СТАТЬИ

Как коммунисты боролись с Исламом в Туркменской ССР
Не так давно мне на глаза попалась книга «Новый быт и ислам», изданная в советском Туркменистане почти 50 лет назад, в 1979 году. Ее авто...
Как коммунисты боролись с Исламом в Туркменской ССР
О том, как коммунисты боролись с исламом в советском Туркменистане
Не так давно мне на глаза попалась книга «Новый быт и ислам», изданная в советском Туркменистане почти 50 лет назад, в 1979 году. Ее автором является депутат Верховного Совета Туркменской ССР нескольких созывов Нурсахат Байрамсахатов.
Сразу необходимо заметить, что 70-80-е годы прошлого века были временем, когда советская власть воспитывала уже не первое поколение людей с атеистическим взглядом на мир, но религия в понимании коммунистов все еще представляла определенную угрозу так называемому научно-материалистическому мышлению рабочего класса.
Автор данного пособия, предвкушая скорое поражение религии и победу безбожного социализма, пока что не знал, что спустя каких-то десять лет огромный и влиятельный Советский Союз окажется на обочине мировой истории, а его мусульманские республики получат еще один шанс вернуться к исламу. Несмотря на это, мы можем видеть, что ложные идеи, которые десятилетиями насаждались Компартией СССР при помощи репрессий и массовой пропаганды продолжают оказывать негативное влияние на сознание миллионов людей, иногда передаваясь от человека к человеку, словно по наследству.
В своем руководстве его составитель указывает на ряд обязательных условий, без выполнения которых, по его мнению, невозможно уничтожить религиозные «пережитки» и заменить религиозное сознание туркменских мусульман на новую светскую «духовность», основанную на безрелигиозности и «научном» материализме.
Таким образом, глубинное воздействие на туркменских мусульман с целью отдаления их от веры достигалось следующими способами:
1. Внедрение в быт людей новых, безрелигиозных праздников, традиций и ритуалов. Все это было названо новой гражданской обрядностью. В частности, исторически присущая туркменам исламская свадебная церемония была заменена на комсомольско-молодежную свадьбу со спиртным, музыкой, тамадой, смешением посторонних полов и даже публичным поцелуем молодоженов под слово «Горько!».
2. Внедрены так называемые «гражданские» похороны, празднование юбилеев, проводов на пенсию и т.д. Для этих целей даже был создан Совет по изучению и внедрению новых гражданских обрядов и традиций.
3. Активное вмешательство в семейный институт, направленное на эмансипацию женщин путем принижения значимости традиционного домохозяйства и привлечения их на исконное мужские виды деятельности (тяжелые заводские работы, общественное питание и др.), при одновременном обесценивании роли мужчин, как главного источника обеспечения семьи и ее воспитания.
4. Популяризация смешения полов, к примеру, совместных семейных вечеринок с участием обоих супругов в обществе посторонних мужчин и женщин, в ходе которых велись беседы на различные темы, в частности, личного и интимного характера, которые нередко принимали форму шуток, анекдотов.
5. Навязывание представления о неграмотности местного населения и борьба с религиозными учебными заведениями — медресе и мектебами, которых только в одном округе Туркменистана в 1926 году могло насчитываться 170.
6. Замена арабской графики на латиницу.
7. Создание «нового духовного арсенала»: театров, кино, консерваторий, телевидения и т.д.
8. Дискредитация ислама посредством внедрения идеи о том, что религия, якобы, поощряет социальное неравенство, коррупцию, несправедливость и прочие очевидно противоречащие исламским канонам социальные беды, а также некоторые традиции.
9. Абсурдизация веры в Бога, противопоставления ее науке за счет привития идеи о могуществе человеческого разума и несостоятельности идей о Боге, как первоисточнике и единственном источнике могущества.
10. Принижение привычного для туркменов уклада жизни как «убогого» и «примитивного», идеализация советского образа жизни.
11. Запрет исконной «унижающей» достоинство туркменок одежды, соответствовавшей нормам Шариата (хиджаб, паранджа) в сочетании с пропагандой открытой одежды, распространенной у немусульманских народов.
12. Пропаганда отказа от традиций, основанных на Сунне, например, приема пищи на полу. Активная пропаганда среди туркменской молодежи, в ходе которой религиозность предков всецело осуждалась, как байская и антинародная, а для более эффективного воздействия привлекались авторитеты, в том числе «новые» старейшины — все из числа лояльных коммунистической партии лиц (участники Гражданской войны на стороне коммунистов, коллективизации и др.).
