2 часть. Доводы в пользу того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, может видеть деяния своей общины - Шейх Абдуль-Хафиз Макки
Статья, приведенная ниже, была опубликована в «Рошни», религиозном дополнении к расположенной в Саудии газете, выходящей на урду. В ней даются пояснения к колонке (газеты), которая была опубликована несколько недель назад, где обсуждалась история человека, которому на смертном одре было сказано, что Аллах простил его за его приверженность к произнесению салаватов Пророку (мир ему и благословение) каждое утро.
Колонка также включала обсуждение того, что убеждение в том, что Пророк (мир ему и благословение) жив в своей могиле, и наши дела представляются ему, не противоречит исламскому вероучению – точки зрения, которую шейх Абдуль-Хафиз был вынужден уточнить. Статья шейха была опубликована 4 числа джумадаль-уля, 1429 года по хиджре (9 мая, 2008 г.). Комментарии в квадратных скобках не являются частью оригинальной статьи и были включены переводчиком для ясности.
Шейх Абдуль Хафиз пишет:
Здесь будут приведены несколько замечаний в ответ на статью доктора Сайида Сада Абиди «Представляются ли наши действия Пророку (мир ему и благословение)?», которая появилась на восьмой странице дополнения «Рошни» 27 рабиуль-авваля 1429 г. хиджры (4 апреля 2008 года).
Отвечая на поставленный выше вопрос, доктор Абиди считает, что история (о человеке, который был прощен за то, что читал много салаватов), противоречит исламскому вероучению (акыде) и выдвигает серьезные обвинения против автора книги, в которой она указана. На самом деле, цель таких историй, которые большие ученые включают в свои книги, не разъяснять вопросы веры, а призвать читателей старательно выполнять действия, указанные в них, поскольку они могут быть средством принятия наших деяний Аллахом.
Целью автора (рассказавшего историю) было показать, что милость Всевышнего спускается на того, кто произносит или записывает благословение Пророку (мир ему и благословение). Поскольку мы не знаем, какое действие будет принято, нужно стараться постоянно посылать ему благословения. Не стоит считать это действие чем-то незначащим, поскольку его важность много раз подчеркивается в благословенных хадисах. Хафиз Ибн Кайим и другие ученые говорили об огромной пользе этого. Целью этой истории было не разъяснять вопросы веры, а поощрить читателей к произнесению благословения. Именно по этой причине почитаемые ученые – такие как Хафиз Ибн аль-Джаузи, Хафиз Ибн аль-Кайим, Хафиз Захаби и другие – всегда включали такие истории в свои труды.
Передается также от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), что безнравственная женщина (блудница), увидев собаку, сидящую рядом с колодцем и страдающую от жажды, пожалела ее и опустила в воду свой башмак (чтобы набрать воды). Набрав воду в него, она дала собаке попить. За этот поступок Всевышний Аллах простил ее. Из этой истории вовсе не следует – пусть убережет Аллах – что можно грешить, сколько хочешь, а потом пожалеть животное и получить прощение. Наоборот, отсюда следует, что Аллах – Самый Милостивый, так что Он может простить грешницу даже за такой маленький поступок. Другими словами, здесь человека побуждают относиться милостиво к созданиям Аллаха – тем самым, он может снискать милость Аллаха.
Что касается хадиса, где сказано, что дела уммы будут представлены Пророку (мир ему и благословение), д-р Абиди пишет о нем в неподобающей форме: «Разве деяния сподвижников представлялись Пророку (мир ему и благословение), когда он был жив? Так по какой причине их будут показывать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) после его смерти?» Такие дерзость и пренебрежение являются совершенно неуместными (в отношении хадиса).
Вопрос о том, почему наши деяния представляются Пророку (мир ему и благословение), остается. Тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъясняет это в самом хадисе (1): «Если я увижу что-то хорошее (в деяниях мусульман), я буду прославлять Аллаха за это, а если увижу что-то плохое, буду просить Его прощения за вас». Цель (этого) объяснил сам Посланник милости (мир ему и благословение) – так что и доктор Абиди, и мы все должны радоваться этому. Пусть Аллах, по Своей милости, примет дуа Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о нашем прощении и простит нам наши грехи. Амин.
