СТАТЬИ
Ислам и наука: возвращение парадигм
Нам, как мусульманам, — тем, кому точно известно об уровне важности знаний, размышления, доказательств, и тем, кому известна научная исто...
Ислам и наука: возвращение парадигм
Ислам и наука: возвращение парадигм
Нам, как мусульманам, — тем, кому точно известно об уровне важности знаний, размышления, доказательств, и тем, кому известна научная история исламского мира, а также о его вкладе в науку, всегда было важно само определение науки, её понятие и сущность.
Особенно в нынешний век, век технологического прогресса, которого человечество достигло после того как материализм, который хоть и отрицает существование Аллаха в объяснении Вселенной и жизни, но все же принес много пользы человечеству со стороны науки и различных открытий, у многих мусульман начал появляться некий комплекс неполноценности перед западными ценностями и достижениями, которые в свою очередь начали подталкивать мусульман к новым вопросам, иногда даже сомнениям в области научного познания и дееспособности исламского мира.
Одним из фундаментальных вопросов, беспокоющих современного мусульманина является следующий:
«Что же такое наука, и доказывает ли она существование Бога?»
В этой статье мы разберем такой вопрос, как «что такое наука?», где само определение будет крутиться не вокруг новой модернистской науки, которую принято называть «сайнс»[1] и которая ограничена рамками материалистического мировоззрения и восприятия вещей, а обширной науки в своем истинном проявлении и представлении, которая в свою очередь не была загнана в рамки идеологических направлений или же академической предвзятости.
Важно отметить, что сайнс, как современная наука, чудесно умеет объяснять, но не смогла удовлетворить более глубокие стремления человечества, ответить на более глубокие вопросы. И это подчеркивал такой испанский философ как Хосе Ортега-и-Гассет, сказав следующее:
«Для научной истины характерны точность и непреложность предсказаний. Однако за эти восхитительные качества науке приходится платить тем, что она остается на уровне вторичных соображений, не затрагивая главных, определяющих вопросов[2]».
Поэтому, прежде чем приступить к ответу на эти вопросы, для начала нужно разобраться в самой сущности науки, чтобы построить понятийный фундамент, на который мы всегда будем опираться.
Вопрос на первый взгляд легкий, но в тоже время, дать ответ на казалось бы ясный вопрос, что такое наука, оказывается не так уж и просто. Ведь дело в том, что наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект[3].
Во первых, это связано с историческим бытьем науки, а во вторых, в рамках какого мировоззрения дается понятие науки, а также через какую призму проходит методология на которую она опирается.
Нам нужен обогащенный нарратив, сочетающий в себе и понимание, и смысл. Именно об этом писал американский философ Джон Дьюи (1859–1952), когда заявлял:
«Глубочайшая проблема современной жизни – в том, что мы не смогли объединить свои «размышления о мире» с размышлениями о «ценностях и цели»[4].
Чтобы осознать истинный потенциал науки, что она может утверждать и доказывать, конечно же мы остановимся на самом определении науки, ее составных частей и так называемых «генераторов» знаний, на которую она опирается.
В исламских источниках есть множество книг по обозначениям слов и терминологии. В одной такой книге, которая принадлежит ученому Шарифу Джурджани приводится определение слова знание, где говорится следующее:
«Знание – это полная убежденность, которая соответствует действительности[5]».
В свете вышеприведеного определения слова «знание», можно сделать вывод, что каждый процесс и вид человеческой деятельности направленый на познание окружающей среды и действительности является наукой.
Для сравнения можем привести определение Британской академии наук, предложенное в 2009 году, где было сказано следующее:
«Наука — это стремление к знаниям и пониманию природного и социального мира в соответствии с систематической методологией, основанной на доказательствах[6]».
Знание и понимание, методология, доказательства – это основные опоры, на которые опирается современная наука.
Также нужно отметить то, что наука – это мышление, основанное на фактах. Научное понимание природного мира состоит из осязаний и разума человека. Ключевая часть способности рассуждать — это иметь умозаключения, видеть в уме, что что-либо логически вытекает из чего-то другого, основываясь на логических взаимосвязях между предпосылками.
Наука – это великая история человеческого интеллектуального поиска. Ведь с самого нашего детства мы анализируем поступающие данные своим разумом и выводим результаты, и этот процесс и анализ продвигается вперед вместе с нашим взрослением.
Приведем простой пример: представьте что вы открыли холодильник, а там стоит надкушенный пирог со следами человеческого укуса, — вы понимаете, что есть человек, который укусил его и в результате оставил после себя след своих зубов. К этому выводу вы пришли после того, как связали результат с тем, кто на него воздействует.
А теперь давайте применим повседневно накапливающийся опыт через призму вышеупомянутого нами определения:
-
Знание и понимание: Вы посмотрели на укушенный пирог со следами человеческого укуса и поняли, что его оставил человек.
-
Методология: Вы использовали сравнительный анализ между видами укусов, — посмотрев на укус на пироге, вы точно поняли, что это следы человеческого укуса.
-
Доказательства: Увидев, что это следы именно от человеческих зубов, вы сделали точный вывод, что они принадлежат человеку, хотя вы даже и не видели этого человека своими глазами.
Всё это — путь приобретения знаний, опираясь на простые причинно-следственные связи, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, и именно это является наукой. Но из-за того, что эти вещи являются настолько простыми и обыденными, люди не стали считать это наукой, ведь после слова наука на ум сразу приходят такие понятия как сложный скрупулезный анализ или проведение эксперимента с использованием лабораторной бирки.
Для каждого случая есть причина, и это является логическим, естественным и очевидным принципом, который не нуждается в обучении или сообразительности. И мы практикуем закон причинности в каждых наших действиях. Мы едим, потому что еда является причиной прекращения голода, и мы пьем потому, что вода является причиной утоления жажды; спим, так как сон — причина для отдыха, и работаем в качестве причины для получения средств на проживание.
Исходя из принципа причинности, мы познаем, что у нас и у всего бытия вокруг есть Творец, который управляет всем. Он создал это мироздание подготовил его для жизни, в совершенстве проработал все детали, связал законы бытия между собой. Cледы Его Могущества выявляются в тебе самом и во всем движущемся вокруг.
С исламской точки зрения сотворенный миропорядок — это изящное и красноречивое свидетельство существования Творца:
«Мы сотворили небо, землю и то, что между ними, не напрасно. Так думают (только)неверующие! Горе же неверующим, им — Ад!» (Сура «Сад», 38:27).
Эта тема красной нитью пронизывает всю историю Ислама — природа указывает на Бога, и тем самым дает фундаментальный религиозный стимул к изучению физического мира и восхищению перед ним.
Великий богослов Абдуль-гани аль-Майдани (1222–1298) в своем труде «Толкование «Акыды ат-Тахавии», касательно аята «Хвала Аллаху, Господу миров» приводит следующее:
«Слово «'алямин» в суре «Аль-Фатиха» — это множественное число слова «'алям», которое в свою очередь происходит от корня «'аляма», что означает «знак, метка», где смысл состоит в том, что любая существующая вещь в этом мире, для разумеющих людей является прямым знаком, указывающим на то, что она была создана, так как не могла появиться сама, и что есть внешняя сила, которая дала ей начало[7]».
Поэтому вопрос человека «есть ли какое-либо доказательство существование Аллаха?» является неточным вопросом, поскольку нет ни одной вещи, которая не указывала бы на существование Всемогущего Аллаха, сотворившего все эти миры, являющиеся признаками Его существования.
Это было короткое вступление, в котором мы попытались раскрыть лишь основную суть науки, ее деятельность, и остановились лишь на одном генераторе знаний как разум и логические выводы. Далее мы придадим этой теме большее значение и с дозволения Аллаха более детально разберем такую фундаментальную тему как генераторы знаний, которые делают науку наукой.
Генераторы знаний
После того, как мы коротко остановились на определении слов знание и наука, следует перейти к тому, что же такое наука в своем истинном понимании и на какие генераторы знаний опирается эта деятельность.
Религия Ислам, как вера, основанная на креационизме, то есть на том, что все живое и вся Вселенная были созданы в следствии проявления Воли и Могущества Аллаха, отмечает четыре основные источника знаний:
-
Фитра (врожденное естество);
-
Разум (логические императивы);
-
Достоверные источники (накапливающиеся свидетельства);
-
Эмпирика (информация, поступающая посредством чувств осязаний)[8].
Ислам объясняет Вселенную и жизнь теми объяснениями, которые стоят на вышеупомянутых четырех столпах. Эти объяснения также включают в себя гайб — то есть, сверхестественное, на обоснованность которого указывает взаимодействие этих четырех столпов и генераторов.