13. Дегуманизация лидеров и участников борьбы за независимость Туркменистана, стремившихся к обретению свободы и защите традиционных исламских норм и ценностей, а также привитие классовой ненависти к представителям зажиточных слоев населения.
14. «Интернациональное воздействие» других немусульманских народов, массово мигрировавших в Туркменистан, в результате чего в веру, сознание и традиции коренного населения были внесены чуждые его вере элементы и практики.
15. Поддержка властями и одобрение интернациональных (межрелигиозных) браков, которые ускорили отход туркмен от ислама.
16. Популяризация новых имен для новорожденных детей и критика религиозных имен, связанных с именами Аллаха, пророков и праведников.
17. Повсеместная установка памятников, скульптур и обелисков, прославлявших СССР и деятелей коммунизма с организацией вокруг них специфического церемониала (караул пионеров, возложение венков, фотографирование молодоженов, обряды инициации и т.д.).
Говоря же об отдельных «достижениях» туркменских коммунистов, которые перечисляются автором в его книге, следует перечислить следующие аспекты:
«Известно, что ислам запрещает употреблять свинину. Верующие туркмены старались не ходить в гости к тем соседям, которые употребляли свинину. Ныне положение иное. Туркмены, особенно молодежь, фактически изменили отношение к свинине.Правда, и сейчас некоторые из них воздерживаются от употребления свинины. Однако объяснять это религиозными верованиями вряд ли правомерно. Чаще это простая привычка.Свиноводство является выгодной отраслью животноводства, и многие колхозы и совхозы развивают его. Колхозы имени Калинина, имени Куйбышева Мургабского района Марыйской области уже многие годы плановые поставки мяса государству выполняют исключительно за счет свинины. И если 10-15 лет назад в колхозах вопрос о свинарне был большой проблемой, то сейчас молодежь охотно идет работать на свинофермы.Казалось бы, какое все это имеет отношение к атеистическому воспитанию? Но ведь освобождение людей от религиозных предрассудков связано с ломкой старого уклада жизни, традиций, привычек, на которые опирается ислам. А жизненный уклад, быт сотканы из множества даже как будто бы несущественных элементов. В процессе же преодоления отживших традиций нельзя упускать из поля зрения и мелочей».
А вот как советская пропаганда вмешивалась в многовековой исламский похоронный обряд, принятый у туркменов. Например, автор сообщает [в квадратных скобках приводятся пояснения azan.ru]:
«В большинстве случаев умерших до сих пор хоронят по [исламским] религиозным обычаям. (...) И в эту область все активнее вторгается новое, хотя ритуал безрелигиозного траурного обряда окончательно еще не сложился. Траурный митинг, прощальные речи товарищей по работе, близких, родных, скорбная музыка, хоровые песнопения, возложение венков — все это создает у людей эмоциональный настрой, соответствующий печальному событию.Несколько лет тому назад умерли два Героя Социалистического труда. Комиссии, созданные для их похорон, смогли убедить их родственников отказаться от религиозных обрядов.В том и другом случае была организована гражданская панихида во Дворце культуры, где устанавливался гроб с телом умершего. В почетном карауле стояли пионеры, школьники, товарищи по работе, односельчане. А у могил их были организованы прощальные митинги, живые отдали дань ушедшим из жизни.Надо сказать, что прощальные речи у могил умерших стали произноситься в Туркмении с середины 60-х годов по инициативе советов старейшин [новых и лояльных власти]. У туркмен такого обычая раньше не было».
Автор: Абу Сулейман
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

«Израиль теряет человечность»: а был ли сионизм гуманен изначально?
Недавняя редакционная статья (в известной израильской газете – прим. переводчика) “Haaretz” утверждает: «Израиль теряет свою человечность...

Интервью с ХАМАС: борьба с вооруженными Израилем бандами в Газе
Нетаньяху признает, что Израиль вооружает банды в Газе, чтобы противостоять влиянию ХАМАС, а новые доказательства показывают, что Израиль...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

«Израиль теряет человечность»: а был ли сионизм гуманен изначально?
Недавняя редакционная статья (в известной израильской газете – прим. переводчика) “Haaretz” утверждает: «Израиль теряет свою человечность...

Интервью с ХАМАС: борьба с вооруженными Израилем бандами в Газе
Нетаньяху признает, что Израиль вооружает банды в Газе, чтобы противостоять влиянию ХАМАС, а новые доказательства показывают, что Израиль...
Комментарии: 0
Правила форума