Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Image
12 урок. Искренность (ихляс) (окончание цикла)
Искренность в действиях, которые Аллах приказал совершать – это чистота намерения, то есть совершени...
3 297
23 августа, 17

12 урок. Искренность (ихляс) (окончание цикла)

3 297
23 августа, 17
Всевышний Аллах говорит:
 
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّـهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَٰلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ
 
«А ведь им было приказано только поклоняться Аллаху и быть искренними в вере, как ханифы (монотеисты доисламской эпохи), полноценно совершать намаз и выплачивать закят. Такова истинная религия» (Коран 98:5).
 
В этом аяте под «искренностью» следует понимать либо таухид и отказ от язычества (ширка), либо отказ от совершения благодеяний напоказ (рия), ибо ихляс обязателен как в таухиде, так и в поступках.
 
Противоположность ихляса в таухиде – это явный ширк, а противоположность ихляса в поступках – скрытый ширк, то есть рия.
 
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
 

«Совершение благих дел напоказ (рия) – это малый ширк»[1].

 
Также он передал слова Господа:
 

«Я больше кого бы то ни было не нуждаюсь в сотоварищах. Если кто-то совершит какое-то дело, придав Мне в нем сотоварища, я откажусь от этого человека и его сотоварища»[2].

 
Виды поступков и искренность в них
 
Знай, что все поступки делятся на три вида:
 
  1. Те, которые приказано совершать[3].
 
  1. Те, которые запрещено совершать[4].
 
  1. Те, которые можно совершать или не совершать[5].
 
Искренность в действиях, которые Аллах приказал совершать – это чистота намерения, то есть совершение действия только ради довольства Всевышнего Аллаха без примеси чего-либо другого в намерении. Если намерение таково, то дело будет искренним, и Аллах примет его.
 
Но если действие совершено с намерением не ради довольства Аллаха, а, например, ради мирской выгоды, похвалы окружающих и тому подобное, то действие будет совершенным напоказ (рия), и Аллах отвергнет его.
 
А если намерение будет смешанным[6], то в этом вопросе есть детализация, расхождения (среди ученых) и разные точки зрения.
 
Что касается запрещенных действий, то отказа от них без намерения[7] будет достаточно для выполнения обязательства[8], однако человек не получит награду за свой отказ. Если же верующий откажется от совершения чего-то запретного с намерением обрести через это довольство Всевышнего Аллаха, тогда он выполнит обязательство и получит награду.
 
Что касается допустимых действий[9], как, например, еда, сон, половой акт и т.п., то за совершение их без намерения награды не будет. Однако если человек совершит что-то из них с намерением обрести довольство Всевышнего, то в этом случае за такое действие положена награда. Любое допустимое действие (мубах) можно превратить в поклонение, если иметь при совершении этого действия намерение снискать довольство Аллаха. Например, есть с намерением получить силу для поклонения, или совершать половой акт с намерением защитить себя от запретного[10].[11]
 
На этом, по милости Всевышнего Аллаха – заканчиваем перевод комментария имама Ибн Джузайя аль-Кальби, да помилует его Господь, к двенадцати аятам Священного Корана, в которых заложены основы и принципы тасаввуфа – шариатской науки о похвальных и порицаемых нравственных качествах и способах приобретения первых и избавления от последних.
 
Просим у Всевышнего помочь всем нам следовать тому, что написано на этих страницах!
 
[1] Хаким (7937).
 
[2] Муслим (2985).
 
[3] Сюда относятся обязательные действия (фард и ваджиб), желательные (сунна и мустахабб).
 
[4] К ним относятся действия, хукм которых харам и махрух тахриман.
 
[5] То есть мубах.
 
[6] То есть к намерению совершить некое дело ради Аллаха будет примешано намерение получить от этого дела финансовую выгоду, например.
 
[7] Без намерения отказаться от запретного ради Аллаха.
 
[8] Отказ от харама по Шариату обязателен.
 
[9] Мубах – то, за совершение чего нет ни награды, ни наказания, как и за отказ от этого.
 
[10] От прелюбодения, мастурбации, взглядов на запретное и т.п.
 
[11] «Ат-Тасхиль», 2/597.
АВТОР ЦИКЛА
Основы суфизма в Коране
Ибн Джузай аль-Кальби
Автор:
ИБН ДЖУЗАЙ АЛЬ-КАЛЬБИ
Имам
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков