Кем лучше быть – богатым или бедным?
Кем лучше быть – богатым или бедным?
Среди людей часто бытует следующий стереотип: богатство и истинное благочестие несовместимы. Говоря о богатстве, мы часто представляем се...
4 784
30 июня, 22

Кем лучше быть – богатым или бедным?

4 784
30 июня, 22
АВТОР ЦИКЛА
Кем лучше быть – богатым или бедным?
The Jamiatul Ulama
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA

The Council of Muslim Theologians

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Можно ли быть богатым по Исламу?
Среди людей часто бытует следующий стереотип: богатство и истинное благочестие несовместимы.
 
Говоря о богатстве, мы часто представляем себе какого-то жадного богача, который нажил свои деньги незаконным образом, а теперь тратит их исключительно на свои удовольствия, не думая о бедных и неимущих.
 
Наверное, столько же существует предвзятых мнений о бедности — якобы религия одобряет бедность, не поощряет человека заниматься бизнесом или искать хорошую работу. Соответственно, люди, негативно относящиеся к религии, начинают считать, что, религия дескать, много говорит о будущей жизни и загробном мире, при этом совершенно не заботясь о том, как людям устроить свою земную жизнь, она не поддерживает человека в его стремлении к успеху и достатку в этом мире.
 
Что здесь истина и что заблуждение? Прежде всего, что говорится в исламских источниках — Священном Коране и хадисах — о богатстве и имуществе?
 
Действительно, в Коране есть множество аятов, из которых вроде бы можно вывести идею о том, что Всевышнему не угодно богатство:
 

«Горе всякому хулителю и обидчику, который копит богатство и пересчитывает его. Он думает, что богатство даст ему вечную жизнь». (Сура «Аль-Хумаза», 104:1-3).

 

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям — от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов. Это (лишь) бренные удовольствия земной жизни, а у Аллаха есть лучшее, к чему стоит стремиться». (Сура «Алю-Имран», 3:14)

 

«Пусть не восхищают тебя их имущество и дети (не считай, Мухаммад, что это для них милость, тогда как это испытание). Аллах желает лишь подвергнуть их наказанию имуществом (толкая их на трудности ради его приобретения) и детьми в этом мире, чтобы они расстались со своими душами (умерли), будучи неверующими». (Сура «Ат-Тауба», 9:55).

 
Однако человеку, мало-мальски думающему, ясно, что здесь осуждается не богатство само по себе, но множество искушений, связанных с накоплением имущества. Богатство таит в себе множество соблазнов: это увлечение разного рода развлечениями и удовольствиями, в том числе и запретными; богатство чревато забывчивостью и легкомыслием, когда человек полностью погружается в процесс накопления денег и забывает о своей душе и о помощи другим людям. Более того, иногда богатый человек думает, что он может «купить» милость Всевышнего — делая пожертвования на бедных или на строительство мечетей, но при этом не собираясь оставлять греховный образ жизни — надеясь, что ему всё простится за его щедрость.
 
Более того, здесь же в Коране сказано, что размер имущества и жизненный удел не является заслугой человека. Еще до рождения Всевышний предопределяет удел (ризк) для человека: кому-то суждено быть богатым, а кому-то — бедным.
 

«Скажи: «Поистине, мой Господь увеличивает или сокращает удел тому из Своих рабов, кому пожелает». (Сура «Саба», 34:39).

 
То есть, наличие или отсутствие богатства ничего не говорит о самом человеке – ни богатый, ни бедный не имеют никакого преимущества перед Аллахом:
 

«Но ваше имущество и ваши дети — это не то, что приблизит вас к Нам. (А приблизит ваша вера) если вы уверуете и будете совершать благие дела. Таким (людям) — приумножится награда за то, что они совершили. Они — в (райской) обители в безопасности». (Сура «Саба», 34:37)

 
В нашем мире очень мало вещей, которые являются только добром или только злом. Взять обычный нож — это полезная вещь или это опасный предмет? Все сразу скажут: это зависит от того, что мы будем с ним делать. Без хорошего ножа не может обойтись ни одна хозяйка на своей кухне — без него не приготовишь еду, не порежешь мясо или овощи. Ножи используются в разного рода работах и механизмах, они могут быть частью какого-то станка или машины. Ножом пользуются врачи-хирурги для облегчения страданий больных. Однако, нож может стать и орудием преступления и убийства — если попадет в дурные руки. Так и в случае с деньгами и имуществом — это тоже своего рода орудие. Будет ли оно добром или злом, зависит от намерения человека, которому оно достанется.
 
