Image
Вопросы и ответы о месяце Шаабан
Дорогие братья и сестры. Пройдет еще немного времени – и мы вступим в благословенный месяц Рамадан, время усиленного поклонения, когда верующий может заслужить особые милости и награды от Вс...
26 143
30 апреля, 17

Вопросы и ответы о месяце Шаабан

26 143
30 апреля, 17
АВТОР ЦИКЛА
Вопросы и ответы о месяце Шаабан
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Hadith Answers
Источник:
HADITH ANSWERS

An online source for Hadith Fatwas

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Ан-Ниса
Перевод:
АН-НИСА

Мусульманский женский портал

Дорогие братья и сестры. Пройдет еще немного времени – и мы вступим в благословенный месяц Рамадан, время усиленного поклонения, когда верующий может заслужить особые милости и награды от Всевышнего Аллаха. 

Отделяет нас от этого времени всего один месяц – месяц Шаабан, также весьма значимый месяц, который верующие могут использовать для подготовки к Рамадану. Праведные предшественники говорили: «Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая». 

На 15-е число месяца Шаабан приходится одна из особо важных ночей в мусульманском календаре, когда верующим посылается прощение и милость Аллаха. Поэтому для нас очень важно использовать это благословенное время с максимальной пользой. В приведенных ниже статьях подробно рассматривается важность этой ночи, а также приводится простой способ ибадата для подобного рода благоприятных ночей.
 
1. В какое время наши дела представляются Аллаху?
 
Вопрос:  В некоторых хадисах говорится, что наши дела представляются Аллаху в месяц Шаабан, но в других сказано, что это происходит в ночь Лейлатуль-кадр. Какое мнение более правильное?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
 
Всевышний Аллах знает о всех деяниях человека. Время от времени ангелы представляют Ему дела людей по определенным причинам. В хадисах упоминаются различные промежутки времени, когда это происходит.
 
Ежедневное представление деяний
 
Сподвижник Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
 
«Всевышний Аллах не спит, и Ему не подобает сон…Ночные дела показываются Ему прежде дневных дел (следующего дня), и дневные дела поднимаются к Нему прежде дел (следующей) ночи» (Сахих Муслим, 446).
 
Еженедельное представление деяний
 
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
 
«Дела людей представляются Всевышнему Аллаху каждый понедельник и четверг, и Аллах прощает всех, кроме тех, кто приписывает Ему сотоварищей, и тех, кто держит зло друг на друга» (Сахих Муслим).

Ежегодное представление
 
Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили – почему он держит пост в месяце Шаабан, он ответил:
 
«Это месяц, которым люди часто пренебрегают…В этом месяце дела человека представляются Аллаху, и мне хочется, чтобы мои дела были представлены в тот момент, когда я держу пост» (Насаи, хадис 2678).
 
Алляма Мунави уточняет, что речь идет о 15-ой ночи месяца Шаабан (Таисир, Также см: Су’удуль Акваль ва Раф’уль А’маль шейха Абдуллаха Сиражуддина, с.70).
 
Однако здесь нет никакого противоречия. Каждое представление деяний имеет свои причины и свою мудрость. Алляма Мунави объясняет это так: «Представление дел по понедельникам и четвергам производится в общем, в то время как представление дел в ночь на 15-е Шаабана происходит в деталях в течение всего года…Ежедневное представление дел также происходит в деталях».
 
Также он пишет:
 
«Смысл неоднократного представления дел заключается в том, чтобы показать ангелам праведность тех людей, которые совершали эти дела». (Таисир, Также см: Су’удуль Акваль ва Раф’уль А’маль шейха Абдуллаха Сиражуддина, с.70).
 
Ученые приводят много других причин этого представления дел. Одна из них в том, что Всевышний Аллах прощает людей, совершивших дурные поступки, которые просят о Его прощении.

А Аллах знает лучше.
 
2. Простой способ совершения ибадата для благоприятных ночей
 
Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отметил:
 
«Воистину, ваш Господь выделил особые моменты времени (в которые Он ниспосылает обильную/особую милость). Так старайтесь воспользоваться этим временем». (Маджму'а з Заваид)

Мы обычно в курсе важных событий, которые случаются каждый год. Однако, стараемся ли мы использовать их и извлечь максимальную выгоду из этих благословенных ночей?

