Четыре способа реагировать на трудности и испытания – а как поведешь себя ты?
Все вещи в мире созданы с определенной целью. Рай создан для наслаждения им, Ад – для наказания, а земная жизнь дается человеку для испытания и проверки.
В Коране говорится:
وَمَا أَرْسَلْنَا فِي قَرْيَةٍ مِّن نَّبِيٍّ إِلاَّ أَخَذْنَا أَهْلَهَا بِالْبَأْسَاء وَالضَّرَّاء لَعَلَّهُمْ يَضَّرَّعُونَ
«В какое бы селение Мы ни отправляли пророка, Мы всегда подвергали его жителей (материальным) трудностям (бедности) и болезням, чтобы они обратились (с раскаянием и истинной верой)». (Сура «Аль-Араф», 7:94).
Только во время трудностей и страданий можно понять, каков человек на самом деле и какова его истинная сущность. Мы можем сколько угодно предполагать, что хорошо знаем своего друга или родственника, но только жизненные проблемы показывают нам, кто в самом деле находится перед нами. И даже самих себя мы до конца не можем узнать, пока мы не поймем, как мы поведем себя в той или иной сложной ситуации.
Сколько раз бывало, что человек, которого мы считали великодушным, храбрым и мудрым, оказывается жалким, эгоистичным и трусливым скрягой. И наоборот, сколько раз мы поражались поведению людей, которые были не особенно заметными и выдающимися в обычное время, но во время испытаний они проявляли, поистине, безграничную щедрость, стойкость и мужество.
Однако, не все люди умеют сделать правильные выводы из невзгод и трудностей. Наиболее разумные люди обращаются к Всевышнему в такой момент и пересматривают свое поведение, но люди глупые и ограниченные так и продолжают жить, полностью погрузившись в заботы этого мира, не думая о вечности. Это действительно захватывающее наблюдение, особенно актуальное в свете нынешней глобальной пандемии, которая не избавила практически ни одну семью от своих тисков.
В целом, есть четыре различные категории людей, которые ведут себя по-разному в периоды легкости и трудностей. К какой из четырех относимся мы? Давайте проверим себя по следующим параметрам.
1. Первая категория: те, кто обращается к Всевышнему во времена легкости, но забывает о Нем во времена трудностей.
О них сказано так:
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَعْبُدُ اللَّهَ عَلَى حَرْفٍ فَإِنْ أَصَابَهُ خَيْرٌ اطْمَأَنَّ بِهِ وَإِنْ أَصَابَتْهُ فِتْنَةٌ انقَلَبَ عَلَى وَجْهِهِ خَسِرَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةَ ذَلِكَ هُوَ الْخُسْرَانُ الْمُبِينُ
«Среди людей есть также тот, кто поклоняется Аллаху, (как будто) стоя на краю пропасти (балансируя на грани между верой и неверием). Если ему хорошо (он здоров и обеспечен), то он чувствует себя уверенно. Но если его постигает испытание (болезнь, бедность и т. д.), то он возвращается назад (к неверию). Он проиграет как в этом мире, так и в вечности (из-за своего неверия). Это (будет) явный ущерб!». (Сура «Аль-Хадж», 22:11).
Наверное, многие из нас видели подобных людей — которые молятся, совершают намаз, посещают мечеть, читают Коран только когда все у них идет хорошо. Когда в их жизни происходит что-то неприятное, они считают, что Бог поступает с ними несправедливо — Он как бы «нарушает» условия договора: когда они молятся Ему и следуют Его религии, а Он одаривает их разными благами. Если же вдруг им посылаются испытания, они тут же разочаровываются в религии, обращаясь за утешением к чему угодно — спиртному, наркотикам, свободным сексуальным связям, но только не ко Всевышнему Аллаху.
Передается, что некий человек пришел к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему:
— Попроси своего Господа дать мне богатство, верблюдов, лошадей и детей, чтобы я уверовал в тебя.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сделал это, и Аллах удовлетворил его просьбы, после чего он принял ислам. Однако Аллах захотел испытать его. Эти благословения вскоре были отняты у него, и поэтому он оставил ислам. Затем был ниспослан вышеприведенный аят (Тафсир аль-Куртуби).
Ибн Аббас (да будет доволен им Всевышний Аллах) рассказывает:
«Среди тех, кто переезжал в Медину, были те, кто вел себя так: Если их жены рожали детей, а верблюды производили потомство, они говорили: «Это праведная религия». Однако, если их жены и верблюды не могли размножаться, они говорили: «Это злая религия»» (Тафсир аль-Куртуби).
Таких людей на самом деле очень много. К примеру, это те люди, которые остаются верным своему супругу или супруге, пока они удовлетворяют их потребности — пока муж богат, а жена красива и молода. Как только что-то случается с бизнесом их мужа или с внешностью их жены, они тут же без колебания оставляют их и идут искать другого, более подходящего партнера.
