Как получить прощение за злословие в адрес другого человека?
Вопрос: Я знаю, что злословие о другом человеке уничтожает вознаграждение за хорошие поступки. А если человек совершит искреннее покаяние, это может стереть его грех и заменить его грех на добрые дела?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Исламские ученые (факихи) делят злословие (гыйбат) на две общие категории[1]:
- Злословие, когда человек, о котором плохо говорили, не знает об этом. В этом случае вам будет достаточно попросить прощения у Аллаха и искренне раскаяться в своем злословии.
- Злословие, когда человеку, о котором говорили плохо, стало известно об этом. В этом случае недостаточно попросить прощения у Аллаха, следует также попросить прощения у человека, о котором вы злословили. Если этот человек умер, то вам следует делать дуа за него и просить прощения у Аллаха.
При этом, когда вы будете просить прощения у человека, о котором вы говорили плохо, необязательно говорить ему: «Я сказал о тебе то-то и то-то», поскольку это может вызвать множество проблем. Достаточно сказать: «Пожалуйста, прости меня за все плохое, что я сделал тебе».
Мауляна Санави отметил, что также следует хвалить этого человека перед теми людьми, перед которыми вы говорили плохо о нем, поскольку у них после вашего злословия могло сложиться о нем плохое мнение.
Поэтому необходимо сказать о нем что-то хорошее там же, где вы сказали о нем дурное. Даже если то, что вы рассказали о нем, правда, все равно следует постараться исправить это плохое суждение о нем и посоветовать другим людям не думать о нем плохо[2], [3], [4], [5].
[1] وإذا لم تبلغه يكفيه الندم وإلا شرط بيان كل ما اغتابه به
قال بعض العلماء: إذا تاب المغتاب قبل وصولها تنفعه توبته بلا استحلال من صاحبه فإن بلغت إليه بعد توبته قيل لا تبطل توبته، بل يغفر الله تعالى لهما جميعا للأول بالتوبة وللثاني لما لحقه من المشقة، وقيل بل توبته معلقة فإن مات الثاني قبل بلوغها إليه فتوبته صحيحة، وإن بلغته فلا بل لا بد من الاستحلال والاستغفار، ولو قال بهتانا فلا بد أيضا أن يرجع إلى من تكلم عندهم ويكذب نفسه وتمامه في تبيين المحارم (قوله وإلا شرط بيان كل ما اغتابه به) أي مع الاستغفار والتوبة والمراد أن يبين له ذلك ويعتذر إليه ليسمح عنه بأن يبالغ في الثناء عليه والتودد إليه ويلازم ذلك حتى يطيب قلبه، وإن لم يطب قلبه كان اعتذاره وتودده حسنة يقابل بها سيئة الغيبة في الآخرة وعليه أن يخلص في الاعتذار، وإلا فهو ذنب آخر ويحتمل أن يبقى لخصمه عليه مطالبة في الآخرة، لأنه لو علم أنه غير مخلص لما رضي به.
رد المحتار، ٦/ ٤١٠ - ٤١١
[2] إسلام أور هماري زندغي، مفتي تقي عثماني ٨/ ١٣٥
[3] المرجع السابق، ٨/ ١٣٦
[4] المرجع السابق، ٨/ ١٣٢
[5] إصلاحي خطبات - مفتي تقي عثماني ٤/ ٩٤
Комментарии: 2
Правила форума