословенными учениями. Это были сахабы — сподвиж...
1 312
20 июля, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В чем важность изучения акыды?
В чем важность изучения акыды?
В чем важность изучения акыды? Почему говорят, что акыда – главная и лучшая из наук? Акыда – это наука, изучающая религиозные убеждения м...
5 331
24 сентября, 21
Наше вероубеждение: О вселенной и её Создателе
Наше вероубеждение: О вселенной и её Создателе
В предыдущих статьях из данной серии мы обсудили обязанность познания Аллаха (ма’рифа) и способы приобретения практического знания (асбаб...
3 975
10 сентября, 21