Ниже я предлагаю некоторый «формат» на тему: «Что можно сделать в эти благословенные ночи».

1. Совершение иша и фаджр намазов в мечети

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
 
«Тот, кто выполняет иша в джамаате, получает награду того, кто провел половину ночи в поклонении. И тот, кто совершит утренний намаз в джамаате, будет подобен тому, кто провел всю ночь в ибадате». (Сахих Муслим, Сунан Аби Дауд)
 
2. Сон в состояние вуду
 
Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) упоминает достоверное сообщение, где говорится:
 
«Душа того, кто спит в состоянии вуду, совершает саджда (земной поклон) перед ‘Аршем Аллаха». (Фатхуль Бари)
 
Представьте себе наши души, которые совершают саджда перед Троном нашего Творца в такие ночи как Лейлятуль-кадр!
 
3. Воздерживаться от греха
 
Нелогично заполнять ведро, когда в нем есть дырки...
 
Особо следует освободить сердце от любой неприязни или злобы по отношению к братьям-мусульманам.
 
4. Очистить сердце от недоброго чувства к братьям-мусульманам
 
Ученые пишут, что те мусульмане, которые таят в душе недобрые чувства к своим братьям, лишены милости и прощения Аллаха в подобные благословенные ночи.
 
В Сахих Ибн Хиббан приводится хадис, где есть упоминание о четырех людях, которые будут лишены милости Аллаха в эту ночь. Это:
 
  • пьющий спиртное;
  • тот, кто ослушивается своих родителей.
  • тот, кто порвал родственные узы
  • тот, кто скрывает в душе недобрые чувства.

5. Совершить намаз-тасбих

Его совершение настоятельно рекомендуется ради его огромной награды.

6. Тауба

Поскольку мы обращаемся к Аллаху в эти ночи именно с целью добиться Его прощения, это действие (тауба) является основополагающим в таких случаях.

Порядок тауба:
 
  • Совершить два ракаата желательного намаза.
  • Прекратить совершать тот грех, в котором мы раскаялись.
  • Сожалеть о совершении греха от всего сердца.
  • Принести обещание перед Аллахом никогда не повторять этот грех.

Кроме двух ракаатов намаза, остальные условия покаяния считаются обязательными.

Кроме того, если нашим грехом мы нарушили права другого человека, необходимо попросить его о прощении. Без этого мы не сможем получить прощение.

Если этот человек уже ушел из жизни, мы можем сделать дуа за него и погасить наш долг (если он есть) перед его наследниками.

7. Зикр

Есть много форм зикруЛЛах. Я хотел бы предложить следующие:
 
Сто раз произнести: «Ля иляха илляЛЛах».

Сто раз повторить имя «Аллах»

И сто раз произнести: «СубханаЛЛахиль бихамдихи СубханаЛЛахиль Азым»

О третьей форме зикра Посланник Аллаха (салляллаху 'алейхи ва саллям) сказал:
 
«Тому, кто произнесет эти слова сто раз, будут прощены все его грехи, даже если они будут подобны пене океана» (Сахих Бухари)
 
«Эти слова любимы для Аллаха Та'аля, они легки для языка и весомы на весах (деяний в Судный день)» (Сахих Бухари)

Кроме того, это форма зикра, который совершает все творение. (Коран, 17:44)

8. Благословения на Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)

Если бы не наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), мы были бы лишены этих благословенных ночей. Поэтому мы не можем позволить себе прожить такие моменты, не вспоминая его. Поступая так, мы приобретаем пользу для себя.

В хадисе говорится:
 
«Если кто-то посылает приветствия мне один раз, Аллах Та'аля посылает десять приветствий ему».

9. Чтение Корана (тилава)
 
Это считается лучшей формой зикра. Можно прочитать четверть джуза или такие суры, которые следует читать каждый вечер, как: Вакиа, Мульк, Саджда, Ясин и др.

10. Дуа
 
Дуа есть суть поклонения и, следовательно, о нем не следует забывать, когда мы занимаемся ибадатом.
 
