Кем лучше быть – богатым или бедным?
«Горе всякому хулителю и обидчику, который копит богатство и пересчитывает его. Он думает, что богатство даст ему вечную жизнь». (Сура «Аль-Хумаза», 104:1-3).
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям — от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов. Это (лишь) бренные удовольствия земной жизни, а у Аллаха есть лучшее, к чему стоит стремиться». (Сура «Алю-Имран», 3:14)
«Пусть не восхищают тебя их имущество и дети (не считай, Мухаммад, что это для них милость, тогда как это испытание). Аллах желает лишь подвергнуть их наказанию имуществом (толкая их на трудности ради его приобретения) и детьми в этом мире, чтобы они расстались со своими душами (умерли), будучи неверующими». (Сура «Ат-Тауба», 9:55).
«Скажи: «Поистине, мой Господь увеличивает или сокращает удел тому из Своих рабов, кому пожелает». (Сура «Саба», 34:39).
«Но ваше имущество и ваши дети — это не то, что приблизит вас к Нам. (А приблизит ваша вера) если вы уверуете и будете совершать благие дела. Таким (людям) — приумножится награда за то, что они совершили. Они — в (райской) обители в безопасности». (Сура «Саба», 34:37)
- Первый вид — это человек, обладающий большим имуществом, но при этом богобоязненный. Он тщательно следит, чтобы весь его заработок был только дозволенным, не позволяет втянуть себя в какие-то сомнительные проекты — какую бы большую прибыль они ни обещали. Он не становится вследствие своего богатства высокомерным — забывая о родных и друзьях, не разрывает родственные связи. Он выделяет из своего имущества закят и более того — делает щедрые пожертвования на благотворительные цели: жертвует на больницы и детские дома, помогает мечетям и медресе, поддерживает людей, стремящихся к знаниям, стараясь делать это без шумихи, незаметно, не хвастаясь этим.
- Второй вид: это человек небогатый, но также богобоязненный. Он не завидует успеху богатых людей, понимая все опасности, скрывающиеся за обладанием большими деньгами, он вполне доволен своим уделом. Из своих небольших заработков он старается выделить хотя бы небольшую часть на помощь неимущим — в частности, своим родным или знакомым, у которых возникли какие-то трудности в жизни. Если он иногда и мечтает стать более обеспеченным, то только ради того, чтобы иметь возможность помочь всем неимущим, которые нуждаются в помощи.
И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что и первый, и второй получат равное вознаграждение за свои усилия — поскольку у них было одинаковое намерение, несмотря на то, что пожертвования первого человека, разумеется, нельзя никак сравнить с тем, что смог сделать второй.
- Третий вид — это также человек богатый, но неразумный, лишенный страха перед Аллахом. Ему безразлично, каким путем ему достаются его большие деньги, для него главное — нажить побольше, без разницы, каким путем. Его с трудом можно убедить выделить закят с имущества — о чем он предпочитает забыть (либо специально занижает размер своего богатства, чтобы дать поменьше). Он часто забывает о тех из своих родных, кому не так повезло в жизни — поскольку стыдится «этих нищебродов и голодранцев», он редко помогает тем, кто просит о помощи («они сами виноваты, просто ленятся») — а если и жертвует на благотворительность, то напоказ, чтобы об этом знало как можно больше людей. Друзей он ищет по принципу — с кем выгодно иметь дело, кто может дать ему полезные связи и знакомства.
- Четвертый вид — это также человек со скромными заработками, но при этом страстно завидующий богатым. Он без конца жалуется, что ему не повезло, что Всевышний к нему немилостив — почему обделил его имуществом, когда вот у такого-то и такого-то столько всего. Мечты о богатстве для него — это, разумеется, мечты о красивой жизни, когда можно тратить сколько угодно денег на любые развлечения и удовольствия, в том числе и самого низкого и дурного рода. Такой человек, без сомнения, никогда не даст бедному ни копейки — он же сам такой несчастный, с чего он будет кому-то помогать?
Так вот, в том же хадисе говорится, что эти два последних человека будут равны в своей участи — если они не исправятся, то наказание постигнет их одинаково, хотя первый действительно мог совершать множество разных грехов, а второй лишь мечтал о такой жизни.
Комментарии: 0
Правила форума