ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
11 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 8
В данном уроке приведены сведения об имаме Абу Ханифе (рахимахуллах), собранные имамом Аль-Хатыб аль...
11 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 8
Передал Абу аль-Музаффар ас-Сам'ани в «Китаб аль-Интисар», а также Абу Исма'иль аль-Харави в «Замм аль-Калям» от Нуха аль-Джами'а его слова:
«Я спросил Абу Ханифу:— Что ты скажешь о людях, которые вводят в речь слова «акциденция» и «субстанция»?Он ответил:— Это слова философов. Тебе следует следовать преданиям и пути саляфов. Остерегайся любой новизны, поистине все это нововведение!».
Передал аль-Харави от Мухаммада ибн аль-Хасана такие слова:
«Абу Ханифа сказал:— Да проклянет Аллах ʼАмра ибн ʼУбейда! Он открыл людям дорогу к каляму и к тому, что их не касается».
Абу Юсуф сказал:
«Абу Ханифа побуждал нас к изучению фикха и запрещал нам калям».[1]
Передано в книге «Вафаят аль-Аʼян» Ибн Халликана:
«Абу Ханифа был ученым, совершавшим деяния согласно своим знаниям, он был аскетом и набожным человеком. Он был очень богобоязненным и постоянным в покорности Аллаху.Халиф аль-Мансур хотел назначить его судьей, но Абу Ханифа отказался. После этого Халиф поклялся, что непременно назначит его судьей, в ответ Абу Ханифа поклялся, что не станет им. Тогда секретарь халифа Ар-Раби' ибн Юнус сказал Абу Ханифе:— Разве ты не видишь, что халиф даже клянется?Абу Ханифа ответил:— У повелителя правоверных больше возможностей искупить свою клятву.Тем самым имам наотрез отказался принять эту должность, сказав правителю:— Бойся Аллаха и не вверяй доверенное тебе Аллахом тому, кто не боится Его. Клянусь Аллахом, я не надежен, даже когда спокоен, разве я буду надежен в гневе? Твое окружение нуждается в том, кто будет благосклонен к ним ради тебя. Я же не подхожу для этого.Аль-Мансур сказал:— Ты лжешь, на самом деле ты подходишь для этого!Абу Ханифа ответил:— Ты все рассудил сам: разве можно назначать судьей над доверенными тебе людьми лжеца?»
Также Ибн Халликан добавил:
«Абу Ханифа обладал красивым лицом и был среднего роста. В некоторых риваятах приводится, что он был высокого роста и немного смуглым».
Яхья ибн Ма'ин сказал:
«Мой способ чтения Корана – это чтение Хамзы, а мой мазхаб в фикхе – мазхаб Абу Ханифы. Таково было положение ученых в мое время».
Джа'фар ибн ар-Рабиʼ сказал:
«Я провел с Абу Ханифой пять лет, за это время я не видел никого, кто был бы более молчалив, чем он. А когда ему задавали вопрос по фикху он, словно наполняясь, изливал потоки знания подобно тому, как наполняется высохшее русло во время разлива. В такие моменты я слышал что-то вроде гула в нем, а его голос становился громким».
