Циклы Авторы Сортировка

11 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 8

2 115
10 мая, 17
Передал Абу аль-Музаффар ас-Сам'ани в «Китаб аль-Интисар», а также Абу Исма'иль аль-Харави в «Замм аль-Калям» от Нуха аль-Джами'а его слова:
 
«Я спросил Абу Ханифу:
 
- Что ты скажешь о людях, которые вводят в речь слова «акциденция» и «субстанция»?
 
Он ответил:
 
- Это слова философов. Тебе следует следовать преданиям и пути саляфов. Остерегайся любой новизны, поистине все это нововведение!».
 
Передал аль-Харави от Мухаммада ибн аль-Хасана такие слова:
 
«Абу Ханифа сказал:
 
- Да проклянет Аллах ʼАмра ибн ʼУбейда! Он открыл людям дорогу к каляму и к тому, что их не касается».
 
Абу Юсуф сказал:
 
«Абу Ханифа побуждал нас к изучению фикха и запрещал нам калям».[1]
 
Передано в книге «Вафаят аль-Аʼян» Ибн Халликана:
 
«Абу Ханифа был ученым, совершавшим деяния согласно своим знаниям, он был аскетом и набожным человеком. Он был очень богобоязненным и постоянным в покорности Аллаху.
 
Халиф аль-Мансур хотел назначить его судьей, но Абу Ханифа отказался. После этого Халиф поклялся, что непременно назначит его судьей, в ответ Абу Ханифа поклялся, что не станет им. Тогда секретарь халифа Ар-Раби' ибн Юнус сказал Абу Ханифе:
 
- Разве ты не видишь, что халиф даже клянется?
 
Абу Ханифа ответил:
 
- У повелителя правоверных больше возможностей искупить свою клятву.
 
Тем самым имам наотрез отказался принять эту должность, сказав правителю:
 
- Бойся Аллаха и не вверяй доверенное тебе Аллахом тому, кто не боится Его. Клянусь Аллахом, я не надежен, даже когда спокоен, разве я буду надежен в гневе? Твое окружение нуждается в том, кто будет благосклонен к ним ради тебя. Я же не подхожу для этого.
 
Аль-Мансур сказал:
 
- Ты лжешь, на самом деле ты подходишь для этого!
 
Абу Ханифа ответил:
 
- Ты все рассудил сам: разве можно назначать судьей  над доверенными тебе людьми лжеца?»
 
Также Ибн Халликан добавил:
 
«Абу Ханифа обладал красивым лицом и был среднего роста. В некоторых риваятах приводится, что он был высокого роста и немного смуглым».
 
Яхья ибн Ма'ин сказал:
 
«Мой способ чтения Корана – это чтение Хамзы, а мой мазхаб в фикхе –мазхаб Абу Ханифы. Таково было положение ученых в мое время».
 
Джа'фар ибн ар-Рабиʼ сказал:
 
«Я провел с Абу Ханифой пять лет, за это время я не видел никого, кто был бы более молчалив, чем он. А когда ему задавали вопрос по фикху он, словно наполняясь, изливал потоки знания подобно тому, как наполняется высохшее русло во время разлива. В такие моменты я слышал что-то вроде гула в нем, а его голос становился громким».
 
ʼАбдуллах ибн Раджа рассказал:
 
«В Куфе у Абу Ханифы был сосед-сапожник. Целый день он работал, а когда наступала ночь, возвращался домой, принося с собой рыбу или мясо, а затем жарил добытое. После этого он начинал пить спиртное, а когда пьянел, напевал такие слова:
 
«Меня бросили… какого же юношу они бросили….Того, в ком нуждаются при наступлении войны и кто может помочь в защите границ от врагов…»
 
Так он продолжал пить и напевать эти слова, пока его не одолевал сон. Абу Ханифа, проводя всю ночь в молитве, слышал его голос. Но однажды голос соседа перестал доноситься, тогда Абу Ханифа стал расспрашивать людей о нем. Ему ответили, что стражи порядка забрали сапожника и посадили в тюрьму. На следующий день Абу Ханифа, совершив утренний намаз, сел на свою мулицу и отправился к правителю.
 
Узнав о том, что Абу Ханифа просит разрешения войти, правитель повелел:
 
- Разрешите ему войти, и пусть он заедет сюда верхом, не спускаясь, пока его нога не ступит на мой ковер.
 
