Поминание Аллаха (зикр)
Всевышний Аллах говорит:
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите меня и не будьте неблагодарны» (Коран 2:152).
Саʼид ибн аль-Мусаййиб
[1] так толковал этот аят: «
Поминайте Меня, то есть занимайтесь поклонением,
и я буду помнить о вас, то есть награжу вас за него».
Также есть такое толкование: «Упоминайте Меня в ваших мольбах (дуа), тасбихах и т. п.»
Комментаторы Корана, особенно суфии, очень часто предлагали конкретные толкования
[2] этого аята, однако на самом деле нет доказательства, что эти слова Аллаха имеют узкий смысл. Этот аят имеет общий смысл, указывающий на важность совершения зикра в целом.
Также существует хадис, в котором Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, передает слова Господа:
«Я таков, как обо мне думает Мой раб, и Я рядом с ним, когда он поминает меня. Если он упомянет Меня про себя, то и Я помяну его про себя. А если он помянет Меня в обществе, то и Я помяну его в обществе лучшем, чем его»[3].
Способы совершения зикра
Зикр можно совершать тремя способами:
1. Языком.
2. Сердцем.
3. Тем и другим вместе.
Зикр – самый лучший вид поклонения
Знай, что зикр в целом – это лучший вид поклонения. Если даже в некоторых хадисах сказано, что лучшее поклонение – это что-то иное: намаз и т.д., то это только потому, что в них присутствует зикр и осознание своего нахождения перед Аллахом (хузур).
Существует три доказательства превосходства зикра (над другими видами поклонения):
1. Шариатские тексты, в которых говорится, что зикр — лучшее дело.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
«Сообщить ли вам о самом лучшем из ваших деяний, самом чистом перед Аллахом, быстрее всего повышающем ваши степени, которое лучше для вас, чем встретиться с врагом и обезглавить его?» Сподвижники ответили: «Конечно, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Поминание Аллаха (зикр)»[4].
Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, спросили: «Какое дело лучше всего?» Он ответил: «Поминание Аллаха». Его спросили: «Зикр лучше, чем сражаться на пути Аллаха?» Он ответил:
«Даже если воин будет рубить кафиров мечом, пока его меч не сломается и он не будет весь покрыт кровью – да, поминание Аллаха лучше»[5].
2. Каждый раз, когда Аллах повелевает поминать Его или восхваляет зикр, он ставит условие, чтобы зикр был обильным.
Всевышний говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّـهَ ذِكْرًا كَثِيرًا
«О верующие! Поминайте Аллаха многократно (и часто)!» (Коран 33:41).
Также Аллах говорит:
وَالذَّاكِرِينَ اللَّـهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ
«Многократно (и часто) поминающим Аллаха мужчинам и женщинам (Аллах уготовил прощение и великую награду)» (Коран 33:35).
Всевышний не ставит такого условия для других видов поклонения.
3. У зикра есть особенная черта, которой нет у других видов поклонения: это пребывание в высочайшем обществе и достижение степени близости к Тому, кто – как сказано в хадисе – присутствует и находится рядом
[6].
Поистине, Всевышний Аллах говорит (в хадисе кудси):
«Я нахожусь рядом с тем, кто поминает Меня»[7].
Также Он говорит:
«Я таков, как обо мне думает Мой раб, и Я рядом с ним, когда он поминает меня…»[8]
Степени поминающих Аллаха
С точки зрения результата зикра люди делятся на два вида:
-
Для простых мусульман (аввам) – это получение награды.
-
Для особых (хаввас) – это близость к Аллаху и ощущение Его присутствия.
Как же велик разрыв между этими двумя степенями! Насколько же велика разница между тем, кто получает вознаграждение из-за завесы, и тем, кто приближен и стал одним из избранных любимцев!
Виды зикра
Знай, что видов зикра очень много. Среди них:
-
Тахлиль (слова «ля иляха илляЛлах»
[9] и другие формы);
-
тасбих (слова «субханаЛлах»
[10] и т.п.);
-
такбир (слова «Аллаху акбар»
[11] и др.);
-
хамд (слова «альхамдулиЛлях»
[12] и т.п.);
-
хаукаля (слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях»
[13]);
-
хасбаля (слова «хасбунаЛлах»
[14] и др.);
-
зикр путем перечисления имен Аллаха;
-
салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха;
-
истигфар (слова «астагфируЛлах»
[15] и т.п.)
И другие формы.
Духовные плоды зикра
У каждой формы зикра свои особенности и свои плоды:
1. Итог тахлиля – единобожие (таухид). Я имею в виду особую степень таухида, ибо общим таухидом обладают все верующие
[16].
2. Результат такбира – это возвеличивание и почитание Величайшего.
