Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 90. Прощальный хадж
Часть 90. Прощальный хадж
9-го числа месяца Зуль-Хиджа Пророк Мухаммад ﷺ направился в Арафат. Там он произнёс свою прощальную ...
1 189
9 ноября, 22

Часть 90. Прощальный хадж

1 189
9 ноября, 22

Прощальный Хадж

 
В десятом году Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хадж, в котором попрощался с мусульманами. Это был его единственный хадж.
 
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправился в паломничество за пять дней до конца месяца Зу-ль-Каʼда в субботу. Он оставил главой мусульман в Медине Абу Дуджану аль-Ансари.

Вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) вышло много людей — почти девяносто тысяч человек. Пророк вошел в состояние ихрама, затем он стал произносить тальбийю:
 

«Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе, и владычество, нет у Тебя сотоварища! 

Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ляббай-кя, ля шарикя ля-кя, ляббай-кя, инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мульк, ля шарикя ля-кя!»
.[1]

 
Пророк продолжал свой путь, пока не добрался до Мекки. Он вошел в город поздним утром с верхней стороны города (через долину Куда).
 
Увидев Каабу, он сказал: «О Аллах, добавь ему [этому дому] славы, величия, почтения и уважения!»[2].
 
Войдя в мечеть аль-Харам, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сначала совершил семь кругов обхода (тавафа) вокруг Каабы, прикоснулся к черному камню, совершил намаз в два ракаата за местом (макамом) Ибрахима, попил воды из источника зам-зам, а потом верхом совершил ритуальный бег (са’ю) между холмами ас-Сафа и аль-Марва.
 
Поднимаясь на Сафу, он произносил: «Нет бога, кроме одного Аллаха, Аллах велик, Нет бога, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища! Он выполнил Своё обещание, помог Своему рабу и Один разбил союзные племена!».[3]
 
Восьмого числа месяца Зуль-хиджа он (да благословит его Аллах и приветствует) отправился в долину Мина, где остался ночевать.
 

Прощальная проповедь

 
Девятого числа он (да благословит его Аллах и приветствует) направился в Арафат. Там он произнёс свою прощальную проповедь, в которой разъяснил религию, начиная с её основ, и заканчивая ответвлениями. Вот ее текст[4]:
 

«Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и прощении! Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого Аллах наставил, того никто не сможет сбить (с истинного пути). А кого Он сбил, того никто не наставит (на прямой путь). 

Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его!

 
О рабы Аллаха! Я призываю вас бояться Аллаха, и проявлять повиновение Ему, и начинаю с лучшего. А затем:
 
О люди, внимайте моим словам, ибо, поистине, я не знаю, встречу ли вас после этого года на этом месте!
 
О люди! Внимайте моим словам! Может быть, я больше никогда не встречусь с вами на этом месте.
 
О люди! Воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как священны для всех вас этот день, этот месяц и этот город (Мекка).
 
Потом он спросил людей: «Довел ли я до вас это?» — и они ответили: «Мы свидетельствуем, что ты довел, выполнил и дал добрые наставления».
 
Пророк воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй это!» — затем продолжил:
 

Пусть тот, кому вверили что-либо [на хранение], вернет вверенное законному владельцу, который ему доверился.

 
И отменяется ростовщичество времен джахилии, как и все расчеты по взятому у ростовщиков в долг, и прежде всего я отменяю все то, что люди задолжали аль-‘Аббасу ибн Абд аль-Мутталибу.
 
Кровь, пролитая во времена язычества, не подлежит отмщению. Первая кровная месть, которую я отменяю, это кровная месть ‘Амира ибн Раби‘а ибн аль-Хариса.
 
Все наследие времен джахилии отменяется, за исключением заботы о Доме [Каабе], поения паломников, воздаяния равным за предумышленное убийство и за не умышленное — ударами палкой или камнем, за это полагается сто верблюдов. Тот, кто даст больше, будет считаться человеком времен джахилии.
 
Поистине, шайтан уже не надеется на то, что ему будут поклоняться на вашей земле, однако станут ему повиноваться в таких делах, которые вы считаете незначительными, и он будет доволен и этим.
 
О люди! Перенос запретных месяцев — это увеличение неверия.[5] Этим вводят себя в заблуждение те, кто не верует — они в один год объявляют месяц преходящим, а в другой год — запретным, и нарушают тем самым установленное Аллахом число. Они объявляют не запретными месяцами те, которые Аллах объявил запретными, и объявляют запретными те месяцы, которые Аллах объявил не запретными. Время движется так же, как и в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Число месяцев у Аллаха — двенадцать, из них четыре запретные: три месяца последовательно и месяц Раджаб, почитаемый племенем Мадар, который приходится на время между месяцами Джумада и Ша‘бан.
 
