Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
4 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 1
4 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 1
В данном уроке приведены сведения об имаме Абу Ханифе (рахимахуллах), собранные имамом Аль-Хатыб аль...
3 675
15 апреля, 17

4 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 1

3 675
15 апреля, 17
Аль-Хатыб аль-Багдади привел в своей книге «Тарих Багдад» (13/331-332) от Абу Юсуфа слова:
 
«Сказал Абу Ханифа:
 
«Когда у меня появилось желание учиться, я начал выбирать, что из наук изучать, спрашивая о плодах каждой из них. Мне сказали:
 
— Изучай Коран.
 
Я спросил:
 
— Если я изучу Коран и выучу его наизусть, что будет в итоге?
 
Мне ответили:
 
— Будешь сидеть в мечети, слушая детей и юношей, а чуть позже среди них появится тот, чья память лучше твоей либо такая же, как у тебя, и он займет твое место во главе (кружка).
 
Я спросил:
 
— А если я буду изучать хадисы, слушать и записывать их, так что не будет никого более знающего хадис, чем я?
 
Мне ответили:
 
— Когда ты состаришься и ослабеешь, молодые люди будут собираться, чтобы послушать тебя, и ты непременно будешь ошибаться. Тогда кто-то обвинит тебя во лжи, и это облечет позором конец твоей жизни
 
Тогда я сказал:
 
— Нет мне нужды в этом! Что, если я изучу грамматику (ан-нахв) и другие науки арабского языка?
 
Мне ответили:
 
— Ты будешь сидеть, обучая этому, и получая не более двух-трех динаров.
 
Я сказал:
 
— И у этого нет результата. А что будет, если я начну изучать поэзию и превзойду остальных в этом?
 
Мне ответили:
 
— Ты будешь восхвалять кого-то, и он будет щедро одаривать тебя или будет усаживать тебя на коня или же снимет с себя накидку и подарит тебе. Если же он лишит тебя своих даров, ты будешь высмеивать и порочить его в своих стихах. В итоге это приведет тебя ко лжи, и ты станешь обвинять непорочных женщин в грехе.
 
Я сказал:
 
— Нет мне в этом нужды. А что мне даст изучение тонкостей богословия?
 
Мне ответили что, несомненно, споры и дискуссии в вопросах богословия влекут за собой то, что может очернить тебя, и тебя обвинят в ереси. После этого ты будешь либо убит, либо останешься в живых, но тебя будут без конца порицать.
 
Я спросил:
 
— А если я изучу фикх (исламское право)?
 
Мне ответили:
 
— Тебе все время будут задавать вопросы и требовать, чтобы ты рассудил что-либо, несмотря на твою молодость.
 
Тогда я, сказав, что нет среди наук ничего полезнее, чем фикх, начал изучать его»».
 
Передал аль-Хатыб от Зуфара ибн аль-Хузайля такие слова:
 
«Я слышал, как Абу Ханифа говорил:
 
«Я изучал калям[1] и достиг в этом такой степени, что на меня стали указывать пальцем. Обычно мы сидели в мечети вблизи кружка Хаммада ибн Абу Сулеймана. Однажды ко мне подошла женщина и спросила:
 
— Мужчина, у которого есть жена-рабыня и который хочет развестись с ней по причине бедности, как должен поступить? Сколько раз он должен дать ей развод?
 
Тогда я, не зная, как ответить, повелел ей подойти к Хаммаду и спросить у него, а после снова подойти ко мне, чтобы пересказать ответ. Она спросила Хаммада и, подойдя ко мне, сказала:
 
— Он сказал: «Этот мужчина должен дать ей развод один раз вне периода месячных и не после близости. Затем он должен оставить ее (выжидать идду) в течение двух периодов месячных. Когда же они истекут, она должна сделать полное омовение. Тем самым она станет дозволенной для других (другой мужчина будет иметь право на ней жениться)».
 
Услышав это, я сказал, что нет мне нужды в каляме. После чего взял свою обувь и подсел к кружку Хаммада. Я стал слушать вопросы, разбираемые на его уроках, и учить их наизусть. На каждом уроке он повторял пройденное в прошлый раз и я, заучив все, отвечал на вопросы правильно, тогда как его ученики ошибались. И он сказал:
 
— Пусть никто, кроме Абу Ханифы, не садится в первый ряд возле меня.
 
Так я обучался у него в течение десяти лет, и однажды в моей душе появилось стремление к главенству, и мне захотелось отделиться и организовать свой собственный кружок по изучению знаний. Вознамерившись сделать это, как-то вечером я вышел из дома и направился в мечеть. Войдя туда и увидев Хаммада, я понял, что мне неприятно делать это (начинать собирать учеников), я передумал и присоединился к его уроку.
 
В эту же ночь Хаммаду пришло известие из Басры о смерти одного из его родственников. Он оставил ему наследство, поскольку не имел других наследников, кроме Хаммада. И мой учитель, уезжая в Басру, попросил меня заменить его на уроках на время его отсутствия. Вскоре мне начали задавать вопросы, о которых я раньше не слышал. Я отвечал на них и записывал свои ответы. Учителя не было два месяца, а когда он вернулся, я показал ему свои записи. Ответов было около шестидесяти. Он согласился со мной в сорока из них и не согласился в двадцати оставшихся. Тогда я дал себе клятву, что не оставлю учителя до его смерти. Так я и сделал – я не покидал его до тех пор, пока он не умер»».
 
Передал аль-Хатыб от Ахмада ибн ’Абдулла аль-’Иджли такие слова:
 
«Сказал Абу Ханифа:
 
«Однажды я прибыл в Басру, будучи уверенным, что смогу ответить любой заданный мне вопрос. Меня стали спрашивать, и среди вопросов было много таких, на которые я не имел ответа. После этого я пообещал себе, что не оставлю Хаммада до его смерти. Таким образом, я обучался у него и был с ним рядом в течение восемнадцати лет»».
 
Передал аль-Хатыб от Абу Яхьи аль-Хаммани его слова:
 
«Я слышал, как Абу Ханифа говорил:
 
«Однажды я увидел сон, который очень испугал меня. Мне приснилось, что я раскапываю могилу Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Когда я прибыл в Басру, я попросил одного человека спросить об этом сне у Мухаммада ибн Сирина. Тот спросил его, на что Ибн Сирин ответил:
 
— Этот человек будет изучать и исследовать знания Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)»».
 
[1] Рациональное богословие.
АВТОР ЦИКЛА
Переписанные набело страницы о достоинствах имама Абу Ханифы
Имам Джалялюддин ас-Суюты
Автор:
ИМАМ ДЖАЛЯЛЮДДИН АС-СУЮТЫ
Имам
Абдуль-Джаббар Шарапов
Автор:
АБДУЛЬ-ДЖАББАР ШАРАПОВ
Устаз
Список уроков