Тем более, в те ночи, когда Всевышний Аллах принимает дуа, например, в Ночь предопределения. Следует провести как можно большее время в обращении к Аллаху, ведь мы так нуждаемся в нем.
В свете нынешнего мирового кризиса вспомните о наших угнетенных братьях по всему миру.
 
Желательно повторять следующее дуа, которому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) научил свою любимую жену ‘Аишу (радыАллаху ‘анха):
 
اللهم إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ العَفْوُ فَاعْفُ عَنِّيْ

Аллахумма иннака ‘афуввун тухиббуль ‘афва фа'фу анни”

О, Аллах, поистине, Ты Прощающий, так прости меня.
 
Примечание 1: Все вышеперечисленное можно совершить примерно за 1 час.
 
Намаз тасбих: 20 мин.

Тауба можно включить в дуа

Зикр: 10 мин.

Салават: 5 мин.

Тилява: 15 мин.

Дуа и тауба: 10 мин.

Однако, если у человека мало времени по какой-то причине, можно совершить хотя бы первые четыре пункта и последний, то есть:
 
  • Иша и фаджр с джаматом;
  • Лечь спать в омовении;
  • Воздерживаться от греха;
  • Очистить сердце;
  • Совершить дуа.

Примечание 2: Ночь начинается с наступлением магриба, а не после иша. Поэтому можно начинать совершать ‘ибадат со времени намаза магриб, хотя это действительно лучше сделать в последнюю часть ночи.

Примечание 3: Это всего лишь советы, предназначенные для облегчения ибадата. Человек может заняться любым видом ‘ибадата, который ему более приятен.

Пусть Аллах Та'аля дарует нам всем полное прощение и твердость в вере. Амин.
 
3. Пост в 15-ый день месяца Ша'бан
 
Вопрос: Каково решение относительно поста в 15-ый день месяца Шаабан? Я слышал противоречивые фетвы на этот счет. Не могли бы вы пролить свет на этот вопрос?

Ответ:

Хотя подобное действие (держать пост именно в 15 день Шаабана) не пришло из Сунны, однако будет желательным делать это, исходя из следующих десяти пунктов:

1. Держать желательный пост в течение года очень желательно.

2. Что же касается поста непосредственно в месяц Шаабан:

Хафиз Ибн Раджаб говорит:
 
«Поскольку месяц Шаабан предшествует Рамадану, держать пост и усиленно читать Коран в месяце Шаабан очень желательно» (Латаифуль Маариф, с. 258).

3. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) постился в этом месяце больше, чем во всех других (исключая Рамадан) (Сахих Бухари, хадис 1970).

4. Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что месяцем, большую часть которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел обыкновение делать пост, [кроме месяца Рамадан] был Шаабан. (Сунан Насаи, хадис: 2922, Сунан Аби Дауд, хадис: 2423)

5. Когда его (Пророка (мир ему и благословение)) спросили о причине этих многочисленных постов, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
 
«Существует месяц между Раджабом и Рамаданом, на который люди не обращают внимания» (Насаи, хадис: 2678).

Передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
 
«Аллах приказывает ангелам записать (в Хранимой скрижали) имена всех людей, которые умрут в текущем году. Я хочу предстать перед Аллахом как как постящийся (если мне суждено умереть в этом году)».  (Муснад Абу Яля, назван достоверным хафизом Мунзири в Таргиб, т. 2, с. 117).

Передано в надежном сообщении от Насаи (которое уже цитировалось выше, хадис 2678) Посланник Аллаха также сказал:
 
«Это месяц, в который деяния человека поднимаются к Аллаху. Мне хотелось бы, чтобы мои дела поднимались бы в такое время, когда я держу пост».

6. Уточняется также, что деяния поднимаются именно в 15-ю ночь месяца Шаабан (Ат-Тайсир, также см. "Суудуль-акваль ва рафуль амаль" шейха Абдуллы Сиражуддина, с. 70).

7. Ибн Раджаб также пишет:
 
«Лучшие дополнительные посты – это те, которые человек будет держать во время, близкое ко времени Рамадана (до или после него, то есть, в месяцы Шаабан и Шавваль). Эти посты подобны суннат-намазам, которые совершаются до или после обязательных. Их достоинство близко к достоинству фард-намазов, с их помощью мы восполняем недостатки обязательных намазов (таким же образом дело обстоит с желательными постами, которые держат в месяцы, близкие к Рамадану)». (Латаифуль-маариф, с. 249).