ʼАбдуллах ибн Раджа рассказал:
«В Куфе у Абу Ханифы был сосед-сапожник. Целый день он работал, а когда наступала ночь, возвращался домой, принося с собой рыбу или мясо, а затем жарил добытое. После этого он начинал пить спиртное, а когда пьянел, напевал такие слова:«Меня бросили… какого же юношу они бросили… Того, в ком нуждаются при наступлении войны и кто может помочь в защите границ от врагов…»Так он продолжал пить и напевать эти слова, пока его не одолевал сон. Абу Ханифа, проводя всю ночь в молитве, слышал его голос. Но однажды голос соседа перестал доноситься, тогда Абу Ханифа стал расспрашивать людей о нем. Ему ответили, что стражи порядка забрали сапожника и посадили в тюрьму. На следующий день Абу Ханифа, совершив утренний намаз, сел на свою мулицу и отправился к правителю.Узнав о том, что Абу Ханифа просит разрешения войти, правитель повелел:— Разрешите ему войти, и пусть он заедет сюда верхом, не спускаясь, пока его нога не ступит на мой ковер.Так и было сделано.Освободив для него место, правитель сказал ему:— Позволь мне выполнить твою просьбу, в чем ты нуждаешься?Абу Ханифа ответил:— У меня есть сосед, который работает сапожником. Стража города забрала его в одну из прошлых ночей. О повелитель правоверных! Прикажи, чтобы его отпустили!Правитель сказал:— Хорошо, освободите его и всех, кто был задержан в ту ночь и после нее вплоть до сегодняшнего дня!Возвращаясь от правителя, Абу Ханифа ехал верхом, а сапожник шел вслед за ним. Абу Ханифа обратившись к нему, сказал:— Разве мы бросили тебя?Сосед ответил:— Нет, напротив, ты уберег меня и позаботился обо мне! Пусть Аллах воздаст тебе благом за твою заботу и соблюдение прав соседа!После этого сосед покаялся перед Аллахом и больше не возвращался к прошлым деяниям».
Ибн аль-Мубарак рассказывал:
«Однажды я увидел Абу Ханифу по дороге в Мекку. Он и его спутники пожарили мясо жирного верблюжонка и хотели съесть его с уксусом, но не нашли никакого сосуда, куда можно было бы налить уксус, чтобы макать в него мясо.Тогда я увидел, как Абу Ханифа вырыл в песке ямку, постелил в нее скатерть (изготовленную из кожи) и налил туда уксус.Так они поели мясо, макая его в уксус. А те, кто был с ним, сказали Абу Ханифе:— Ты знаешь обо всем!На это Абу Ханифа ответил:— Вам следует благодарить Аллаха. Это знание пришло ко мне в качестве милости Аллаха к вам».
Абу Юсуф рассказывал:
«Как-то раз халиф Аль-Мансур вызвал Абу Ханифу к себе. Секретарь аль-Мансура, ар-Рабиʼ, который враждовал с Абу Ханифой, обращаясь к халифу, сказал:— О повелитель правоверных! Этот человек (Абу Ханифа) противоречит твоему деду. ʼАбдуллах ибн ʼАббас говорил, что в клятве разрешается сделать исключение в течение одного или двух дней после ее произнесения[2]. А Абу Ханифа говорит, что исключение можно делать лишь при произнесений клятвы, то есть добавляя исключение сразу, не отделяя его.Абу Ханифа, услышав это, сказал:— О повелитель правоверных! Поистине, ар-Рабиʼ полагает, что присяга твоих солдат тебе не действительна.— Как это так? – спросил аль-Мансур.Абу Ханифа ответил:— Они могут клясться, принося присягу на верность тебе, а по возвращению домой произнести исключения к этой клятве, тем самым аннулируя присягу.Рассмеявшись, аль-Мансур сказал ар-Раби'у:— о Рабиʼ, оставь в покое Абу Ханифу!Когда они оба вышли от правителя, ар-Рабиʼ сказал Абу Ханифе:— Ты хотел погубить меня!На это Абу Ханифа ответил:— Ты хотел того же для меня, но я нашел выход!»
[1] Подробно о том, почему от имама Абу Ханифы и его учеников, да будет Аллах ими доволен, передаются противоречивые высказывания о науке калям, и как их правильно понимать, читайте в цикле уроков «Отношение ученых ханафитского мазхаба к науке калям». Прим. ред.
[2] То есть, согласно этому мнению, в течение двух суток можно добавить исключение к клятве: например, сказать: «Я клянусь не есть фрукты», а через сутки сказать: «…кроме яблок и бананов».
Предыдущий урок
10 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 7
Следующий урок
12 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 9
Комментарии: 0
Правила форума