Религиозность этой категории людей имеет определенные условия: они твердо придерживаются ислама до тех пор, пока живут относительно безболезненной жизнью. Любые препятствия на этом пути заставляют их отказаться от религии (или, по крайней мере, от многих ее частей) в кратчайшие сроки.
2. Вторая категория людей, которые ведут себя противоположным образом: они забывают о Всевышнем, когда все хорошо, а вспоминают только во время трудностей.
О них сказано:
وَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنْبِهِ أَوْ قَاعِدًا أَوْ قَائِمًا فَلَمَّا كَشَفْنَا عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَنْ لَمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَسَّهُ
«Когда человека (неверующего) касается что-то плохое (например, болезнь или бедность), он обращается (с мольбами) к Нам — и лежа, и сидя, и стоя (помногу во всех состояниях). Но, когда Мы снимаем с него беду, он проходит (мимо, оставаясь в своем неверии), будто никогда и не молил Нас (избавить его) от постигшей трудности». (Сура «Юнус», 10:12).
وَإِذَا أَنْعَمْنَا عَلَى الْإِنْسَانِ أَعْرَضَ وَنَأَى بِجَانِبِهِ وَإِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ فَذُو دُعَاءٍ عَرِيضٍ
«Когда Мы наделяем человека благами, он отворачивается (проявляет неблагодарность) и удаляется (или проявляет высокомерие). А когда его касается плохое, он начинает много (и длинно) молить (Аллаха)». (Сура «аль-Фуссылат», 41:51).
И таких людей нам всем приходилось видеть. Именно они осаждают имамов и муфтиев вопросами: какие дуа читать, если болеют дети, если проблемы в бизнесе, если никак не получается вступить в брак, чтобы удачно сдать экзамены и тому подобное. Они самые активные прихожане мечетей, пока у них в семье, на работе или в учебном заведении что-то идет не так, но как только тучи рассеиваются, проблемы разрешаются, их как будто след простыл. Теперь можно опять вернуться к обычной жизни — выпивать с приятелями, посещать вечеринки и дискотеки, смотреть сериалы, в религии больше нет надобности.
Им почему-то не приходит в голову поблагодарить своего Создателя за предоставленные им блага – для них это само собой разумеющиеся вещи. Самый известный пример такого рода — фараон Египта, который всю жизнь притеснял свой народ и призывал к обожествлению самого себя. В час нужды, когда он тонул, он, наконец, в отчаянии обратился ко Всевышнему, говоря:
آمَنْتُ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا الَّذِي آمَنَتْ بِهِ بَنُو إِسْرَائِيلَ وَأَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Я верю в то, что нет достойного поклонения, кроме Того, в кого уверовали потомки Исраиля. Я стал мусульманином!»» (Cура «Юнус», 10:90).
Но как мы знаем, было уже поздно, и его раскаяние не было принято.
Аллах не наказывает человека за первый промах. Шансы даются, напоминания посылаются, грехи прощаются, и наказание по милости Всевышнего многократно откладывается.
Передается, что однажды перед халифом Умаром (да будет доволен им Всевышний Аллах) поставили вора, и халиф приговорил его к отсечению руки. Желая спастись от наказания, вор закричал:
— Горе мне! Это была моя первая кража!
На что Умар ответил:
— Клянусь Аллахом, ты лжешь! Аллах никогда не накажет человека за его самый первый грех («Аль-Талхис Аль-Хабир»).
Если у вас в семье все здоровы, ваши дела идут успешно, и проблемы вас не касаются, поймите правильно этот намек. Отдалитесь от этой второй категории людей и будьте среди тех, кто прославляет Аллаха во всех обстоятельствах, а не только тогда, когда вы теряете голову от горя, не зная, к кому обращаться за помощью.
3. Третья категория людей – самая худшая. Они отворачиваются от Всевышнего как в хорошие, так и в трудные времена.
Говоря об этой группе - худшей из четырех, Всевышний сказал:
وَإِذَا أَنْعَمْنَا عَلَى الْإِنْسَانِ أَعْرَضَ وَنَأَى بِجَانِبِهِ وَإِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ كَانَ يَئُوسًا
«Когда Мы даем (неверующему) человеку блага, он отворачивается и гордо уходит. Но если его касается беда (болезнь или бедность), то он тут же отчаивается (в милости Аллаха)». (Сура «Аль-Исра», 17:83).
إِنَّ الْإِنْسَانَ خُلِقَ هَلُوعًا (19) إِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ جَزُوعًا (20) وَإِذَا مَسَّهُ الْخَيْرُ مَنُوعًا
«Поистине, человек создан пугливым. Когда его касается беда, он нетерпелив». (Cура «Аль-Мааридж», 70:19–20).
