Увеличить зло или умножить количество добра?
Увеличить зло или умножить количество добра?
Когда человек мстит, он наслаждается кратким моментом удовлетворения. Однако, в конечном счете, он поймет, что упустил прекрасную возможн...
2 437
1 апреля, 21

Увеличить зло или умножить количество добра?

2 437
1 апреля, 21
АВТОР ЦИКЛА
Увеличить зло или умножить количество добра?
The Jamiatul Ulama
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA

The Council of Muslim Theologians

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Если у человека было одно яблоко, а потом кто-то даст ему еще одно, сколько яблок у него будет? Разумеется, два. Если у вас был один ребенок, а потом родился еще один, сколько всего у вас детей? Двое, не так ли? Это простейшая задачка для первого класса, и даже самые маленькие детишки прекрасно понимают, что два больше одного.
 
Однако есть ситуации, когда даже самые умные люди забывают об этой простой арифметике – это случаи обид и плохого обращения с нами.
 
Когда кто-то говорит или делает нам что-то неприятное, никто не может остаться равнодушным. Кто-то обижается и уходит, кто-то старается игнорировать подобных людей, а кто-то старается сказать или сделать что-то плохое в отместку обидчику. Но, как люди верующие, мы должны задаться вопросом – что из всего перечисленного будет более угодно нашему Творцу?
 
В этом отношении Священный Коран учит нас, что прощение и мягкость более подобают богобоязненному и благочестивому человеку, чем злость и жажда мести. Об этом говорится во многих аятах Корана:
 

Не равны хорошее и плохое (воздаяние за них будет разным). Ответь (на зло) тем, что лучше (на невежество отвечай кротостью, а на грубость — терпением). Тогда тот, с кем ты враждуешь, станет твоим близким другом. (Сура «аль-Фуссылят», 41:34).

 

Если вы будете снисходительны (к близким), проявите великодушие и простите их (за нанесенные вам обиды), то ведь Аллах — Прощающий, Милующий. (Сура «ат-Тагабун», 64:14).

 

Прояви (Мухаммад) снисходительность (к людям), призывай к хорошему и отвернись от невежд (не отвечая на их непристойные действия тем же). (Сура «аль-Анфаль», 7:199).

 
Прощая людей, мы будем подражать благословенному примеру Пророка (мир ему и благословение), который прощал даже самых злостных своих врагов. Это, несомненно, принесет нам довольство Аллаха – награду, с которой ничто не может сравниться.
 
Более того, когда нас кто-то обидел, мы должны подумать о том, что мы и сами не идеальны, и тоже наверняка когда-то обижали других людей, и поэтому также нуждаемся в прощении Всевышнего:
 

«Аллах милостив к тем, кто милосерден к другим. Будьте милосердны к тем, кто на земле, и Владыка небес будет милосерден к вам» (Ахмад, Абу Дауд).

 

«Не помилует Аллах того, кто сам не проявляет милости к людям» (Бухари, Муслим).

 
В наш век интернета такое неправильное поведение выражается в спорах и перебранках в виртуальных группах, в интернет-сообществах, в чатах и мессенджерах, когда люди исписывают целые страницы злобными комментариями, язвительными замечаниями и тому подобным, стремясь показать собеседникам свое недовольство и обиду.
 
Но именно в таком случае мы забываем о вышеприведенной арифметической задачке – когда два явно больше одного. Если кто-то обижает нас, и мы отвечаем с такой же злостью и раздражением, то мы просто умножаем зло в мире, это же простая логика! Вместо того, чтобы улучшить ситуацию, мы ее ухудшаем. Вместо того, чтобы продемонстрировать людям благой нрав, уподобляясь Пророку (мир ему и благословение), мы опускаемся до уровня глупого и злого человека, и начинаем уподобляться его поведению.
 
И это не пустые слова, благой нрав и прощение – это действительно пример пророческого поведения. Возьмите, к примеру, историю пророка Юсуфа (мир ему) и его братьев. Братья были к нему жестоки и несправедливы – когда они из зависти, желая погубить его, продали его в рабство. Через много лет их роли поменялись: Юсуф достиг высокого положения в Египте, а братья предстали перед ним в качестве просителей, когда прибыли к нему за помощью. Он имел полную власть отомстить им за перенесенные обиды – но, тем не менее, предпочел все забыть и простить. Более того, он помог всей своей семье переселиться в Египет, где они все жили в достатке, ни в чем не нуждаясь.
 
