Имам Абу Ма’шар ‘Абдуль Карим ибн ‘Абдус-Самад ат-Табари аль-Мукри аш-Шафи’и составил небольшой труд, в котором он собрал имена сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), от которых Абу Ханифа приводит хадисы. Он пишет в этой книге:
«Абу Ханифа сказал: «Я встречался с семью сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и это:
- Анас ибн Малик.
- ‘Абдулла ибн Джуз аз-Забиди.
- Джабир ибн ‘Абдуллах.
- Ма’киль ибн Ясар.
- Василя ибн аль-Аска’.
- ‘Аиша бинт ‘Умар.
- ‘Абдуллах ибн Анис (да будет Аллах ими всеми доволен)».
После этого он приводит три хадиса, которые он передает от Анаса, один хадис от ибн Джуза, два хадиса от Васили, один от Джабира, один от ‘Абдуллаха ибн Аниса.
Хадисы же, которые приводит имам Абу Ма’шар, все не соответствуют данной цепочке. Но Хамза ас-Сахми говорил:
«Я слышал, как имам ад-Даракутни говорил: «Абу Ханифа не встречался ни с кем из сахабов, кроме Анаса. Он видел его, но не слышал от него (хадисы)»».
А Аль-Хатыб сказал:
«Нет подтверждения, что Абу Ханифа слышал (хадисы) от Анаса».
Также я ознакомился с фетвой шейха Валийуддина аль-‘Ираки, которую он издал в ответ на вопрос: «Передает ли Абу Ханифа хадисы от сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и считается ли он табиином или нет?» На это шейх ответил:
«Нет достоверного источника, доказывающего, что он передает хадисы от кого-либо из сахабов, однако он видел Анаса ибн Малика. И те (ученые), которые в определении слова «таби’ин» ограничивается лишь условием видения сподвижника, включают Абу Ханифу в число табиʼинов. А те, кто не ограничивается этим условием, не включают его в число таби’инов».
Этот же вопрос был задан хафизу ибн Хаджару, на что он ответил:
«Абу Ханифа застал при жизни группу сподвижников, ведь он родился в Куфе в 80-м году по хиджре. В то время там находились такие сподвижники, как ‘Абдуллах ибн Абу Ауфа. Общеизвестно, что он умер позднее. В Басре в это время находился Анас ибн Малик, который умер в 90-м году или чуть позже. Ибн Са’д, автор книги «ат-Табакат» приводит с приемлемым иснадом, что Абу Ханифа видел Анаса и что другие сподвижники, помимо Анаса, в это время еще были живы в других городах. Некоторые ученые также составляли небольшие труды относительно хадисов, которые Абу Ханифа приводил от сподвижников, но цепочки передач этих хадисов не лишены слабости. Поэтому основой в том, что Абу Ханифа застал живых сподвижников, будут считаться слова Са’да из книге «ат-Табакат», что мы привели чуть выше, о том, что Абу Ханифа видел некоторых сподвижников».
Из вышеупомянутого следует, что Абу Ханифа относится к поколению таби’инов. И этим он отличается от своих современников, таких как аль-Ауза’и в Шаме,
Хаммад ибн Зейд и
Хаммад ибн Саляма в Басре,
Суфьян ас-Саури в Куфе, имам Малик в Медине, Муслим ибн Халид аз-Зинджи в Мекке,
аль-Лейс ибн Са’д в Египте. А Аллах знает лучше». Конец слов Ибн Хаджара.
В итоге хафиз ибн Хаджар и другие ученые вынесли решение о слабости и недостоверности цепочек этих хадисов. Вместе с этим они не назвали их ложными (батыль) или выдуманными, а значит, нет ничего страшного в приведении этих хадисов, ведь ученые допускают передачу слабых хадисов. Поэтому даже эти слабые хадисы называются у них «приведенными» (переданными).
Так давайте же приведем эти хадисы и поговорим о каждом из них по отдельности.
Имам Абу Ма’шар пишет: «Нам поведал факих и проповедник ‘Абдуллах аль-Хусейн ибн Мухаммад ибн Мансур, сказав: нам рассказал аль-Кады Абу Ибрахим Ахмад ибн аль-Хасан, сказав: нам рассказал Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Хамдан аль-Ханафи, сказав: нам рассказал Абу Са’д Исма’иль ибн ‘Али ас-Самман сказав: нам рассказал Абуль Хусейн ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Баззар, сказав: нам рассказал Абу Са’ид аль-Хусейн ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн аль-Мубарак, сказав: нам рассказал Абуль ‘Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн ас-Сальт ибн аль-Мугалляс аль-Хаммани, сказав: нам рассказал аль-Кады Бишр ибн аль-Валид от Абу Юсуфа от Абу Ханифы, что он сказал:
«Я слышал, как Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Получение знаний – обязанность каждого мусульманина».
По этой же цепочке передаются слова Анаса:
«Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Указывающий на благое подобен тому, кто его совершает»».
По этой же цепочке передаются слова Анаса:
«Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах любит того, кто спасает попавшего в беду»».
Я (имам ас-Суюты) говорю: Ахмад ибн аль-Мугалляс – отвергнутый передатчик. Текст же первого хадиса известен, и
имам ан-Навави в «Фатава» пишет:
«Этот хадис слабый, несмотря на то что его смысл правильный».
