ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Основы суфизма в Коране
Цикл завершен
9 урок. Самоконтроль (муракаба)
Знай, что муракаба не укрепится в человеке, пока этой степени не будут предшествовать самопринуждени...
9 урок. Самоконтроль (муракаба)
Самоконтроль (муракаба)[1]
Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا
«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах всегда наблюдает за вами» (Коран 4:1)
Сущность муракаба и ее плоды
Когда в человеке утвердится понимание этого и подобных ему аятов, он приобретет степень (макам) муракаба. Она основана на знании и состоянии (халь):
-
Что касается знания, то это убежденность человека в том, что Аллах постоянно наблюдает за ним, внимателен к нему, видит все его поступки, слышит все слова и ведает обо всех мыслях, которые приходят человеку на ум.
-
Что касается состояния (халь), то это постоянное и глубокое присутствие упомянутого знания в сердце человека, и это состояние должно доминировать – без него одного знания недостаточно.
Муракаба дает плоды в виде двух состояний:
-
И когда знание соединяется с состоянием, то плодом этого становится для «тех, кто справа»[2] стыд перед Аллахом, который непременно приведет к отказу от ослушания Аллаха и к усердию в поклонении Ему.
-
И плодом ее (муракаба) для «приближенных» («мукаррабун»)[3] является особое духовное зрение, благодаря которому они возвеличивают и прославляют Обладателя Величия.
На эти плоды указал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует в хадисе:
«Ихсан – это поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь. Ведь, хотя ты Его не видишь, Он тебя видит»[4].
Слова хадиса «поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь» указывают на второй плод: духовное зрение, которое приводит к возвеличиванию (Аллаха). Это подобно тому, как человек, который увидел славного и величественного царя – без сомнения станет возвеличивать его.
А слова хадиса «ведь, хотя ты Его не видишь, Он тебя видит» указывают на первый плод муракаба. Смысл этого таков: если ты не являешься обладателем духовного зрения, которое появляется у «приближенных», то знай, что Аллах всегда видит тебя, поэтому стыдись Его, ибо стыд – это степень (макам) «тех, кто справа».
И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сначала истолковал ихсан через более высокую степень, затем, осознав, что большинство людей не способны на такое, он перешел на более низкую степень.
Как осуществлять самоконтроль (муракаба)
Знай, что муракаба не укрепится в человеке, пока этой степени не будут предшествовать самопринуждение (мушарата) и обещание (мурабата), и за ней не последуют самоотчет (мухасаба) и наказание (муаʼкыба).
Самопринуждение (мушарата) – это принуждение человеком самого себя к постоянному подчинению Аллаху и отказу от ослушания.
Обещание (мурабата) – это данное Господу обязательство поступать именно так, как сказано выше.
После самопринуждения и обещания человек приступает к своей деятельности[5], во время которой он пребывает в состоянии самоконтроля (муракаба). А после завершения оценивает себя (мухасаба): хорошо ли или плохо он выполнял то, к чему себя принудил (мушарата) и что обещал Аллаху (мурабата).
Если человек понимает, что выполнил то, что обещал Аллаху, он воздает хвалу Господу.
А если понимает, что нарушил то, к чему принудил себя и что обещал Аллаху, то наказывает себя (муаʼкыба) таким образом, чтобы ему не захотелось нарушать впредь.
Затем человек снова возвращается к самопринуждению и обещанию, а затем пребывает в состоянии самоконтроля, а затем прибегает к самоотчету. И так надлежит человеку поступать все время, пока он не встретит Всевышнего Аллаха[6].
[1] Постоянное осознание того, что Аллах видит человека и знает обо всех его мыслях, чувствах, словах и поступках.
[2] В оригинале – «асхаб аль-ямин» («те, кто по правую сторону»). Это обитатели Рая или обитатели определенного высокого уровня Рая. Они названы так либо потому, что книги их деяний будут поданы им справа, либо потому, что они будут собраны в Судный день по правую сторону от Арша. О них говорится в Коране (56:27 – 40).
[3] См. Коран 56:11 – 26.
[4] Бухари (50, 4777), Муслим (8, 9).
[5] То есть вспоминать об этом следует в начале какого-то периода времени (например, с утра самопринуждение и обещание, в течение дня – самоконтроль, а вечером перед сном – самоотчет) либо перед выполнением какого-либо дела.
[6] «Ат-Тасхиль», 1/172 – 173.
Комментарии: 0
Правила форума