Image
Три драгоценных совета от шейха Абуль-Хасана Али ан-Надви
Все три совета от шейха Абуль-Хасана, упоминались в Коране, Сунне и пути праведных предков. Те, кто жил согласно этим советам, процветали...
1 734
22 марта, 20

Три драгоценных совета от шейха Абуль-Хасана Али ан-Надви

1 734
22 марта, 20
АВТОР ЦИКЛА
Три драгоценных совета от шейха Абуль-Хасана Али ан-Надви
The Jamiatul Ulama
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA

The Council of Muslim Theologians

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Одиннадцать практических советов по решению проблем Искусство правильно давать советы
Примечание: Шейх Абуль-Хасан Али ан-Надви – большой индо-пакистанский ученый, специалист по многим религиозным наукам. Более подробно с его биографией можно ознакомиться здесь: https://darulfikr.ru/articles/abulhasanaliannadvi/
 
Первая драгоценность – лучше быть угнетаемым, чем угнетателем
 
Этот чрезвычайно важный совет – одно из ведущих оснований для мира в семье и в обществе. Такое качество было основополагающим для самого Пророка (мир ему), который никогда никого не притеснял, хотя его притесняли многие. Наоборот, он старался прощать этих людей и никогда не мстил за свои обиды.
 
Шейх Абуль-Хасан стремился следовать подобному совету в своей собственной жизни. Он терпел многие трудности, которые обрушивались на него в жизни, но никого не угнетал. Эту черта характера появилась у него благодаря замечательному воспитанию, данному ему матерью. Описывая воспитание, которое было дано ему в детстве, мауляна Абуль-Хасан пишет:
 
«С самого раннего детства моя мама учила меня признавать свои ошибки. Мне также было внушена необходимость сразу просить прощения – и у старших, и у младших, если я был не прав. Поэтому я старался никогда не нападать ни на кого. Если я когда-либо нарушал это правило – особенно в отношении младших членов семьи или слуг, мама заставляла меня немедленно извиниться».
 
Шейх далее рассказывает об одном неприятном эпизоде своего детства, когда он ударил ребенка одной из служанок. Когда его матери стало об этом известно, она немедленно позвала маленького Али и того ребенка, которого он ударил. Затем она велела этому мальчику: «Ты тоже ударь Али. Ударь его сейчас, у меня на глазах». Бедный ребенок перепугался и никак не решился последовать этому совету. Тогда мать шейха взяла руку ребенка и ударила ею Али. Затем она велела ему попросить прощения у сына служанки. После этого случая Али крепко запомнил, что нельзя никому делать больно, особенно если этот человек ниже тебя по положению.
 
В результате этого прекрасного воспитания шейх Абуль-Хасан выработал у себя это прекрасное качество – сразу просить прощения за любой промах, если он когда-то был не прав перед другим человеком, кем бы этот человек ни был. Иными словами, первый урок гласил: «Лучше быть угнетаемым, чем угнетателем».
 
Вторая драгоценность – избегай всего запретного и сомнительного
 
Шейх Абуль-Хасан считал этот момент – равнодушие современных людей к тому, как они зарабатывают на жизнь и что они едят – одной из причин упадка жизни многих семей и общества в целом. Этот урок – необходимость сторониться всего сомнительного – он также усвоил в раннем детстве. Об этом он также рассказывал следующую историю:
 
«Когда я был совсем маленьким, у меня была служанка, которая заботилась обо мне – кормила меня, укладывала меня спать. Однажды, когда ее послали по какому-то поручению, она взяла меня с собой. По дороге мы проходили мимо дома, где хозяева раздавали прохожим пищу. Наша служанка – будучи женщиной бедной, присела рядом с этим домом, чтобы тоже принять участие в трапезе. Я был маленьким, и поэтому мне тоже захотелось попробовать эту еду. Когда я протянул руку за пищей, она тут же одернула меня, сказав: «Нет, тебе этого нельзя. Эта пища не для тебя». Оказалось, что хозяева дома устраивали раздачу еды бедным в честь какого-то местного святого или местного праздника, - то есть, пища была сомнительной в смысле ее дозволенности».
 