Посты в 13, 14 и 15 дни каждого месяца:

8. Во многих хадисах подчеркивается важность дополнительных постов на 13, 14 и 15 дни каждого лунного месяца. Эти дни называются еще «белыми днями» (См. Таргиб, т. 2, с. 123-24).

9. В дополнение к вышесказанному, можно привести следующий хадис, где говорится о желательности поста именно в эти дни (середины месяца), особенно в Шаабан.

Сподвижник Имран ибн Хусейн (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:
 
«Ты держал пост в середине месяца Шаабан?» Когда он ответил отрицательно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему сделать это после Рамадана (Сахих Муслим, хадис 2737).

В данном хадисе используется слово سرة (сурра), что означает «середина».

Муслим приводит данный хадис вместе с хадисами, которые говорят о желательности поста в «белые дни». (более подробно см: Шарх Навави, хадис: 2737 и Фатхуль Бари, хадис 1983)

Некоторые ученые утверждают, что это подкрепляется общей желательностью поста в середине каждого месяца. (См Фатхуль Бари, хадис: 1983, Маджамау-Бихариль-анвар, т.3 с. 59-60).

10. Говоря о посте в 15-й день месяца Шаабан, Ибн Раджаб пишет:
 
«Нам не было запрещено держать пост в 15-ый день месяца Шаабан. На самом деле это (просто) один из дней поста в «белые дни», который желательно держать каждый месяц» (Латаифуль-маариф, с. 261).

Вывод:

В свете вышеприведенных хадисов и мнений ученых лучшим будет держать пост 13, 14 и 15 числа этого (и каждого) месяца.
 
Это идеальное время, чтобы сделать намерение держать эти три дня поста каждый лунный месяц. Если человек соблюдает пост лишь в 15-ый день Шаабана, это (эту практику) не нужно прекращать.

Хадисов на эту тему достаточно для того, чтобы считать эту практику сунной.
 
Внимание! Следует избегать поста после 15-ого Шаабана, чтобы сберечь силы для поста в Рамадан (Сунан Насаи, хадис: 2923).

А Всевышний Аллах знает лучше.
 
4. Значимость 15-ого числа месяца Ша’бан 
 
Ночь на 15-е Ша’бана, которую обычно называют Лейлатуль-Бараа (См. Тафсир ар-Рази и Рухуль-Маани к аяту 44:3), является одной из особо важных ночей исламском календаре.
 
Ибнуль-Хадж (рахимахуллах) пишет:
 
«Саляфы (праведные предшественники) освящали эту ночь (поклонением) и готовились к ней заранее» (Аль-Мадхаль, т.1, с. 299).

Некоторые люди, будучи ошибочно информированными, отвергают достоинства этой ночи. Следующие пункты могут послужить для исправления этого заблуждения.
 
Хадисы о значимости этой ночи
 
Существует множество хадисов, в которых сказано о достоинствах этой ночи.
 
1. Среди них сообщение от Муаза ибн Джабаля (радыАллаху анху), который передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
 
«Аллах уделяет особое внимание всем Своим созданиям в ночь на 15-е Ша’бана и прощает всех из них, кроме тех, кто приписывает Ему сотоварищей и таит в сердце вражду (на своего брата)». (Аль- Му’джамуль Аусат, хадис 6776 и Аль-Муджамуль Кабир, т. 20, с.108-109)

Достоверность этого сообщения
 
Имам Ибн Хиббан (рахимахуллах) оценил это сообщение как сахих и включил его в свою книгу Сахих (Сахих Ибн Хиббан, 12, с.482; хадис 5665). ‘Алляма Иракы (рахимахуллах) оценил этот хадис как достоверный (хасан) (Шархуль Мавахиб, см. примечания в Мусаннафе Ибн Аби Шейба, хадис 30479).
 
Хафиз Аль-Хайтами (рахимахуллах) отмечает, что все передатчики этого хадиса надежные (Маджма аз-Заваид, т.8, с.65).
 