Независимо от того, каким путем идут эти люди, ничто не может зажечь огонь веры в их сердце. Их уши, глаза и сердца крепко запечатаны.
Вспомните уже покойного Кристофера Хитченса (знаменитого проповедника атеистических убеждений), который всю свою жизнь был атеистом, отстаивая аргументы против Бога. Диагноз «рак», поставленный ему к концу жизни, не вызвал изменения его позиции. Хитченс до самого конца сохранял свою атеистическую «религию», утверждая, что «до сих пор мне не было представлено никаких доказательств или аргументов, которые могли бы изменить мое мнение» (см. https://www.bbc.co.uk/news/uk-16226580).
Или взять Абу Джахля, которому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) дал наименование «фараон этого народа». Абу Джахль возглавлял военные походы против мусульман, лично следя за преследованием верующих мужчин и женщин. Абу Джахль взял на себя ответственность за клевету на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и на мусульман. Это было его отличительной чертой во время всей его жизни, до самых последних мгновений, когда он истекал кровью в битве при Бадре. Его безбожие не поколебалось ни на йоту.
Это точное описание того, что представляет собой эта третья категория людей: слепые во времена легкостей и беспечные во времена трудностей.
4. Четвертая категория – это самые лучшие люди, которые обращаются ко Всевышнему в любое время - и когда им хорошо, и когда им плохо.
Именно про таких людей говорится в хадисе:
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
Возьмем, к примеру, пророка Сулеймана (мир ему). Видя силу, которой наделил его Аллах, когда джинны соревновались в том, чтобы служить ему и доставлять ему троны царей с континента на континент, пророк Сулейман провозгласил:
هَذَا مِنْ فَضْلِ رَبِّي لِيَبْلُوَنِي أَأَشْكُرُ أَمْ أَكْفُرُ
««Это — милость моего Господа, чтобы проверить, буду я благодарен (Ему) или нет». (Сура «Ан-Намль», 27:40).
Подобные люди полностью осознают, что величайшим гарантом благословений является благодарность.
Вот почему пророк Сулейман, мир ему, был чрезвычайно благодарен Аллаху при воспоминании о каком-либо благословении, зная, что это является гарантией продолжения таких благословений. В один из таких дней он обнаружил, что он настолько одарен, что даже способен слышать и понимать язык муравьев, поэтому он воскликнул:
رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَى وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحًا تَرْضَاهُ وَأَدْخِلْنِي بِرَحْمَتِكَ فِي عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ
«Господи! Внуши мне быть благодарным Тебе за милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Твоих праведных рабов». (Сура «Ан-Намль», 27:19).
Коран приводит нам два примера людей, которые испытали бедствие на море. Первый — это фараон Египта, а второй — пророк Юнус (мир ему). Оба одинаково страдали и оба молили одного и того же Бога о помощи. Однако результаты их молитвы были диаметрально противоположными: один утонул, а другой был спасен. Причина проста: во времена легкости они были двумя совершенно разными людьми.
Дуа фараона было отвергнуто, и Аллах сказал ему:
«Только сейчас (ты уверовал)! А ведь раньше ты был непокорным (Мне — не верил в Меня) и вредил (отталкивал от религии Аллаха других). (Сура «Юнус», 10:91).
С другой стороны, на дуа пророка Юнуса, мир ему, был дан ответ, и Аллах сказал:
«Так (же, как мы спасли его) Мы спасаем верующих (которые обращаются к Нам за помощью)». (Сура «Аль-Анбия», 21:88).
Пророк Юнус, мир ему, был праведным, кающимся и богобоязненным, поэтому, когда для него наступили бедствия, они быстро закончились. Именно о нем было сказано:
فَلَوْلَا أَنَّهُ كَانَ مِنَ الْمُسَبِّحِينَ (143) لَلَبِثَ فِي بَطْنِهِ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ
«Если бы он не возвеличивал (Аллаха, произнося тасбих), то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены». (Cура «Ас-Саффат», 37:143-144).
Таким образом, эта четвертая категория людей отказывается позволить бедствиям — будь то нынешняя пандемия или что-то еще — отвлечь их от приближения к довольству Аллаха путем регулярного совершения намаза и раскаяния. Во время трудностей они проявляют терпение, а в легкости и изобилии – благодарность, вдохновленные примером Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
«Тот, кто желает, чтобы Аллах отвечал ему во время трудностей и горя, пусть обильно совершает дуа, когда ему легко» (Тирмизи).
Они следуют наставлению Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
«Поминайте Аллаха во времена легкости, и Он будет помнить вас во времена невзгод» (ат-Табарани).
Пусть Всевышний дарует нам тауфик поступать подобным образом.
Комментарии: 0
Правила форума