Накануне катастрофы: положение мусульман рохинья в Мьянме/Бирме
Накануне катастрофы: положение мусульман рохинья в Мьянме/Бирме
Положение рохинья, мусульманского меньшинства в Мьянме, отражает положение палестинцев, народа сахрави и других преследуемых меньшинств п...
14 122
15 сентября, 17

Накануне катастрофы: положение мусульман рохинья в Мьянме/Бирме

14 122
15 сентября, 17
АВТОР ЦИКЛА
Накануне катастрофы: положение мусульман рохинья в Мьянме/Бирме
Положение рохинья, мусульманского меньшинства в Мьянме, отражает положение палестинцев, народа сахрави и других преследуемых меньшинств по всему миру.
 
Сдержанность Фарука печально контрастирует со слезами, которые медленно текут по его щекам. Высохший как скелет мужчина среднего возраста (его имя было изменено по его просьбе) сбивчиво рассказывает, как ему пришлось бежать из родной Мьянмы.
 
«Огонь охватил мой дом в 8.30 в первый день» – говорит Фарук, добавляя, что поджоги начали представители местной буддийской общины вместе с армией Мьянмы.
 
«Они открыли огонь по детям и пожилым людям, которые побежали прятаться в рисовые поля. Они взяли моего ребенка и бросили в огонь. Ему было четыре года».
 

История насилия

 
История Фарука была одной из множества свидетельств, поведанных нашему сайту (Middle East Eye) членами мусульманской общины рохинья в местности Кох-Базар в Бангладеш.
 
В регионе, где находится одноименный город и самый большой в мире пляж, также находят убежище тысячи мусульман-рохинья, которые бежали из соседнего штата Ракхайн в Мьянме. В той местности примерно миллион мусульман живет в условиях апартеида по соседству с подавляющим буддийским большинством.
 
Это этническое меньшинство без гражданства переживает преследования на протяжении уже нескольких десятков лет, периодически подвергаясь погромам, последний из которых, возможно происходит в наши дни.
 
В 2012 году десятки тысяч мусульман-рохинья, которые покинули свои сгоревшие дома, были вынуждены жить в лагерях для перемещенных лиц. Согласно данным организации "Хьюман Райтс Уотч", эти действия были частью кампании этнической чистки с привлечением государственных силовых структур и буддийских монахов.
 
С тех пор права общины мусульман-рохинья катастрофически уменьшаются, доходя в некоторые периоды времени до положения окончательного бесправия.
 
Общее число погибших, начиная с 2012 года, неизвестно: сменявшие друг друга правительства оцепили районы, пострадавшие от насилия, и официальные оценки были невероятно занижены. Однако учреждения Организации Объединенных Наций полагают, что количество погибших составляет не менее 1000 человек за последние месяцы.
 
«Разговоры до сих пор идут о сотне смертей. Это, скорее всего, недооценка — мы могли бы говорить о тысячах», – сказал один из чиновников на условиях анонимности, сообщает Reuters.
 

Правительство Мьянмы отрицает очевидные факты

 
Последний виток насилия начался в октябре 2016, когда группа боевиков рохинья провела неожиданную атаку трех пограничных полицейских постов, оставив девять погибших.
 
Хотя нападение совершила небольшая группа повстанцев, которая была первой в таком роде за десятилетия, правозащитники заявили, что вооруженные силы Мьянмы использовали этот факт, чтобы ужесточить преследования всей общины целиком.
 
Последний виток насилия начался в октябре 2016, когда группа боевиков рохинья провела неожиданную атаку трех пограничных полицейских постов, оставив девять погибших.
 
В докладе, выпущенном 3 февраля Верховным комиссаром ООН по правам человека, были выдвинуты обвинения против военных Мьянмы в совершении возможных преступлений против человечности в рамках «операций зачистки» против повстанцев, которые якобы виновны в сотнях смертей военных. Военных и полицейских также обвиняли в совершении систематических изнасилований (около половины опрошенных женщин заявили, что против них было совершено насилие). Доклады "Международной амнистии" и "Хьюман Райтс Уотч", подтверждают многие из этих утверждений.
 