2. Абу Бакр (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
 
«В середине Ша’бана милость Аллаха нисходит на первое небо, и Он прощает всех, кроме многобожников и тех, кто таит вражду против своих братьев». (Муснад Баззар и Шуабуль Иман Байхаки, хадис 3546)
 
Достоверность этого сообщения
 
Хафиз аль-Мунзири (рахимахуллах) классифицировал хадис как надежный (لا بأس به) в своем Ат-Taргыб (т.3, с.459).
 
Аль-Хайтами (рахимахуллах) сказал: «Ибн Аби Хатим не считал Абдуль Малика слабым передатчиком, а остальные передатчики надежны» (Маджмау з-Заваид, т.8, с.65).
 
На самом деле, Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) также оценивает один из его иснадов как надежный (хасан). (Аль-Амалиль Мутлака, с.119-122)
 
Множество других сообщений
 
Кроме двух вышеприведенных сообщений, многие другие сподвижники передают хадисы о достоинствах этой ночи. Среди них следующие:
 
3. Абу Хурайра (радыАллаху анху) (Муснад аль-Баззар, хадис 3551 и Амали Ибн Сам'уна.
 
Хафиз Сахави (рахимахуллах) сказал:
 
«В этом иснаде нет передатчиков, которых считали ненадежными» (Аль-Аджвибатуль-Мардыйя, т.1, с.325)

4. Аиша (радыАллаху анха) (Сунан Тирмизи, хадис: 739, Муснад Ахмад, хадис 26018 и Шу'абуль Иман, хадис 3545)

5. Абу Са'ляба (радыАллаху анху) (Шу'абуль -Иман, хадис 3551).

6. Ауф ибн Малик (радыАллаху анху) (Муснад аль-Баззар, хадис 2048, см Maджамау з-Заваид, т.8, с.65

7. Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас (радыАллаху анху) (Муснад Ахмад, хадис 6642, Мунзири и Хайтами оценили его как лайяин, то есть, слегка слабый, Таргыб, т.3, с. 460 и Maджамау з-Заваид, т.8, с.65)

8. Абу-Муса аль-Ашари (радыАллаху анху) (Ибн Маджа, хадис 1390, Шу'абуль Иман, хадис 3552)

9. Али ибн Аби Талиб (радыАллаху анху) (Ибн Маджа, хадис 1388; Шу'абуль Иман, хадис 3542)

10. Усман ибн Абиль-Ас (радыАллаху анху) (Шу'абуль Иман, хадис 3555)

11. Табиин Касир ибн Мурра (рахимахуллах). (Шу'абуль Иман, хадис 3550) (Аль-Аджвибатуль-Мардыйя, т.1, с.325-332)

12. Табиин Яхья ибн Аби Касир (рахимахуллах). (Шу'абуль Иман, хадис 3544)

Взаимное усиление хадисов

Все эти двенадцать сообщений взаимно усиливают друг друга. Сославшись на некоторые вышеупомянутые источники, имам Байхакы (рахимахуллах) пишет:
 
«Когда они объединяются, они приобретают некоторую силу». (Да’ватуль Кабир; см: Ис’афуль Хуллан, бима варада фи лейлатин нисф мин Ша’бан шейха Хаммада ибн Ансари, с.19)

Ибн Теймийя (рахимахуллах) также согласился с взаимным усилением этих сообщений (Маджмуль Фатава, см. Ниже)

Большой муфассир, 'алляма Алуси (рахимахуллах) назвал тех, кто отвергает достоинства этой ночи, опрометчивыми и безрассудными. (Тафсир Рухуль Маани, сура: 44, аят: 3)
 
Шейх Абдулла Сиддик Аль-Гумари (рахимахуллах) (современный марокканский факих и мухаддис) также считал отрицание значимости этой ночи чрезмерностью (Хуснуль Байян фи лейли нисф мин Ша’бан, с.7).

Высказывания ученых

Общее достоинство этой ночи было подтверждено многими великими 'алимами прошлого.

Среди тех многих великих ученых, которые засвидетельствовали достоинство этой ночи, можно назвать следующих:

Ученые из табиинов:

1. Имам 'Ата ибн Ясар (рахимахуллах), большой табиин из Медины сказал:
 
«После Ночи предопределения нет более значимой ночи в году, чем ночь середины Шабана» (Латаифуль-Маариф, с.264 и Сунан Саида ибн Мансура; см Хуснуль Баян, с.11).