Потом он спросил людей: «Довел ли я до вас это?» — и они ответили: «Мы свидетельствуем, что ты довел, выполнил и дал добрые наставления». Пророк воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй это!» — затем продолжил:
 
О люди! У вас есть права по отношению к вашим женам, а у ваших жен есть права по отношению к вам. Вы вправе требовать, чтобы они не пускали в ваши дома тех, кто вам неприятен; чтобы они не распутствовали. Если они ослушаются в этом, то Аллах разрешил вам порицать их, не разделять с ними ложе и бить их, но не болезненно. Если они перестанут, то им принадлежит право на пищу и на одежду, согласно установленному [Шариатом и обычаями]. Обращайтесь с женами по-доброму, ибо они беспомощны, и не владеют ничем. Вы взяли их, дав клятву Аллаху, обладаете ими по слову Аллаха — внемлите же, о люди, словам моим!
 
 
Потом он спросил людей: «Довел ли я до вас это?» — и они ответили: «Да». Пророк воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй это!» — затем продолжил:
 

О люди, поистине, верующие – братья, и разрешается из имущества брата своего брать только то, что он дает сам и по доброй воле.

 
 Потом он спросил людей: «Довел ли я до вас это?» — и они ответили: «Да». Пророк воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй это!» — затем продолжил:
 

Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Я оставил вам то, следуя чему, вы не собьетесь с пути – это Книгу Аллаха.

 
Потом он спросил людей: «Довел ли я до вас это?» — и они ответили: «Да». Пророк воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй это!» — затем продолжил:
 
О люди! Господь ваш один, и отец у вас один. Все вы от Адама, а Адам — из земли. Самый благородный из вас перед Аллахом — самый богобоязненный, не имеет араб превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом, кроме как в богобоязненности и благочестии.
 
Потом он спросил людей: «Довел ли я до вас это?» — и они ответили: «Да». Пророк воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй (это)!» — затем продолжил:
 

Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего.

 

О люди! Аллах определил каждому наследнику его долю наследства, и не разрешено завещание наследнику и разрешается оно только в части имущества, не превышающей одной трети. Ребенок относится к ложу, а прелюбодею - камень. На того, кто объявляет себя сыном не своего отца, или заявляет о своей принадлежности к другому народу, падает проклятие Аллаха, ангелов и людей, всех сразу! Не примется от него [в Судный день] ни покаяния, ни искупления. Мир вам и благословление Аллаха!».
 
В этот день Всевышний Аллах оказал мусульманам милость словами:
 

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَن تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَامِ ذَلِكُمْ فِسْقٌ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِّإِثْمٍ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца Свою милость для вас, и Я доволен для вас Исламом как религией» (сура «аль-Маида», аят 3).
 
И не удивительно, что мусульмане избрали этот день праздником и счастливым днем, в который они благодарят Всевышнего Аллаха за оказанную им великую милость[6].
 
Потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил все положенные обряды из бросания камушков, жертвоприношения, бритья головы, обхода вокруг Каабы.
 
Он пробыл в Мекке десять дней, по окончании которых поспешил вернуться в Медину. Увидев её издалека, он трижды произнес слова «Аллаху акбар!» — потом сказал — «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Мы возвращаемся, каемся, Господу нашему поклоняемся и Ему воздаём хвалу! Аллах сдержал Своё обещание, помог Своему рабу, и Он Один разбил союзные племена»[7].
 
[1] Бухари, № 1374; Муслим, № 1184.
 
[2] Аль-Байхакы в «Сунан» (5/73).
 
[3] Муслим, № 2724.
 
[4] Бухари, № 4141; Муслим, № 1679.
 
[5] Четыре месяца считались у арабов запретными – три подряд (зуль-ка'да, зуль-хиджа и мухаррам), а также месяц раджаб. И они могли передвигать эти месяцы для своих нужд, например, если было нужно вести войну с кем-либо, в этом случае они объявляли запретный месяц не запретным. А могли объявить месяц сафар запретным в будущем году, например. Эту практику порицал Священный Коран, поскольку они меняли порядок месяцев по своей прихоти (примечание автора).
 
[6] Это было в пятницу. Бухари, № 45, Муслим, № 3017.
 
[7] Муслим, № 1344.
АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Список уроков