Так и было сделано.
 
Освободив для него место, правитель сказал ему:
 
- Позволь мне выполнить твою просьбу, в чем ты нуждаешься?
 
Абу Ханифа ответил:
 
- У меня есть сосед, который работает сапожником. Стража города забрала его в одну из прошлых ночей. О повелитель правоверных! Прикажи, чтобы его отпустили!
 
Правитель сказал:
 
- Хорошо, освободите его и всех, кто был задержан в ту ночь и после нее вплоть до сегодняшнего дня!
 
Возвращаясь от правителя, Абу Ханифа ехал верхом, а сапожник шел вслед за ним. Абу Ханифа обратившись к нему, сказал:
 
- Разве мы бросили тебя?
 
Сосед ответил:
 
- Нет, напротив, ты уберег меня и позаботился обо мне! Пусть Аллах воздаст тебе благом за твою заботу и соблюдение прав соседа!
 
После этого сосед покаялся перед Аллахом и больше не возвращался к прошлым деяниям».
 
Ибн аль-Мубарак рассказывал:
 
«Однажды я увидел Абу Ханифу по дороге в Мекку. Он и его спутники пожарили мясо жирного верблюжонка и хотели съесть его с уксусом, но не нашли никакого сосуда, куда можно было бы налить уксус, чтобы макать в него мясо.
 
Тогда я увидел, как Абу Ханифа вырыл в песке ямку, постелил в нее скатерть (изготовленную из кожи) и налил туда уксус.
 
Так они поели мясо, макая его в уксус. А те, кто был с ним, сказали Абу Ханифе:
 
- Ты знаешь обо всем!
 
На это Абу Ханифа ответил:
 
- Вам следует благодарить Аллаха. Это знание пришло ко мне в качестве милости Аллаха к вам».
 
Абу Юсуф рассказывал:
 
«Как-то раз халиф Аль-Мансур вызвал Абу Ханифу к себе. Секретарь аль-Мансура, ар-Рабиʼ, который враждовал с Абу Ханифой, обращаясь к халифу, сказал:
 
- О повелитель правоверных! Этот человек (Абу Ханифа) противоречит твоему деду. ʼАбдуллах ибн ʼАббас говорил, что в клятве разрешается сделать исключение в течение одного или двух дней после ее произнесения[2]. А Абу Ханифа говорит, что исключение можно делать лишь при произнесений клятвы, то есть добавляя исключение сразу, не отделяя его.
 
Абу Ханифа, услышав это, сказал:
 
- О повелитель правоверных! Поистине, ар-Рабиʼ полагает, что присяга твоих солдат тебе не действительна.
 
- Как это так? – спросил аль-Мансур.
 
Абу Ханифа ответил:
 
- Они могут клясться, принося присягу на верность тебе, а по возвращению домой произнести исключения к этой клятве, тем самым аннулируя присягу.
 
Рассмеявшись, аль-Мансур сказал ар-Раби'у:
 
- о Рабиʼ, оставь в покое Абу Ханифу!
 
Когда они оба вышли от правителя, ар-Рабиʼ сказал Абу Ханифе:
 
- Ты хотел погубить меня!
 
На это Абу Ханифа ответил:
 
-Ты хотел того же для меня, но я нашел выход!»
 
[1] Подробно о том, почему от имама Абу Ханифы и его учеников, да будет Аллах ими доволен, передаются противоречивые высказывания о науке калям, и как их правильно понимать, читайте в цикле уроков «Отношение ученых ханафитского мазхаба к науке калям»: https://azan.kz/durus/dars/otnoshenie-uchenyih-hanafitskogo-mazhaba-k-nauke-kalyam-73 Прим. ред.
 
[2] То есть, согласно этому мнению, в течение двух суток можно добавить исключение к клятве: например, сказать: «Я клянусь не есть фрукты», а через сутки сказать: «…кроме яблок и бананов».
АВТОР ЦИКЛА
Переписанные набело страницы о достоинствах имама Абу Ханифы
Имам Джалялюддин ас-Суюты
Автор:
ИМАМ ДЖАЛЯЛЮДДИН АС-СУЮТЫ
Имам
Абдуль-Джаббар Шарапов
Автор:
АБДУЛЬ-ДЖАББАР ШАРАПОВ
Устаз
Список уроков