Спустя много веков Посланник Аллаха (мир ему и благословение) напомнил о благородстве Юсуфа (мир ему) своим соплеменникам-курайшитам, жителям Мекки. Вы помните, конечно, какие страдания язычники причиняли мусульманам на протяжении многих лет – они издевались над Пророком (мир ему и благословение) и его сподвижниками, смеялись над его призывом к Исламу, мучили и убивали наиболее слабых мусульман, под конец вообще объявили бойкот всем мусульманам, запретив продавать им продовольствие, поставив людей на грань голодной смерти. Так что мусульмане были вынуждены покинуть родной город и искать прибежища в ином месте. После этого язычники не успокоились, но начали против мусульман войну и в конце концов проиграли ее. И вот в Мекку входит с победой тот самый человек, которому они причинили множество вреда и даже несколько раз пытались убить. Они оказались полностью в его власти и поэтому дрожали от страха – на что они, кроме возмездия, могли рассчитывать?
 
Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) спросил их: «Как вы думаете, я поступлю с вами?». Мекканцы стали умолять о пощаде. Милосердный Пророк (мир ему и благословение) сказал:
 

«Сегодня я скажу вам то же, что сказал Юсуф своим братьям: «Нет вины на вас сегодня». Идите, вы все свободны»».

 
Когда человек мстит, он наслаждается кратким моментом удовлетворения. Однако, в конечном счете, он поймет, что упустил прекрасную возможность заработать огромную награду. Так что вскоре его недолгая эйфория – наслаждение местью, проходит и заменяется длительным чувством неприятности и пустоты. Вспомните, как вы себя ощущали после ссоры с кем-то – когда наговорили (или написали) друг другу много колкостей и обидных слов, вам было хорошо, вы были счастливы?
 
Простить и забыть, столкнувшись с оскорблением, с грубостью, бывает тяжело – это, воистину, горькая пилюля, которую непросто проглотить. Однако после того, как первоначальная горечь пройдет, появляется ощущение счастья, которое проистекает из того, что вы последовали Сунне Пророка (мир ему и благословение) и сделали шаг на пути достижения довольства Всевышнего Аллаха. У человека, который приучил себя прощать и забывать обиды, не будет сожалений о неправильном поведении, которые будут отягощать его совесть, его сердце будет чистым, свободным от обид и жажды мести.
 
Надо помнить еще о таком нюансе: что когда человек мстит, он вынужден идти по тонкой грани, поскольку религия разрешает человеку ответить обидчику ровно на столько, на сколько ему было причинено ущерба. Но мало кто из людей способен удержаться на этом уровне воздаяния. На одно обидное слово мы зачастую отвечаем сотней таких слов и размещаем свой ответ в интернете, чтобы нам ставили «лайки».
 
Иногда люди оправдывают свою грубость и мстительность тем, что они таким образом «защищают религию» от нападок и оскорблений. Но подумайте сами – если человек говорит что-то плохое про ислам, а вы опуститесь до его уровня, отвечая ему в том же духе (оскорбляя, угрожая, осыпая его бранью), разве это поможет возвышению религии? Или это только лишний раз убедит людей невежественных в их мнении – что они действительно были правы, когда считали мусульман грубыми и дикими людьми? Таким образом религию не защищают, а только унижают ее, выставляя ее в некрасивом виде. Религию защищают красивым и достойным поведением, разумными и спокойными доводами. Но иногда лучшим ответом невеждам будет просто игнорирование их выпадов:
 
 
 
И рабы Милостивого — это те, кто ходит по земле смиренно, а когда к ним обращаются невежды, они говорят: «Мир!» (Сура «аль-Фуркан», 25:63).
 
И напоследок хочется напомнить об еще одном мудром совете от великого человека нашей общины. Думается, что это будет весьма кстати.
 
Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) говорил:
 
«Когда ко мне обращается глупец с мерзостью,
Я не желаю ему отвечать тем же.
Растёт его глупость, увеличивается моя мягкость.
Подобно тому, как увеличивается благоухание
При сжигании ароматических палочек».
 
Пусть Всевышний поможет нам вести себя достойно в любой ситуации.
 
По материалам: https://jamiat.org.za/double-dose-of/

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Как «исламский феминизм» разрушает брак
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
1 161
вчера
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 768
16 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Защитите себя от следующих пяти грехов, и Всевышний защитит вас
Защитите себя от следующих пяти грехов, и Всевышний защитит вас
Все мы знаем о пагубности греха, и все мы желаем вести праведный образ жизни. Однако, представляем ли мы, с чего нужно начинать – какие г...
5 387
14 марта, 21
Благословенность времени после фаджра
Благословенность времени после фаджра
Время после наступления фаджра — это время огромного бараката (благословения). Почему бы ему не быть наполненным благословениями, когда с...
8 653
18 февраля, 21