До недавнего времени правительство Мьянмы в Нейпьидо просто отрицало все обвинения, отделываясь общими словами. Пресс-секретарь министерства иностранных дел кратко изложил официальную позицию: когда речь идет об обвинениях в злоупотреблениях, совершенных против мусульман рохинья, «они обвиняют нас в том, что не имело места в принципе».
 
Аун Сан Су Чжи, лауреат Нобелевской премии мира и многолетний борец за демократию в стране, сейчас де-факто является главой правительства Мьянмы. Она также приняла участие в этом жестоком фарсе, унизившись на своих страницах в соцсетях до публичного унижения женщины, которая утверждала, что она была изнасилована силовиками.
 
Штат Ракхайн в Мьянме
 
В другое время ее администрация попыталась развенчать другие обвинения в изнасиловании, в том числе те, которые содержатся в отчете The Guardian.
 
Другой представитель власти, Аун Вин, который ранее возглавлял расследование обвинений, выдвинутых против армии, сказал Middle East Eye, что «военные и полицейские не интересуются женщинами- «бенгали» (термин, используемый для официального обозначения рохинья), поскольку они очень грязные» (сопроводив свое утверждение коротким смешком).
 
После доклада ООН правительство Мьянмы успокоилось в очевидном бездействии. В феврале 2017 года оно выпустило странное заявление, где в опровержение своей же позиции, заявило журналистам Би-би-си: «наша позиция в том, что мы не отрицаем безоговорочно возможные факты (насилия)… мы готовы сотрудничать с международным сообществом».
 
Недавно представитель армии заявил, что они готовы начать расследование преступлений против рохинья.
 
У Пе Чан, депутат парламента, сказал в интервью The Irrawaddy, что члены следственного комитета – все его члены военные – «находятся под контролем вооруженных сил или правительства», но он надеется, что их расследование будет независимым и правдивым.
 
Но доступ СМИ в зону конфликта по-прежнему ограничен, многие правительственные чиновники отвергают доклад Верховного комиссара ООН по правам человека и продолжаются военные действия.
 
Единственно возможный способ пообщаться с рохинья – это посетить лагеря беженцев, которые пересекли границу с Бангладеш.
 

Ужасные сообщения беженцев

 
Если правительство право, утверждая, что все сообщения о насилии в отношении мусульман рохинья, — ложь, это означает, что все люди, которых я встретил в Кох-Базаре, невероятно талантливые актеры.
 
Помимо Фарука, я разговаривал с молодой женщиной, которая рассказала мне, что ее муж был зверски зарублен топором у нее на глазах, когда они пытались покинуть свой дом:
 
«Когда мы вышли, мой муж столкнулся с солдатами. Мы увидели, что его ударили топором по шее», — рассказывала она, — «Наш дом был подожжен, как только мы оставили его».
 
Ребенок рохинья в Мьянме
 
Человек лет двадцати рассказал мне, что его сын умер от голода, поскольку они должны были бежать из родной деревни. Он не знал, что его жену захватили и изнасиловали.
 
«Мое сердце скорбит о моем ребенке», – говорил он сквозь слезы, – «Ему было всего шесть месяцев».
 
Другой свидетель, мужчина лет тридцати, показал пулевое ранение ноги, которое он получил во время утреннего штурма деревни. В конце концов он смог бежать через реку Наф на рыбацкой лодке, перейдя границу между Мьянмой и Бангладеш.
 
«Военные пришли ночью», – сказал он, – «Они находились в военном лагере. Они начали стрелять в толпу людей. Некоторые люди спаслись, а некоторые нет. Около 50 человек погибли».
 
Мэтью Смит, руководитель группы правозащитников, который недавно посетил лагерь беженцев в Кох-Базаре – такой как Кутупалонг, где рохинья составляют большинство.
 
Он рассказал, что на его глазах из Мьянмы прибыли новые беженцы с огнестрельными ранениями, а также они видели нескольких женщин, которые показывали врачам в лагере свидетельства того, что их изнасиловали.
 