Таков был уровень простых людей того времени! Такое поведение слуг в доме шейха говорит о той осторожности в отношении запретного и сомнительного, которая была принята в семье его родителей. Несмотря на то, что шейх был еще ребенком, служанка постаралась защитить его от сомнительной пищи – поскольку знала, что родителям мальчика это не понравилось бы.
Шейх с сожалением добавлял, что в настоящее время люди совершенно перестали заботиться о том, чем питаются они сами и члены их семей. Более того, люди выискивают всяческие оправдания, чтобы сделать запретное дозволенным. Когда вышеописанная осторожность в отношении запретного и дозволенного была нормой в обществе, в нем был гораздо более высокий уровень праведности и благочестия. Прямая связь между праведностью и чистой пищей ясно упоминается в Коране:
 

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (сура «Аль-Бакара», 2, 172)

 
Употребление сомнительного или запретного будет иметь противоположный эффект и способствовать деградации и упадку нравственности.
 
Третья драгоценность – относитесь к своим родственникам хорошо, даже если они ведут себя по отношению к вам недостойно
 
Сам шейх всегда следовал этому правилу – хорошо относиться к родственникам, даже если они плохо относятся к тебе. Были случаи, когда кто-то из родственников приходил к шейху и резко говорил с ним, но уходил от него с каким-то подарком в руках – в виде сладостей или чего-то полезного. Некоторые люди даже шутили, что, если кто-то хочет получить подарок, ему следует пойти к шейху Абуль-Хасану и сказать ему какую-то резкость. Однажды кто-то из родственников нагрубил шейху. В ответ тот положил в конверт сто рупий и вручил этому человеку вместе с комплектом одежды.
 
Такое поведение вполне соответствовало практике больших ученых и праведников. Известно, что, к примеру, у имама Абу Ханифы был сосед, который регулярно вслух оскорблял его. В тот день, когда сосед обидел его в первый раз, Абу Ханифа принес ему подарок. И каждый раз в ответ на его обиду и оскорбление имам дарил ему или делал ему что-то приятное. Через какое-то время тот человек понял, что он уже не может оскорблять имама, наоборот, он полюбил его. Однако подарки тоже перестали приходить. Тогда он пошел к Абу Ханифе и спросил: «Что это означает? Когда я тебя обижал, ты давал мне подарки. Когда я перестал оскорблять тебя, ты перестал посылать мне подарки!»
 
Имам Абу Ханифа ответил:
 
«Брат, пока ты оскорблял меня, я делал сабр (проявлял терпение). Таким образом, ты помогал мне построить мой Рай - давая мне возможность проявить сабр и тем самым позволяя мне достичь больших наград. Поэтому взамен я давал тебе некоторые мирские блага. Когда ты перестал строить мой Рай, я прекратил помогать тебе в мирских благах!».
 
Вот как смотрели на мир эти великие люди. Если мы научимся воспитывать в себе тот же образ мышления, мы также будем наслаждаться миром внутри себя и распространять мир и счастье вокруг нас.
 
Все три совета от шейха Абуль-Хасана, упоминались в Коране, Сунне и пути праведных предков. Те, кто жил согласно этим советам, процветали. Те, кто оставлял это, лишились всего и в конце концов приходили к упадку. Поэтому долг каждого верующего сделать все возможное, чтобы жить по этим великим урокам, а также передавать их другим.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Сохраните свой духовный уровень и после Рамадана
Дорогие читатели. Мы постились, читали Коран, давали милостыню и проводили ночи в молитве перед Аллахом. Мы старались избегать сплетен, к...
6 372
23 мая, 20
Image
Ночь Бараат как преддверие Рамадана
Фраза «это (витает) в воздухе» подразумевает общее ощущение или ожидание чего-то в ближайшем будущем или нечто, что присутствует или прео...
47 692
1
6 апреля, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Правда ли, что признаком праведности человека служит присутствие множества ...
Вопрос: Недавно один человек мне сказал, что если сотни или тысячи человек придут на чью-то заупокойную молитву (джаназа), это является...
2 693
11 января, 20
Image
О месяце Рабиуль-авваль и оживлении Сунны - Муфтий Таки Усмани
Фрагмент лекции муфтия Таки Усмани, хафизахуЛлах, прочитанной в пятницу 20-го декабря 2015 года на языке урду, в г. Карачи. Поднятые в эт...
12 230
1 ноября, 19