2. Халиф 'Умар ибн' Абдуль-Азиз (рахимахуллах) писал своему губернатору в Басре:
 
«Аллах Та'аля проливает Свою милость в изобилии на четыре ночи в году, поэтому постарайтесь получить пользу от этого. Одна из этих ночей – это ночь середины Ша’бана» (Латаифуль-Маариф, с.263.
 
Цитируя эти слова, Ибн Раджаб выразил сомнение в приписывании этих слов халифу Умару)

3. и 4. Существуют сообщения от Али (радыАллаху анху) и от Абдуллы ибн 'Умара (радыАллаху анху), в котором они оба свидетельствуют о достоинствах этой ночи. (Латаифуль-Маариф, с. 262 и Мусаннаф 'Абдур Раззак, хадис 7927) Тем не менее, подлинность этих слов не проверена.

Ученые из последователей табиинов

5. Имам Шафии (рахимахуллах) отметил, что Всевышний Аллах принимает дуа в ночь на 15-е Ша’бана. (Там же, с. 264 и Сунан Байхаки, см. Хуснуль Баян, с.7)

6. Имам Аузаи (рахимахуллах) высказал мнение, что верующим следует заниматься индивидуальным поклонением этой ночью. (Там же, с.263)

7. Имам Исхак ибн Рахвай (рахимахуллах) также считал желательным проводить эту ночь в поклонении и/или в мечети. (Там же, с.263)

8. Имам аль-Маджд ибн Теймийя (рахимахуллах) (Файзуль Кадир, т.2 стр. 317)

9. Хафиз Ибн Теймийя сказал:
 
«Что касается ночи середины Ша’бана, существуют различные сообщения, где говорится о ее достоинствах, и сообщается от группы салафов (предшественников), что они совершали желательные намазы в эту ночь индивидуально. Следовательно, такие действия не следует отвергать» (Маджмуль-Фатава Ибн Теймийи, т.23, с.132).

10. Ибн Раджаб аль-Ханбали (рахимахуллах) пишет:
 
«Каждому мусульманину желательно совершать 'ибадат этой ночью» (Латаиф, с.265).

11. Хафиз Зайнуддин аль-'Иракы (рахимахуллах) (Файзуль Кадир, т.2, с.317)

12. Ибнуль Хадж (рахимахуллах) сказал:
 
«Эта ночь имеет большое значение и обильные блага» (Аль-Мадхаль, т.1, с.299)

Ученые, которые сами совершали поклонение этой ночью

Табиины

Хафиз Ибн Раджаб (рахимахуллах) перечислил, что нижеследующие табиины совершали ибадат этой ночью:
 
 1. Махуль (рахимахуллах)
 
 2. Халид ибн Ma'дан (рахимахуллах)
 
 3. Лукман ибн Амир (рахимахуллах) и другие.

Последователи табиннов

4. Хафиз Ибн 'Асакир (рахимахуллах), автор многотомного труда «Тарих Димашк» (в 70 томах), также совершал ибадат этой ночью. (Сияр а'лям ан-нубаля, т.20, с.562)

5. Ибнуль Хадж (рахимахуллах) сказал:
 
«Саляфы (праведные предшественники) освящали эту ночь и готовились к ней заранее» (Аль-Мадхаль, т.1, с. 299).

Выводы

Из приведенных выше пунктов ясно, что:
 
  • О достоинствах этой ночи сообщают более десяти сахабов (радыАллаху анхум') и табиинов (рахимахумуллах).
 
  • Есть решения более, чем десяти 'алимов (из последователей табиинов), которые поддерживают это.
 
  • Многие алимы сами участвовали в богослужении этой ночью (в дополнение к другим мнениям).
 
  • Тех людей, которые полностью отвергали достоинства этой ночи, ученые называли безрассудными и опрометчивыми.
 
  • Именно эта ночь считается второй самой благоприятной ночью исламского календаря (после Лейлатуль-кадр).
 
  • Всего вышесказанного достаточно, чтобы подтвердить значимость 15-й ночи Ша’бана.