На каждом из этих столпов знаний можно остановиться подробнее и привести огромное количество информации, поэтому мы ограничимся лишь той, которой нам будет достаточно, чтобы понять суть знаний и на что они опираются, так что становимся на каждом из них лишь коротко и ясно.
- Фитра
Слово «фитра» происходит от трехбуквенного арабского корня «ф-т-р», что означает «созданную, сделанную вещь[9]», а также «иметь склонность, предрасположенность[10]».
Концепция фитры основывается на достоверном хадисе Пророка Мухаммада (да благословаит его Аллах и приветствует), где говорится следующее: «Каждый ребенок рождается в состоянии фитры. Затем его родители делают его иудеем, христианином или огнепоклонником...[11]».
Современный ученый доктор Хамза Бакри объясняет понятие фитры следующим образом: «Фитра — это врожденная предрасположенность человека к приобретению знаний и постижению истины, которая была создана в нем[12]». Врожденное естество у человека можно сравнить с операционной системой компьютера.
В исламском теологическом понятии этот хадис не указывает на то, что фитра — это появление на свет новорожденного ребенка по умолчанию мусульманином. Наоборот же, исходя из смысла хадиса понимается то, что у каждого человека есть эта врожденная предрасположенность к постижению истины, такой как существование лишь Единого Бога и достоверность Ислама как религии, что в дальнейшем делает его мусульманином.
Также смысл аята, где говорится: «Мы создали человека в прекрасном облике[13]» не ограничивается лишь внешней оболочкой и строением человека, а даже более, включает в себя необходимые составные части естества для осуществления цели человека в этом мире.
Но иногда мы замечаем, что внешние воздействия, такие как влияние родителей и даже – если брать шире – общества, а также социальное давление могут затуманить фитру, что в итоге это приведет к тому, чтобы человек выберет те убеждения, которые не соответствуют его врожденному знанию о Боге[14].
- Разум
Разум можно объяснить четыремя основными определениями, но приведем лишь одно емкое и ясное определение, которое звучит так: «Разум — это умственные способности, логические императивы и инстинкты, заложенные в человеке[15]». То есть, это та интеллектуальная способность, с помощью которой человек размышляет и постигает поступающую информацию.
В Коране подчёркивается важность использования разума для человека, чтобы уберечь себя от неправильного представления вещей и ложной, или же искаженной информации, поэтому использование разума как средства размышления и постижения главных фундаментальных истин связано со словом «знание». Как например в суре «Аль-'Анкабут», в 43 аяте говорится: «...Но разумеют их только обладающие знанием[16]». В то же время, оставления разума как средства постижения истины и правильности вещей может стать причиной того, что это введет человека в Адское пламя: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени»[17]».
Поэтому очень важно использовать эту милость, которой нас одарил Аллах, в правильном русле, чтобы прийти к правильным выводам и результатам как в повседневной жизни, так и в научных исследованиях и выводе полезных знаний.
Согласно материалистической философии, наш разум создан не для истины, а для выживания; он происходит не из разумного источника, а из неодушевленной материи. Такой разум не может производить рациональное мышление, и его рассуждения или умозаключения не заслуживают доверия. Следовательно, чтобы заниматься наукой, ученые должны отказаться от своих материалистических убеждений и предположить, что их разум создан для истины и, следовательно, способен делать рациональные суждения и делать выводы[18].
-
Достоверные источники (накапливающиеся свидетельства)
Наука развивается за счет накопления данных с их последующим теоретическим осмыслением[19]. Какой бы ни была наука — ограниченной материалистической идеологией или же истинной в своем проявлении и непредвзятой, она не может существовать без того, чтобы не придерживаться следующего источника знания, которым является «свидетельство».
«Свидетельство – это раздел эпистемологии, «связанный с тем, как мы приобретаем знания и обоснованные убеждения опираясь на слова других людей[20]».
Одним из самых главных вопросов, на которые пытается ответить этот раздел, является следующий: как мы получаем «знания, на основе того, что нам говорят другие люди[21]»?
Вот лишь несколько очевидных вещей, о которых мы знаем, не прося и при этом доказательств других типов: мы знаем, что наши отец и мать именно наши родители; мы знаем, что Гитлер проиграл вторую мировую войну. Как говорил профессор Бенджамин Макмайлер, «все это мы знаем на основании того, что эпистемологи называют свидетельствами, на основании того, что о них рассказывал другой человек или группа людей[22]».