«Мы зафиксировали, что военные насиловали женщин и девушек рохинья, и убили множество людей, в том числе детей», – говорил Смит, – «Солдаты перерезали людям горло, а затем сжигали их тела. Это ужасно. Мы зафиксировали массовые произвольные аресты и принудительное выселение людей. Целые деревни были сожжены дотла».
 
Смит добавил, что правительству в Непьидо не удалось должным образом расследовать преступления, наоборот, все усилия были приложены, чтобы прикрыть и завуалировать реальные факты.
 
«Совету по правам человека следует немедленно создать комиссию для расследования преступлений», – добавил он.
 

Призыв к международной общественности

 
Казалось бы, бесспорный факт недавнего насилия против рохинья не позволяет скрывать многочисленные злоупотребления со стороны армии и полиции. Международная юридическая комиссия отмечает, что сотни рохинья были задержаны без судебных разбирательств в нарушение местного и международного права. Шесть человек умерли в заключении.
 
Даниэль Агуерре, международный юридический консультант, рассказал MEE, что «если местная власть не в состоянии адекватно контролировать процесс расследования, единственное средство для достижения справедливости – это международное расследование».
 
Дома по типу шалашей в Мьянме
 
Однако правительство Мьянмы отклоняет призывы ООН к проведению независимого расследования. Вместо этого оно решило провести два расследования самостоятельно – однако оба они не включали в себя мнения представителей народа рохинья.
 
Как и ожидалось, результаты обоих расследований (одно уже завершено, другое подготовило промежуточный отчет) поддержали линию правительства. Второе исследование, в частности, подтвердило ложность всех обвинений в адрес армии и полиции, и сделало радикальные и необоснованные выводы, основанные на ограниченной или даже недостоверной информации.
 
Однако депутат британской палаты общин, Алок Шарма, выступая в декабре назвал это расследование «независимым» (можно задаться вопросом об источнике этого утверждения, учитывая, что надежные аналитики придерживаются совершенно противоположной точки зрения.) Однако Шарма постоянно высказывал в парламенте озабоченность ситуацией в Ракхайне и других частях Мьянмы.
 

Когда же Великобритания выскажет свое мнение?

 
Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон посетил Мьянму в январе, где встретился с Аун Сан Су Чжи. По его собственным словам, одной из обсуждаемых тем были права человека, особенно в штате Ракхайн.
 
Но Джонсон не выступил с публичным призывом расследовать злоупотребления в регионе - пресс-конференция так и не состоялась. Тем не менее, он, похоже, нашел время, чтобы отправить видео-сообщение в регби-клуб Янгона.
 
Пока что Великобритания не сделала активных попыток защитить мусульман рохинья. Примерно в то же время, когда уклончивый ответ Шармы был опубликован в парламенте, Великобритания решила отказаться от дипломатического призыва открыть границы штата Ракхайн для гуманитарных грузов, несмотря на то, что на этом настаивали Соединенные Штаты вместе с 13-ю посольствами других государств.
 
Статуя в Мьянме
 
Эндрю Патрик, посол Великобритании в Мьянме, имел несчастье наткнуться на меня в аэропорту в Янгоне, в Коммерческом центре Мьянмы, в декабре. Естественно, я спросил его о мусульманах-рохинья. Не раскрывая деталей того, что он сказал, у меня создалось явное впечатление, что он предпочел пойти дипломатическим путем, а не напрямую обратиться к правительству.
 
Во многих отношениях такой подход оправдан. По утверждениям аналитиков, правительство Су Чжи не несет прямой ответственности за насилие, совершенное вооруженными силами, поскольку правительство не всегда в состоянии контролировать действия военных. В конечном счете, оно само нуждается в международной поддержке, чтобы поступать правильно. Татмадо (под этим названием военные известны в Бирме) по-прежнему имеют максимальную власть в Мьянме, и благодаря созданной ими конституции, имеют несколько рычагов воздействия на избранное народом правительство.
 