Об этом прекрасно сказано в одном из хадисов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Здесь говорится, что все люди в мире делятся на четыре вида — в зависимости от их отношения к богатству:
 
  1. Первый вид — это человек, обладающий большим имуществом, но при этом богобоязненный. Он тщательно следит, чтобы весь его заработок был только дозволенным, не позволяет втянуть себя в какие-то сомнительные проекты — какую бы большую прибыль они ни обещали. Он не становится вследствие своего богатства высокомерным — забывая о родных и друзьях, не разрывает родственные связи. Он выделяет из своего имущества закят и более того — делает щедрые пожертвования на благотворительные цели: жертвует на больницы и детские дома, помогает мечетям и медресе, поддерживает людей, стремящихся к знаниям, стараясь делать это без шумихи, незаметно, не хвастаясь этим.
     
  2. Второй вид: это человек небогатый, но также богобоязненный. Он не завидует успеху богатых людей, понимая все опасности, скрывающиеся за обладанием большими деньгами, он вполне доволен своим уделом. Из своих небольших заработков он старается выделить хотя бы небольшую часть на помощь неимущим — в частности, своим родным или знакомым, у которых возникли какие-то трудности в жизни. Если он иногда и мечтает стать более обеспеченным, то только ради того, чтобы иметь возможность помочь всем неимущим, которые нуждаются в помощи.

    И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что и первый, и второй получат равное вознаграждение за свои усилия — поскольку у них было одинаковое намерение, несмотря на то, что пожертвования первого человека, разумеется, нельзя никак сравнить с тем, что смог сделать второй.
     
  3. Третий вид — это также человек богатый, но неразумный, лишенный страха перед Аллахом. Ему безразлично, каким путем ему достаются его большие деньги, для него главное — нажить побольше, без разницы, каким путем. Его с трудом можно убедить выделить закят с имущества — о чем он предпочитает забыть (либо специально занижает размер своего богатства, чтобы дать поменьше). Он часто забывает о тех из своих родных, кому не так повезло в жизни — поскольку стыдится «этих нищебродов и голодранцев», он редко помогает тем, кто просит о помощи («они сами виноваты, просто ленятся») — а если и жертвует на благотворительность, то напоказ, чтобы об этом знало как можно больше людей. Друзей он ищет по принципу — с кем выгодно иметь дело, кто может дать ему полезные связи и знакомства.
     
  4. Четвертый вид — это также человек со скромными заработками, но при этом страстно завидующий богатым. Он без конца жалуется, что ему не повезло, что Всевышний к нему немилостив — почему обделил его имуществом, когда вот у такого-то и такого-то столько всего. Мечты о богатстве для него — это, разумеется, мечты о красивой жизни, когда можно тратить сколько угодно денег на любые развлечения и удовольствия, в том числе и самого низкого и дурного рода. Такой человек, без сомнения, никогда не даст бедному ни копейки — он же сам такой несчастный, с чего он будет кому-то помогать?

    Так вот, в том же хадисе говорится, что эти два последних человека будут равны в своей участи — если они не исправятся, то наказание постигнет их одинаково, хотя первый действительно мог совершать множество разных грехов, а второй лишь мечтал о такой жизни.
 
Итак, мы видим, богатство или бедность, деньги или их отсутствие сами по себе никого не могут приблизить к довольству Аллаха. Все будет зависеть от того, как человек поступит с уделом, который ему достанется — проявит ли он щедрость в богатстве, будет ли он терпелив, если обеднеет. И бедность — не порок, и богатство — не грех, но все дела, поистине, оцениваются по намерению.
 
По материалам: https://jamiat.org.za/the-knife/

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
4 685
13 апреля, 24
7 проверенных рекомендаций для стойкости в религии и смерти с иманом
7 проверенных рекомендаций для стойкости в религии и смерти с иманом
В данной статье приводятся семь проверенных рекомендаций от шейха Мауляны Хакима Мухаммада Ахтара Сахиба (да смилуется над ним Аллах) для...
5 852
20 марта, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Таланты и способности — что говорит об этом Ислам?
Таланты и способности — что говорит об этом Ислам?
Люди часто используют понятия «талант», «способность» — говоря о разных возможностях или склонностях людей: «Чтобы стать программистом, н...
7 219
19 июня, 22
Почему нужно закапывать волосы и ногти?
Почему нужно закапывать волосы и ногти?
Вопрос: Можно ли в Исламе выбрасывать ногти и волосы в мусорное ведро или их нужно закопать? Какое значение имеет закапывание волос и ног...
12 136
12 июня, 22