Книги на эту тему

Все вышеприведенное также подтверждается фактом, что некоторые 'алимы даже написали специальные книги о достоинствах этой ночи. Среди них:

1. Хафиз Ибн 'Асакир (рахимахуллах) «Фадлю лейляти нисф мин Ша’бан» - см Аджвибатуль-Мардыйя, т.1, с.328.

2. Имам Ибнуль Ахдар (рахимахуллах) «Фадлю Ша’бан» - см: Аджвибатуль-Мардыйя т.1, с.328.

3. 'Алляма Ибн Хаджар аль-Хайтами (рахимахуллах) «Аль-Идах валь байян».

4. Аль-Aджхури (рахимахуллах). См «Хуснуль Байян», с.5

5. Алляма Сахави (рахимахуллах) - см: «Ис'афуль Хуллан», с.1- (шейх Хаммад аль-Ансари привел ее в качестве брошюры о достоинствах пятнадцатой ночи Ша’бана. Хотя кажется, что основной целью обсуждения Сахави (рахимахуллах) был пост в 15-ый день Ша’бана, но, возможно, он писал также о достоинствах ночи, как он сделал в своем Аджвибатуль-Мардыйя, т.1, с.325- 332. Ва Аллаху Алям).

6. Ибн Дихья (рахимахуллах) - см Ис'афуль Хуллан.

7. Ибн Раджаб (рахимахуллах) привел подробный разбор о достоинстве этой ночи в своей известной книге Латаифуль Маариф.

Современные ученые

8. Шейх Абдулла Сиддик аль-Гумари из Марокко (рахимахуллах) «Хуснуль Баян фи лейлятуль нисф мин Ша’бан».

9. Шейх Мухаммад ибн Хаммад аль-Ансари из Медины «Ис'афуль Хуллан, бима варада фи лейлатин нисф мин Ша’бан».

10. Мой достопочтенный учитель, мухаддис, шейх Фадлю р-Рахман Аль-A'зами (пусть Аллах сохранит его)

Заключительное примечание

В дополнение к дуа и истигфару (просьбам о прощении у Аллаха Та'аля), в эту ночь можно заниматься любыми действиями поклонения по своему выбору (выше были приведены некоторые предложения на этот счет).

Каких-либо конкретных видов намаза или иного ибадата для этой ночи не существует (См. Латаифуль Маариф, с.168, «Исламские месяцы» муфтия Таки Усмани, с.63 и 79)

Сахабы (радыАллаху анхум) и табиины (рахимахумуллах) старались читать как можно больше из Корана с целью приготовления к Рамадану. (Латаифуль Маариф, стр. 192)

Некоторые люди участвуют в совершении действий бид’а (дурных новшеств) этой ночью (к примеру, совершая некий особый намаз этой ночи – примечание переводчика). 'Алимы прошлого и настоящего опровергали эти нововведения.

Некоторые современники используют высказывания этих ученых, чтобы опровергнуть значимость самой ночи. Это неправильно и нерационально. Отрицание определенных запретных действий этой ночи не требует отрицания достоинств самой ночи!

Пусть Аллах Та'аля ведет нас всех по прямому пути, и пусть Он позволит нам получить максимальную пользу от благ этой ночи.

И Аллах Та'аля знает лучше.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Месяц Сафар и связанные с ним предрассудки
Мы вступили во второй месяц лунного календаря, месяц сафар. Слово «сафар» (с буквой «сад») может означать «желтеть», «становиться желтым» (другое значение «опустошаться», «пустеть»). Это был...
422
11 октября, 18
Image
О посте в день Ашура
Примечание от редакции azan.ru: В этом году, день Ашура наступает 20-го сентября (четверг). Это значит, что поститься желательно 19-го и 20-го сентября, или 20-го и 21-го сентября....
18 322
19 сентября, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Видео: Достоинства месяца Шаабан и ночи Бараат - Ерсин Амире Абу Юсуф
Шаабан – это преддверие к Рамадану - месяцу обязательного поста для всех мусульман. Это - месяц получения духовной пищи, которая необходима для того, чтобы встретить и провести Священный мес...
15 282
1
28 апреля, 17
Image
Месяц Шаабан, пост и ночь Бараат
Шаабан — один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухамма...
127 643
27 апреля, 17