Хафиз Джамалуддин аль-Миззи сказал:
«Этот хадис приведен с иснадом, который достигает уровня хасан».
Я (ас-Суюты) говорю:
По моему мнению, он достигает уровня «сахих», потому что я обнаружил около пятидесяти путей передачи этого хадиса. Я собрал их все в одной небольшой книге.
Текст второго хадиса достоверный, он передается группой сподвижников, и основа его имеется в достоверном сборнике имама Муслима, который приводит его от Абу Мас’уда в следующем варианте:
«Тому, кто укажет на благое, будет дана награда, равная награде того, кто совершает его».
Текст третьего хадиса также достоверен, он передается от группы сахабов, и ад-Дыйа аль-Макдиси счел его достоверным в «Мухтара» от Бурайды.
После этого Абу Ма’шар говорит: «Нам поведал Абу ‘Абдулла, сказав: нам рассказал Ибрахим и сказал: нам рассказал Абу Бакр аль-Ханафи и сказал: нам рассказал Абу Са’ид аль-Хусейн ибн Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Басри и сказал: нам рассказал Ахмад ибн Абдуллах ибн Харам и сказал: нам рассказал аль-Музаффар ибн Манхал и сказал: нам рассказал Муса ибн ‘Иса ибн аль-Мунзир аль-Химсы и сказал: нам рассказал мой отец и сказал: нам рассказал Исма’иль ибн ‘Аййаш от Абу Ханифы от Уасиля ибн аль-Аска’а, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Оставь то, что вызывает у тебя сомнение и бери то, что не вызывает его у тебя».
По такой же цепочке передаются от Уасиля ибн аль-Аска’а, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) слова:
«Не проявляй злорадства по отношению к своему брату, потому что Аллах может избавить от беды его и испытать ею тебя».
Текст первого хадиса достоверный, его передает группа сахабов, и ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и ад-Дыйа сочли этот хадис достоверным в варианте от аль-Хасана ибн ’Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
Второй хадис привел ат-Тирмизи, посчитав его «хорошим» с другим иснадом от Уасиля. Также подтверждение этому хадису имеется в хадисе ибн 'Аббаса.
Далее Абу Ма’шар говорит: «Нам поведал Абу Юсуф 'Абдулла, сказав: нам рассказал Абу Ибрахим и сказал: нам рассказал Абу Бакр аль-Ханафи и сказал: нам рассказал Абу Са’д ас-Самман и сказал: нам рассказал Абу 'Али аль-Хасан ибн 'Али ибн Мухаммад ибн Исхак аль-Йамани и сказал: нам рассказал Абуль Хасан 'Али ибн Бабауейхи аль-Асуари сказал: нам рассказал Абу Дауд ат-Тайалуси от Абу Ханифы, что он сказал: «Я родился в восьмидесятом году, а 'Абдуллах ибн Унайс прибыл в Куфу в девяносто четвертом году, и я видел и слышал его, тогда мне было четырнадцать лет. Я слышал, как он сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Твоя любовь к какой либо вещи ослепляет и оглушает».
Этот хадис привел Абу Дауд в своем сборнике «ас-Сунан» от Абу ад-Дарды.
Единственное, что может вызвать затруднение в этом вопросе это то, что известный сподвижник 'Абдуллах ибн Унейс аль-Джухани умер в 54 году, то есть задолго до рождения Абу Ханифы.
Однако сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с именем ’Абдуллах ибн Унейс пятеро. И, возможно, тот, от которого передает Абу Ханифа – другой, не тот известный сподвижник 'Абдуллах ибн Унейс аль-Джухани.
Далее Абу Ма’шар говорит: «Нам поведал Абу 'Абдулла, сказав: нам рассказал Абу Ибрахим и сказал: нам рассказал Абу Бакр аль-Ханафи и сказал: нам рассказал Абу Са’д ас-Самман и сказал: нам рассказал Мухаммад ибн Муса и сказал: нам рассказал Мухаммад ибн 'Аййаш аль-Джулуди от ат-Тамтам Яхья ибн аль-Касима от Абу Ханифы: я слышал что 'Абдуллах ибн Абу Ауфа говорил: я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Тот, кто построит (или будет способствовать постройке) ради Аллаха мечеть, равную по размеру хотя бы гнезду рябка[1], Аллах построит ему дом в Раю».
Текст этого хадиса достоверный, более того, он мутаватир.
После этого по такой же цепочке он передает от Абу Са’да ас-Саммана, который сказал: «Нам рассказал Абу Мухаммад 'Абдуллах ибн Касир ар-Рази и сказал: нам рассказал 'Абдур Рахман ибн Абу Хатим ар-Рази и сказал: нам рассказал 'Аббас ибн Мухаммад ад-Даури и сказал: нам рассказал Яхья ибн Ма’ин от Абу Ханифы, что он слышал, как 'Аиша бинт Умар (радыаллаху 'анха) говорила: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Самая многочисленная армия Аллаха на земле – это саранча, я не ем ее, но и не запрещаю»».
Текст этого хадиса достоверный, его привел Абу Дауд от Салмана. Ад-Дыйа аль-Макдиси тоже счел его достоверным в «аль-Мухтара».
[1] Птица размером с куропатку или голубя.
Комментарии: 0
Правила форума