Эти примеры и пояснение профессора являются логичными и объясняют то, почему мы приобретаем некоторые, и даже многие знания, опираясь исключительно на передачу свидетельств.
В Исламе раздел свидетельств и сама концепция берет начало из науки о «терминологии хадиса».
Категоричными суждениями и доказательтвами являются Коран и хадис мутаватир. Мутаватир — это «категория, где передеча хадиса происходит таким большим количеством передатчиков, что обычно исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации[23]».
После идут хадисы, которые входят в категорию сахих, что можно понимать и называть «достоверными свидетельствами».
Современный ученый шейх Муждир аль-Хатыб говорит, что «те условия, где категория хадисов и достоверности передатчиков опираются на доверие между людьми, которые в свою очередь построены на моральных ценностях, имеют место лишь в религии, так как берут основу и опираются на объективную истину[24]».
Поэтому те хадисы, где говорится о Конце света, существовании Рая и Ада, положении человека после смерти, — все это строится на убежденности в рациональности достоверных свидетельств, то есть хадисов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Даже если мы сами своими глазами и не видели, что происходит после смерти человека, после обоснования существования Бога через правильное использования фитры и разума, что также обосновывает рациональную нужду в пророке и его деятельности в качестве донесения Писания от Аллаха, и невозможность того, чтобы он доводил до людей искаженную информацию, или же ложь, которая не соответствует истине, в дело приступает третий источник знаний, который мы называли достоверным свидетельством.
Знание невозможно без свидетельств. Пример этому можно привести даже из повседневной жизни — «...многие из нас никогда не видели, как рождается ребенок, и большинство из нас не исследовали ни циркуляцию крови, ни фактическую географию мира, ни какой-либо примерный образец законов страны, также мы не проводили наблюдения, которые лежат в основе нашего знания о том, что огни на небе это небесные тела, чрезвычайно далекие...[25]».
Значение знания, получаемого из свидетельства, не нуждается в дальнейшем обсуждении.
Таким образом, сциентизм, то есть та наука, которая ограничена рамками материалистической идеологии, гласящей, что научный метод является единственным способом получения выводов о реальности, является ложным.
Материализм предполагает случайность, и поэтому результат любого эксперимента не обязательно воспроизводим. Согласно такой философии, мы не можем полагаться на предыдущие исследования, потому что один и тот же набор условий может дать разные результаты. Следовательно, цитирование бессмысленно, как и результаты тестов.
Такая наука опровергает сама себя; она также не может объяснить моральные истины, логические и математические истины и незаменимые источники знаний, такие как свидетельство. Сциентизм — это лишь упрощенческий подход к естественным наукам, ограниченный метод исследования, который не может доказать сам себя, и тем более ответить на все вопросы.
Поэтому, для того, чтобы заниматься наукой, учёным необходимо отказаться от своих материалистических убеждений и предположить, что предыдущие результаты воспроизводимы при тех же условиях, и что свидетельства являются надежным источником информации (концепция, заимствованная из креационизма)[26].
-
Эмпирика (знание, полученное посредством чувств осязаний)
Современные естественные науки, которые основаны на лишь на эмпирическом подходе — иными словами, в исследовании окружающего мира, — полагаются на результаты прямых наблюдений и экспериментов. Однако эмпиризм принципиально отказывается рассуждать о каких-либо реальностях за пределами наблюдаемого мира. Материализм полагается, в первую очередь, на прямое наблюдение и эмпирические результаты. Однако, чтобы идентифицировать вещи, изучая их эффекты (например, гравитацию), нужно верить, что ненаблюдаемые и нефизические вещи могут существовать посредством их действий[27].
Бас ван Фраассен, ведущий философ науки, ясно дает это понять: «Быть эмпириком — значит воздерживаться от веры в то, что выходит за пределы наблюдаемых фактов и не признавать никакой объективной реальности в природе. Эмпирический подход означает, что наука должна искать истину лишь в мире опыта, в том, что реально и наблюдаемо... этот подход предполагает решительный отказ от объяснения закономерностей в наблюдаемой природе посредством утверждений о ненаблюдаемой реальности[28]».
Эта сосредоточенность на «том, что реально и наблюдаемо», составляет суть естественных наук, но также и ставит им пределы.
Религия занимается вопросами, выходящими за рамки научного метода. К ним относятся вопросы о существовании Бога, смысле жизни и природе ценностей. Эти темы могут быть предметом аргументированного обсуждения, но они не поддаются научному анализу.
