Аль-ʼАлий

Аль-ʼАлий

331
5 июля, 24
Скачать

Аль-ʼАлий

 

 

Возвышенный

 
Всевышний Аллах – Возвышенный, Тот, кому не присущи качества творений.
 
Имам ас-Сануси поясняет: «Аль-ʼАлий – Тот, кто настолько совершенен, что человеческий разум не в состоянии постичь Его совершенство».
 
Всевышний Аллах говорит о Себе в Коране:
 
فَالْحُكْمُ لِلَّهِ الْعَلِيِّ الْكَبِيرِ
Судит же лишь Аллах, Возвышенный (степенью над Своими творениями), Великий 
(Сура «Гафир», 12).
 
Ученые по акыде исчерпывающе разъяснили, что под «возвышенностью» Аллаха подразумевается возвышенность Его степени, а не места. Всевышний Аллах не занимает место и не находится ни в каком направлении!
 
Имам аль-Куртуби толкует в своем тафсире слова Всевышнего:
 
وَهُوَ ٱلْعَلِىُّ
(Аль-Бакара, 255)
 
«Смысл этого: «Он Возвышен степенью и уровнем, а не возвышенностью места. Аллах чист от того, чтобы занимать место»».
 
Имам Абу Бакр ибн аль-Араби пишет о том, что разные течения Ислама по-разному толковали имя Всевышнего «аль-ʼАлий»:
 
«Некоторые мушаббиха[1] считали, что возвышенность Аллаха – это возвышенность места, то есть утверждали, что Он находится над Аршем подобно тому, как царь сидит на троне, занимая место на нем. Но Аллах пречист от этого.
 
Ахлю-сунна же утверждают, что возвышенность Аллаха – это возвышенность степени, то есть Он описан всеми качествами совершенства, заслуживая всей хвалы и возвеличивания – Его Знание всеохватно, Могущество абсолютно, Воля Его всегда исполняется, Речь Его правдива, решения всегда исполняются. Ничто не может Его превозмочь, и Он никому и ничему не подобен…»[2]
 
[1] Мушаббиха – секта, которая уподобляет Аллах творениям, тем самым приписывая Аллаху органы и части тела, место и направление в пространстве и т. п. 
 
[2] «Аль-Амад аль-акса», т. 1, с. 383.