Таланты и способности — что говорит об этом Ислам?
Таланты и способности — что говорит об этом Ислам?
Люди часто используют понятия «талант», «способность» — говоря о разных возможностях или склонностях людей: «Чтобы стать программистом, н...
7 220
19 июня, 22

Таланты и способности — что говорит об этом Ислам?

7 220
19 июня, 22
АВТОР ЦИКЛА
Таланты и способности — что говорит об этом Ислам?
About Islam
Источник:
ABOUT ISLAM

Портал об Исламе.

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Истории о чудесных способностях ученых

Вопрос:

 
Ассаляму алейкум, братья в Исламе!
 
Нужен ваш совет вот по такому вопросу: мы знаем, что люди светские часто используют понятия «талант», «способность» — говоря о разных возможностях или склонностях людей к какой-то профессии или занятию («Чтобы стать инженером или программистом, надо иметь способности к математике», «Он так хорошо поет или рисует — это настоящий талант!»). А что говорит об этом наша религия — действительно ли одни люди созданы талантливыми, а другие нет, кто-то более способен к какому-то делу или занятию, а другой, наоборот, не имеет особенных способностей? И что тогда должен думать обычный средний человек, у которого вроде бы нет никаких талантов — получается, одних людей Всевышний награждает в этом смысле, а других почему-то обделяет?
 

 

Ответ:

 
Ассаляму алейкум ва рахматуллах, дорогой брат в Исламе!
 
Спасибо за такой важный и интересный вопрос. Мы предполагаем, что вы, возможно, столкнулись с какими-то проблемами или разочарованиями в вашей жизни, что и заставило вас задать такой вопрос. Постараемся дать ответ с помощью Аллаха.
 
Да, вы правы, наша религия также подтверждает, что люди могут различаться «по степеням» — по уровням каких-то изначальных даров от Всевышнего. Кто-то наделен большим имуществом или большей физической силой, кто-то более способен к математике, у кого-то хороший голос, кто-то хорошо рисует, один быстрее бегает, другой более ловкий, и тому подобное. В Коране говорится:
 

«Мы распределили между ними блага земной жизни (сделав одних богатыми, а других — бедными) и подняли одних над другими на уровни (богатства), чтобы одни из них (богатые) нанимали (за плату) других (бедных)». (Сура «Аз-Зухруф», 43:32).

 

«О люди! Мы, поистине, сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Но самый достойный (человек) из вас перед Аллахом — более богобоязненный. Поистине, Аллах — Всезнающий». (Сура «Аль-Худжурат», 49:13).

 
В последнем аяте говорится о разделении людей на народы и племена, но это фактически тоже означает, что люди созданы разными — с разной внешностью, с разными способностями и качествами.
 
Но обратите внимание: в этих аятах подчеркивается, что, во-первых, это различие между людьми устроено для того, чтобы люди «познавали друг друга», а во-вторых, с помощью этих различий люди могут «служить друг другу». То есть, отличие одного человека от другого существует не для того, чтобы стать предметом гордости или, наоборот, зависти, не для того, чтобы одни люди считали себя выше других, а остальные чувствовали себя неполноценными. Именно с помощью этих отличий род человеческий может взаимно дополнять друг друга и оказывать друг другу помощь и поддержку.
 
Об этом же говорят и светские психологи: несмотря на то, что под словом «таланты», «способности» мы подразумеваем выдающуюся одаренность человека в той или иной области науки или искусства, на самом деле у каждого человека есть определенный талант и способность, и нельзя сказать, что кто-то из людей совершенно средний и незначительный.
 
Да, есть люди более одаренные в какой-то области: особенно талантливые к физике или математике, наделенные красивым голосом, хорошо умеющие рисовать, обладающие выдающейся силой или ловкостью для занятий спортом. Но этот дар — как и любое другое отличие человека (как большое имущество, допустим), является обоюдоострым предметом, в котором есть как преимущества, так и много соблазнов и испытаний.
 
Наверное, многие мечтают стать богатыми — но при этом все мы знаем, сколько богатых людей используют этот дар глупо, неправильно (для совершения разного рода безумных, дурных поступков). Так и в вопросе талантов в науке и искусстве: сколько талантливых певцов или актеров злоупотребляет спиртным или наркотиками, заключает браки, а потом скандально разводится и долгие годы судится с бывшими супругами за детей или имущество. Разве такую жизнь можно назвать счастливой? Большая одаренность всегда является большим испытанием для человека. И еще неизвестно, кто кому завидует больше: обычный человек — известному и талантливому, или наоборот, талантливый — обычному обывателю, о котором не пишут в прессе и интернете, но при этом он счастлив в семейной жизни, у него любящая жена и дети, у него нет вредных привычек, долгов, скандальной известности.
 
Так что если вы — обычный человек (о чем вы нам пишете), то это не значит, что Всевышний почему-то обделил вас. Как говорится в приведенных нами аятах, ценность человека перед Аллахом определяется не его знаменитостью или особыми дарами, но его богобоязненностью — и, прежде всего, тем, сколько благих дел для людей и ради Всевышнего, он совершает.
 