Сэр Питер Медавар (1915–1997), лауреат Нобелевской премии по медицине за труды в области иммунологии, подчеркивал, что у науки, «весьма вероятно», существуют пределы, учитывая «существование вопросов, на которые наука не в состоянии ответить, и никакой научный прогресс ей в этом не поможет[29]». Медавар имел в виду именно те вопросы о смысле жизни и нашем предназначении. Мы вправе искать на них ответы, но наука, если применять ее по назначению, тем более ограничивая рамками материализма, не поможет нам в этом. Ответы следует искать в другом месте.
Следовательно, материалистам необходимо отказаться от своих материалистических взглядов и требований физического доказательства и признать, что ненаблюдаемые вещи могут существовать посредством их действий: это концепция, заимствованная из веры. Бога нельзя наблюдать напрямую, но Его действия можно наблюдать.
Таким образом, чтобы заниматься наукой, мы должны верить, что наш разум создан для истины, что необходима причинность, что результаты воспроизводимы и что ненаблюдаемые и нефизические вещи могут существовать посредством их действий. Если быть кратким, то нужно быть креационистом.
Если бы ученые не верили, что этот мир понятен, потому что он действует в соответствии с разумом и порядком, и что этот порядок стал доступным для разумного рационального человеческого разума, они не потратили бы свою жизнь на изучение законов, управляющих этим порядком[30].
Автор: Абу Юсуф
[1] «Философия науки», под ред. С.А. Лебедева, стр. 11
[2] José Ortega y Gasset, El origen deportivo del estado, «Citius, Altius, Fortius» 9, no. 1–4, 1967, pp. 259–76; цит. на p. 259.
[3] «Философия науки», под ред. С.А. Лебедева, стр. 9
[5] «Та’рифат Джурджани», стр. 130
[7] «Шарх Акыда ат-Тахавия», Абдул Гани аль-Гунейми, стр. 30
[8] «Шарх акаид ан-Насафия», стр. 22
[9] «Тадж аль-'Арус», 13/326
[11] Бухари №1385, Муслим №2658
[12] Хамза Бакри, «Мухадарат фи 'ильм аль-калям джадид»
[13] Сура «Ат-Тин», 95:4
[14] «Ан-Нихая фи 'ариб хадис», Ибн Асир, 3/457
[15] «Маиятуль-'акль», Харис аль-Мухасиби, 203
[16] Сура «Аль-'Анкабут», 29:43
[17] Сура «Аль-Мульк», 67:43
[18] «Атеизм, гигантский прыжок веры», Доктор Раид Адиль Джаррар, стр. 33
[19] «Бог Докинза: от эгоистичного гена к богу как иллюзии», Алистер Макграт, стр. 100
[20] McMyler, B. (2011). Testimony, Truth and Authority. New York: Oxford University Press, p. 3.
[21] Lackey, J. (2006). Introduction. In: Lackey, J. and Sosa, E. (ed.). The Epistemology of Testimony. Oxford: Oxford University Press, p. 2.
[22] McMyler, B. (2011). Testimony, Truth and Authority, p. 10.
[23] «Тайсир Мусталах аль-хадис», стр. 21
[24] Шейх Муджир аль-Хатыб, лекции по хадисам
[25] Coady, C. A. (1992). Testimony: A Philosophical Study. Oxford: Oxford University Press, p. 82
[26] «Атеизм, гигантский прыжок веры», Доктор Раид Адиль Джаррар, стр. 33
[27] «Бог Докинза: от эгоистичного гена к богу как иллюзии», Алистер Макграт, стр. 128
[28] Fraassen B. C., van. The Scientific Image. Oxford: Oxford University Press, 1980. P. 202–203.
[29] Medawar P. B. The Limits of Science. Oxford: Oxford University Press, 1985. P. 66.
[30] «Атеизм, гигантский прыжок веры», Доктор Раид Адиль Джаррар, стр. 34
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Мусульмане не верят в карму. Карма — это дхармическая философия божественной справедливости, которая тесно связана с реинкарнацией. Эти у...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Исламское домашнее обучение: Как обрести знания и уверенность, чтобы обучат...
Вопрос: Как Вам удалось получить такие знания и уверенность, чтобы обучать своих детей дома? Я боюсь домашнего обучения, потому что не чу...
33 причины учиться у учителя
Получение знаний под руководством квалифицированного, соблюдающего Сунну ученого религии является абсолютно необходимым. В противном случ...
Комментарии: 0
Правила форума