Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 1. Важность истихары
Истихара в свете Сунны
Цикл завершен
Часть 1. Важность истихары
В данном уроке разъясняется смысл, важность и польза от великой Сунны под названием истихара, а такж...
8 918
27 января, 16

Часть 1. Важность истихары

8 918
27 января, 16
Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
 

Смятение и озадаченность

 
В своей повседневной жизни человек нередко испытывает смятение и озадаченность. Практически каждый день мы вынуждены принимать решения, выбирать из двух, а то и больше, альтернатив. Обычно это касается непринципиальных вопросов, но время от времени человек сталкивается с необходимостью сделать важный выбор. Однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) научил нас, что делать и в таких ситуациях, и ясно указал на решение. Это решение называется истихара.
 

Важность истихары

 
Всевышний Аллах сказал в Коране:
 

Перевод смысла: «Быть может, вам неприятно что-то, а это — благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно — зло для вас. Аллах знает (в чем для вас благо, а в чем — зло), а вы не знаете». (Cура «Аль-Бакара», аят 216).

 
Из этого аята мы понимаем, что знание человека ограничено, а его разум не совершенен. Иногда он может желать чего-то, что губительно для него, а иногда ему может быть противно то, что несет ему пользу. Единственный Обладатель совершенного Знания и единственный, Кто знает тайное, – это Аллах, Творец человека, Управляющий всей вселенной. Поэтому, если человек ищет благо, он может получить его только у Аллаха.
 
В одном из хадисов говорится:
 

«К благополучию человека [относится то,] что совершает истихару (ищет блага) у Аллаха, и к его неблагополучию [относится то,] что он перестает делать истихару».

 
Алляма ʼАйни пишет: «Человеку не следует пренебрегать никаким делом из-за его незначительности и отказываться от истихары. Сколько дел были сочтены незначительными, и по их поводу не делали истихару, что привело к огромному ущербу, когда эти дела совершались или не совершались. Именно поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
 

«Каждый из вас должен просить о своей нужде у своего Господа до такой степени, что нужно просить о соли и новом шнурке, если старый порвался»».

 
Алляма Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) написал: «Тот, кто совершает истихару у своего Создателя и спрашивает совета (мушавара) у создания, никогда не сожалеет, ведь Аллах сказал (Своему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует)) (перевод смысла):
 

«Советуйся с ними в делах. Затем, когда ты принял решение, полагайся на Аллаха»».

 
Шейх Тахир ибн Хусайн ибн Абдуллах ибн Тахир пишет в письме своему сыну, после того как тот стал амиром: «Когда ты сталкиваешься с важным делом, проси о помощи, делая истихару у Аллаха и проявляя богобоязненность».
 
Также он советовал ему «непрестанно делать истихару во всех делах».
 

Великая польза от истихары

 
Шах Валиуллах (да помилует его Аллах) пишет: «К полезным следствиям истихары [относится то,] что человек отстраняется от своих земных желаний, ангельские черты в нем превосходят черты животных и он вверяет себя Всевышнему Аллаху. Поступив так, он достигает уровня ангелов, которые ждут повелений Аллаха. Когда повеление Аллаха получено, они исполняют его из божественного вдохновения, а не ради мирских целей. Я полагаю, что частое совершение истихары – это путь к приобретению качеств ангелов».
 

Заблуждение

 
Но, к сожалению, в наше время исполнить истихару стало так же трудно, как принять решение. Люди настолько сильно сомневаются, стоит ли им совершить этот великий акт поклонения, что, когда у них нет другого выбора, они склоняются к какому-нибудь новшеству, у которого нет основы в Сунне: например, они открывают Коран наугад и считают строки и буквы. Если же они вспоминают об истихаре, то скорее попросят кого-нибудь другого сделать ее за них, чем исполнят ее сами.
 
Шейх Нуруддин Итр пишет:
 
«Нынче люди считают, что истихара совершена верно, только если ее исполнил особый человек и только если он увидел некий сон. Это крайность и проявление скептицизма, и ни Аллах, ни Его Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) не велели так поступать.

Такой подход – следствие ограниченности современных мусульман, что не достойно их. В итоге они перестали совершать великую Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и тем самым лишили себя ее достоинств и благословений, испортив истинную сущность истихары».
 
Мавляна Шах Хаким Мухаммад Ахтар (даммат баракатух) пишет в книге «Сунны» на странице 49, что «необходимость просить другого человека сделать за тебя истихару не вытекает ни из одного хадиса (хотя это и дозволено); советоваться же с другими (машвара) – это Сунна».
 
И, на деле, в наши дни истихара служит причиной еще большего замешательства. Человек, после истихары не увидевший сна и не почувствовавший никакой особой склонности к тому или иному решению, чувствует себя еще больше сбитым с толку. Дело в том, что существует распространенное мнение, что в результате истихары ты либо увидишь сон, либо обнаружишь некоторую склонность к тому или иному решению в своем сердце. А кто увидел сон, тому приходится искать человека, который растолковал бы его. Если же сон кристально ясен или его толкование однозначно приводит к некому решению, однако человек не может добиться своей цели из-за различных препятствий на своем пути, он испытывает настоящее недоумение. Все вышесказанное – следствие неправильного понимания истихары.
АВТОР ЦИКЛА
Истихара в свете Сунны
Абу Усама Айюб ибн Мавляна Мухаммад
Автор:
АБУ УСАМА АЙЮБ ИБН МАВЛЯНА МУХАММАД
Список уроков