Убийства в качестве предупреждения

 
Кроме того, недавний тревожный инцидент подтверждает множественные проблемы политического и религиозного характера в Мьянме. 29 января Ко Ни, юрисконсульт правящей партии Су Чжи «Национальная лига за демократию», был застрелен среди дня в аэропорту Янгон. Он был самым авторитетным представителем мусульманин, связанным с правительством. Он только что вернулся с зарубежной конференции по ситуации в штате Ракхайн.
 
Уже есть предположения, что это политическое убийство, которое должно было стать предупреждением гражданскому правительству, хотя никаких доказательств этого еще не найдено. Какой бы ни была правда, общественное восхищение действиями убийцы, стало показателем настроений в Мьянме. Оно показало, что антимусульманский фанатизм по-прежнему является силой, с которой нужно считаться.
 
Подобными соображениями можно объяснить публичные выражения солидарности с военными, проявляемыми Су Чжи (несмотря на то, что они долгие годы были врагами), а также тот факт, что она решила строго ограничить выражения сочувствия мусульманской общине. Она предпочла не присутствовать на похоронах Ко Ни.
 
Хотя подобное решение может показаться странным, оно в действительности оправдано. По словам Марка Фарманера, руководителя британской группы влияния в Бирме, это признак того, что «так называемый переход Бирмы к демократии на самом деле стал переходом к новой форме правления военных с гражданским лицом».
 
Тем не менее, существуют пределы ценности дипломатии перед лицом вероятных преступлений, особенно там, где ее эффективность ограничена. В 2012 году, когда мусульмане рохинья также подвергались преследованиям со стороны военных и религиозных фанатиков, международное расследование так и не было произведено.
 
В то время позиция Великобритании – и многих других государств – заключалась в установлении более тесных связей с правительством Мьянмы, не делая ничего для народа рохинья. Поэтому положение мусульман Мьянмы так и оставалось печальным.
 

ОНН: Угнетенное положение рохинья может перейти в геноцид

 
Потребность в справедливости на данном этапе превосходит даже важность выявления виновников недавних преступлений.
 
Необходим какой-то способ остановить нарастающие злоупотребления против рохинья, которые, по мнению советников ООН, могут вылиться в настоящий геноцид в ближайшем будущем.
 
Храм в Мьянме
 
Но как подтолкнуть к этому решению международное сообщество, в том числе в Великобритании? Какая-то надежда остается. До визита Джонсона в Мьянму была проведена дискуссия в парламенте по правам человека в Мьянме, в течение которого Шарма в очередной раз выступая от имени внешнеполитического ведомства, последовательно отказался исключить запрос в ООН по поводу положения рохингья.
 
Если Великобритания возьмет на себя ведущую роль в подобного рода международном расследовании, это было бы актом нравственного мужества. Источники со ссылками на посольство США в Мьянме дали мне понять, что США поддерживают подобную идею, хотя вследствие непредсказуемости решений администрации Трампа, мало кто может предсказать, каким будет окончательное решение Соединенных Штатов.
 
Если же подобного рода действий Лондона или Вашингтона не последует, то шансы на расследование будет значительно уменьшены, и положение мусульман рохингья по-прежнему останется крайне тяжелым.
 
Эммануэль Стоукс, независимый исследователь
 
Об авторе: Эммануэль Стоукс, журналист и исследователь, который специализируется на вопросах прав человека и международных конфликтах. Он проводил расследования для «Аль-Джазира», «Гардиан», «Индепендент», «Хаффингтон пост», «Внешняя политика» и многих других.
 
Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно отражают редакционную политику Middle East Eye.

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Будет ли человек, умерший от рака, считаться мучеником (шахидом)?
Будет ли человек, умерший от рака, считаться мучеником (шахидом)?
Вопрос: Моя тетя недавно скончалась от рака печени. Будет ли она считаться мучеником (шахидом) – ведь есть хадис, где говорится, что чело...
46 461
1
10 августа, 17
Квазинаучность и гламур: культ карго в исламской умме
Квазинаучность и гламур: культ карго в исламской умме
Нас отличает вопиющее желание скопировать западные образцы без внимания к деталям и сути. Наши книги – с твердой обложкой и глянцевой бум...
20 896
7
3 июля, 17