3. Плоды восхваления Аллаха и упоминания его имен со значением милости и благодеяний, таких как ар-Рахман, ар-Рахим
[17], аль-Карим
[18], аль-Гаффар
[19] и подобных, – плоды эти имеют три степени (макама):
- благодарность (шукр);
- сильная надежда;
- любовь.
Безусловно, ты любишь того, кто одаряет тебя благами.
4. Плоды хаукали и хасбали – упование на Аллаха (таваккуль) и передача Ему всех своих дел и доверие Ему.
5. Плоды зикра путем упоминания имен со значением всезнания и восприятия, например, аль-ʼАлим
[20], ас-Самиʼ
[21], аль-Басыр
[22], аль-Кариб
[23] и подобных – муракаба.
6. Результат чтения салавата Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, – усиление любви к нему и укрепление на пути следования его сунне.
7. Плоды истигфара – приобретение неуклонного следования Шариату (истикама), богобоязненности (таква) и усиление выполнений условий покаяния (тауба) вместе с внутренним отторжением предыдущих грехов.
8. Плоды всех зикров с упоминанием всех имен и атрибутов Всевышнего вбирает в себя один единственный зикр – и это зикр «Аллах…Аллах…». Это – предел и конечная цель
[24].
[1] Выдающийся ученый эпохи табиʼинов (14 – 94 г. по хиджре), жил в Медине, учился у многих сподвижников.
[2] О конкретной форме поклонения, конкретной форме зикра и т.п.
[3] Бухари (7405), Муслим (2672/2).
[6] Разумеется, речь идет о знании Аллаха и Его милости, а не присутствии Его Самого.
[7] Аль-Байхакы «Шуʼаб аль-иман» (670).
[8] В некоторых издания тафсира есть добавление: «Этот хадис передают Бухари и Муслим от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен. А в версии аль-Байхакы есть добавление: «И Я рядом с ним всегда, когда он поминает Меня»».
[9] Нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха.
[10] Аллах пречист от любых недостатков.
[13] Нет ни силы, ни могущества иначе, как от Аллаха.
[14] Достаточно нам Аллаха.
[15] Я прошу прощения у Аллаха.
[16] Об общем и особом таухиде пойдет речь дальше, иншааЛлах, в разделе «Таухид».
[17] Ар-Рахман – Обладатель Милости, Ар-Рахим – Проявляющий Милость.
По другому мнению, ар-Рахман – наделяющий пропитанием все живое в этом мире, ар-Рахим – проявляющий Свою Милость только к верующим в вечной жизни.
Имам ас-Сануси приводит другое толкование, которое большинство ученых по акыде посчитали самым верным: ар-Рахман – наделяющий значительными благами, а ар-Рахим – наделяющий небольшими благами.
И смысл объединения этих имен в Коране и в нашей речи (когда мы говорим: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим») в том, что у Всевышнего следует просить как о значительных вещах, так и о самых незначительных, на что указал имам аль-Байджури в «Тухфат аль-Мюрид» (из книги переводчика «Прекрасные имена Аллаха и их краткое толкование»).
[18] Тот, Кто чист от всего недостойного Его Величия.
Другое толкование: Щедрый, Наделяющий многочисленными благами.
Третье толкование: Проявляющий Доброту, хоть и не обязан. Прощающий то, что творения не выполнили из того, к чему Он их обязал.
Ас-Сануси:
«Это одно из самых многозначных имен Аллаха: оно обозначает и Его высокое положение, и Его господство, и то, что Он помогает попавшим в беду, и Его Величие, и Его Доброту, прощение, Милость, и все виды блага, дарованные Им рабам» (там же).
[19] Тот, Кто скрывает грехи своих рабов (от других рабов).
Ас-Сануси:
«А также Тот, Кто устраняет бедствия обоих миров от раба на основании Своей Милости» (там же).
[20] Знающий в превосходной степени. И Знание — это атрибут (сыфат), которым описана Его Сущность. Ас-Сануси: «Тот, Чье знание в предвечности охватывало все познаваемое» (там же).
[21] Тот, Кто описан Слухом, а Слух — это атрибут, которым описана Его Сущность. Ас-Сануси: «Тот, для Кого раскрывается все существующее — будь то вечное или сотворенное — через атрибут Слух» (там же).
[22] Тот, Кто описан Зрением, и это атрибут, которым описана Его Сущность. Ахмад Заррук: «Кто осознал, что Аллах — Слышащий и Видящий, тот будет ощущать божественное присутствие (муракаба) во всех своих состояниях, в движении и покое, и будет совершать то, что Аллах ему повелел, и воздерживаться от того, что Всевышний запретил» (там же).
[23] Близкий. И смысл имени следующий: Аллах Своим Знанием (ʼильм) близок к творениям, близок к обращающемуся к Нему с мольбой, отвечая на нее (там же).
[24] «Ат-Тасхиль», 1/87 – 89.
Комментарии: 0
Правила форума