Остается только вопрос о самом хадисе, который д-р Абиди разделил на две части, а потом долго обсуждал. Что касается его (достоверности), достаточно сказать, что большие ученые по хадису – кто имеет высокий авторитет в этом – считали его подлинным (сахих). На слова этих экспертов и знатоков вполне можно положиться. Личные мнения, которые идут вразрез с мнением этих ученых по хадису, определенно не обсуждаются. Это общепринятый принцип.
Хафиз Иракы называет цепь передачи этого сообщения (иснад) отличной (джеййид). Имам Хафиз Хайтами упоминает то же самое в Маджма аз-Заваид и пишет, что имам Касталяни, комментатор Сахих Бухари, считает, что этот хадис подлинный (сахих). Большой ученый, мулла Али Кари также отметил, что он подлинный в Шарх аш-Шифа, и пишет о том, что имам Джалаледдин ас-Суюты называет его подлинным в своих книгах. Имам Мунави пишет о его подлинности в Файзуль-Кадир, а также имам Зуркани в Шарх аль-Мавахиб считает его подлинным, а также имам Шихаб аль-Хафаджи в Шарх аш-Шифа.
Кроме того, хадис был передан как мурсаль (2) по другой цепочке передатчиков, как это упоминает Хафиз Исмаил аль-Кади в Джуз ас-Салят аля н-Наби. Насыруддин Албани пишет, что это мурсаль сахих, и Хафиз ибн Аль-Хади аль-Ханбали назвал его подлинным в своей книге Ас-Сарим аль-Мунки. Большой ученый алляма Абдуллах аль-Гумари также написал брошюру под названием «Нихайят аль-амаль фи шихха ва шарх хадис ард аль-амаль», посвященную этому хадису.
В дополнение к этому, Хафиз Ибн аль-Джаузи – которого процитировал доктор Абиди, который известен своей строгостью и критическими исследованиями среди ученых по хадису – написал блестящую двухтомную книгу о жизни Пророка (мир ему и благословение) под названием «Аль-вафа би ахваль аль-Мустафа». В предисловии к книге он пишет, что включил в нее только подлинные хадисы, которые полностью свободны от лжи. Ибн аль-Джаузи посвятил отдельную главу трем хадисам, относящимся к предмету (нашего разговора) – «Аль-баб ас-сабиуль-арбаун фи-ард амаль умматихи аляйх» («Сорок седьмая глава, посвященная представлению ему (Пророку, мир ему и благословение) деяний его уммы»).
Первый из этих хадисов был передан Аусом бин Аус (да будет доволен им Аллах), где сказано, что благородный Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Среди (ваших) дней самым лучшим является пятница: в этот день был создан Адам (мир ему), в этот день он умер, в этот день (ангел) подует в трубу (Судного дня), в этом день творения будут уничтожены. Так что произносите как можно больше благословений (салаватов) на меня в этот день, поскольку ваши приветствия (благословения) будут представляться мне».
Люди спросили: «О, Посланник Аллаха, как могут наши благословения представляться (показываться) тебе, если твое тело распадется?» Он (мир ему и благословение) ответил: «Аллах Тааля сделал тела пророков запретными для земли (они не подвергаются тлению)».
Второй хадис, который упоминается доктором Абиди – передан не только от Абдуллы ибн Масуда, но и от Бакра ибн Абдуллаха аль-Музани, который является мурсаль, и шейх Албани сказал, что это мурсаль сахих.
Третий хадис был передан Анасом ибн Маликом (мир ему и благословение), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Моя жизнь – это благо для вас, поскольку вахью (откровение) ниспосылается мне с неба, и я могу сообщить вам о том, что дозволено и что запретно; но моя смерть также есть благо для вас, поскольку ваши деяния будут представляться мне каждую пятницу. Если они будут хорошими, я буду восхвалять Аллаха, а если они будут дурными, я буду обращаться за прощением от вашего имени».