Помните еще об одной вещи: талант — это не столько природный дар, сколько упорный труд. Даже если у человека, к примеру, есть задатки, чтобы стать чемпионом в каком-то виде спорта, он не сможет им стать, если не будет развивать и совершенствовать свой дар с раннего детства. Наверное, вы знаете о том, сколько труда приходится прикладывать спортсменам, чтобы поддерживать форму — они постоянно соблюдают особый режим дня, следят за питанием, за своим весом, по много часов в день посвящают тяжелым тренировкам. У многих чемпионов фактически не было детства и юности — все они прошли в тяжелом и упорном труде.
 
Известный физик Альберт Эйнштейн как-то сказал:
 
«Великий ученый — это 1% таланта и 99% тяжелой работы».
 
То же самое касается любой способности: если вы обнаружите в себе какую-то склонность или интерес к какому-то занятию, они сами по себе не принесут вам особенного успеха, если вы не будете трудиться над их развитием. Будь это способность к математике, физике, химии, иностранным языкам, к бизнесу, спорту, искусству или чему-то еще.
 
Помните о том, что мы уже сказали вам в начале — когда говорили о том, что такое талант. Талант — это не конкуренция, но взаимное дополнение. Всевышний специально наделил людей разными дарами, чтобы они помогали друг другу и дополняли бы друг друга. Вы, наверное, замечали это еще во время учебы в школе: какой-то из ваших одноклассников быстро решал самые сложные задачи по математике или физике, но не мог связать двух слов на уроке литературы, когда нужно было устно что-то рассказать. Кто-то писал прекрасные сочинения, но, наоборот, математика оставалась для него «тайной за семью печатями». Кто-то блистал в спорте, но плохо успевал по основным предметам. Так что все эти школьники нуждались в помощи одноклассников, когда дело доходило до тех предметов, в которых они плохо успевали.
 
Мы видим, что вы, брат, видимо, переживаете некоторое разочарование на работе или в учебе. Может быть, вы считаете, что вы обделены талантами и способностями — по сравнению с более успевающими учениками или коллегами, которые быстрее вас продвигаются по службе. Но, как мы сказали, с исламской точки зрения, мы должны дополнять друг друга, а не конкурировать друг с другом. К сожалению, в индивидуалистическом капиталистическом обществе люди с детства учатся конкурировать. Мы хотим быть лучшим учеником, лучшим работником, успешным человеком, который достигает чего-то особенного – ценой неудачи других людей, испытывая при этом чувство превосходства и высокомерия.
 
Но Всевышний желает от нас не этого — не превосходства в мирских вещах, но богобоязненности, а здесь любой человек может достигнуть совершенства, если будет усердствовать в благих делах и избегать запретных вещей. Если вы действительно наделены способностями в какой-то области, не гордитесь, но совершенствуйте ваш дар, чтобы принести пользу другим людям.
 
Если вам кажется, что вы — обычный средний человек, в котором нет ничего особенного, это не повод для отчаяния. Во-первых, все могут совершать благие дела, как мы подчеркнули выше, а во-вторых, подумайте — наверняка есть какая-то область в жизни, в которой вы чем-то выделяетесь. Может быть, вы умеете убедить людей сделать что-то правильное и хорошее или, наоборот, убедить их отказаться от совершения дурных поступков? Может быть, вы хорошо умеете примирять поссорившихся друзей? Возможно, вы внимательный слушатель, и с вами всегда можно поделиться чем-то наболевшим? Может быть, вы заботливый сын своих родителей, преданный друг, хороший супруг или родственник? Это тоже надо уметь. Перед Всевышним нет малых и больших дел — главное, иметь хорошее намерение и желание сделать что-то полезное, тогда самое незначительное дело может заслужить большую награду свыше.
 
Аллах вознаграждает ваши намерения и усилия, а не ваши результаты. В нашем мире вы получаете признательность и уважение, только если вы реально добились чего-то значительного и выдающегося, но Всевышнему важно то, что было в сердце у человека, когда он совершал тот или иной поступок. Итак, самое главное, чтобы вы нашли свои способности и возможности, которыми были наделены, и сделали с их помощью что-то хорошее.
 

«(И им говорят:) «Поистине, вот ваша награда! Ваше усердие принято с благодарностью». (Сура «Аль-Инсан», 76:22).

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Как «исламский феминизм» разрушает брак
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
1 180
19 ноября, 24
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 786
16 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Джонни Депп, патриархат, и Коран: Могут ли мужчины быть жертвами?
Джонни Депп, патриархат, и Коран: Могут ли мужчины быть жертвами?
Недавно, известный актер Джонни Депп подал иск против своей бывшей жены, актрисы Эмбер Хёрд, за клевету. Депп утверждает, что его бывшая ...
3 228
26 мая, 22
Великая Перезагрузка: трансгуманистический план ВЭФ, о котором должны знать мусульмане
Великая Перезагрузка: трансгуманистический план ВЭФ, о котором должны знать...
Клаус Шваб, основатель и главный директор ВЭФ, отстаивал идею, что мир переживает четвертую промышленную революцию. И то, что последует з...
2 465
22 мая, 22