В целом, можно сказать, что хадисы о представлении деяний – в том числе о представлении «мира и благословения» (салаватов – поскольку это тоже деяние), были переданы от трех сподвижников – Абдуллаха ибн Масуда, Анаса ибн Малика и Бакра ибн Абдуллаха аль-Музани (да будет доволен ими Аллах).
Один из хадисов о «мире и благословении» (салаватах Пророку, мир ему и благословение) был передан от Ауса ибн Ауса и один – от Абу д-Дарда, который в конце включает следующие слова: «Поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) жив, ему дается его пропитание ( ризк)».
Этот хадис (вопреки тому, что пишет д-р Абиди в своей статье) также считали достоверным Хафиз Мунзири, алляма Зуркани, Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Мулла Али аль-Кари, кади Шаукани и другие. В дополнение к этому, благородные улемы и великие ученые по хадису сказали, что «ученые единогласны (иджма) в том, что благородный Пророк (мир ему и благословение) жив в своей могиле, и ему выделяется его пропитание (ризк)».
По этому поводу Хафиз Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, подробно пишет в своей книге Зад аль-Маад: «безусловно известно, что чистое тело Пророка (мир ему и благословение) сохраняется совершенно чистым (от тления) в его блаженной могиле. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) спросили Пророка (мир ему и благословение), как приветствия (салаваты) будут доставляться ему после смерти? На это он ответил, что Всевышний Аллах запретил земле тела посланников (сделал их сохранными от разложения). Если бы его тело не сохранялось бы в могиле, он не мог бы ответить (на приветствие). Кроме того, достоверно известно, что Аллах Всевышний назначил особых ангелов, которые передают ему приветствия от его уммы. Также достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение) однажды стоял между Абу Бакром и Умаром (да будет доволен ими Аллах) и сказал: «Мы будем подняты (воскрешены) как сейчас».
С учетом всех (вышеизложенных) утверждений, а также того, что благословенная душа Пророка (мир ему и благословение) находится в верхних небесах (аля иллийюн) в Рафик аль-Аля вместе с душами других пророков (мир им). Таким образом, его душа находится в связи с его чистым телом, которое находится в его блаженной могиле. Отношения между его душой и телом таковы, что Пророк (мир ему и благословение) совершает молитву (намаз) в своей благородной могиле и отвечает на приветствие тех, кто посещает его. Поэтому (в ночь мираджа) наш Пророк (мир ему и благословение) смог увидеть пророка Мусу (мир ему) в его могиле, который совершал там молитву.
В заключение отметим, что совершенно не остается места (для возражений) тех, кто в любом случае будет отвергать вышеизложенное в благородных хадисах о жизни Пророка (мир ему и благословение) в посмертной жизни Барзаха – независимо от того, способен ли кто-то или нет понять этот вопрос. Нам следует молить Всевышнего Аллаха, чтобы Он даровал нам разум и понимание к тому, что ясно указано в Коране и Сунне – к прямому пути. Пусть Аллах дарует нам твердое упование на Него и возможность приближения к Нему посредством искренности и благочестия во всех наших делах и состояниях. Амин.
Примечания переводчика английской статьи:
1. В своей статье доктор Абиди упоминает этот хадис из Сунан Насаи со ссылкой на авторитет Абдуллаха Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах).
2. Хадис мурсаль - это хадис, в котором отсутствует конечное звено цепочки. Иными словами, табиин (последователь) передает какие-то слова Пророка Аллаха (мир ему и благословение), пропуская сподвижника (см. книгу муфтия Саида Ахмада аль-Паланпури Тухфат ад-дурар шарх нухбат аль-Фикар).
Шейх Абдуль-Хафиз Макки
Перевел Исмаил Нахуда
Комментарии: 2
Правила форума