ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Основы суфизма в Коране
Цикл завершен
6 урок. Таухид
Таухид бывает трех уровней: 1. Таухид простых мусульман (аввам). Он защищает человека от погибели в ...
6 урок. Таухид
Всевышний Аллах говорит:
وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَّ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ
«Ваш Бог – Бог Единственный. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Всемилостивого, Милующего» (Коран 2:163).
Смысл слов «Единый/Единственный[1]»
Слово «وَاحِدٌ» имеет три значения, все они верны в отношении Аллаха[2]:
-
Отрицание множественности. То есть не существует второго Бога[3].
-
Отрицание соучастия. То есть у Аллаха нет сотоварища[4].
-
Отрицание деления на части[5].
И смысл того, что Аллах – «Единственный» поясняется дальнейшими словами аята: «нет никого, достойного поклонения, кроме Него».
Уровни таухида
Таухид бывает трех уровней:
1. Таухид простых мусульман (аввам). Он защищает человека от погибели в этом мире и от вечного пребывания в Аду в последней жизни. Такой таухид – это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей, нет Ему равных, нет жены и детей, нет никого, подобного Ему, а также нет противника[6].
2. Таухид особых людей (хавасс). Это значит быть убежденным, что все действия творятся только Аллахом, и осознавать это не в результате (изучения рациональных) доказательств, ибо это доступно всем мусульманам без ограничения, но в результате духовного раскрытия (мукашафа). Этот уровень таухида наполняет сердце априорным знанием, которое не нуждается в доказательствах[7]. Плоды такого знания – это преданность Аллаху, упование на Него одного, и отказ полагаться на что-либо из творений. Обладающий этой степенью таухида надеется только на Аллаха, не боится никого кроме Него, ибо он по-настоящему осознает, что все действия совершает один лишь Аллах, а все творения подвластны Ему и управляются Им полностью, и они не обладают самостоятельной силой и влиянием на вещи. Такой человек отбрасывает обычные причины[8] и не имеет хозяев (помимо Аллаха).
3. Третий уровень: не обращать внимание ни на что из существующего, кроме Аллаха, не видеть творений вообще, будто их вовсе не существует. Это состояние суфии называют степенью растворения (макам аль-фана), имея в виду, что человек на этой ступени не видит творений вплоть до того, что сам себе кажется несуществующим, растворившимся, а также не видит таухид – настолько от погружен в видение Аллаха[9].[10]
[1] Арабское слово «вахид» может быть переведено на русский язык, исходя из контекста, одним из этих двух слов. Так, из трех приведенных автором значений слова «вахид» для первых двух подходит слово «Единственный» (единственный в своем роде, нет такого второго), а для третьего – «Единый» (цельный, не состоящий из частей).
[2] Имам Ахмад Заррук пишет:
«Единственный в Своей Сущности, атрибутах и действиях. Единственный в Сущности значит, что Аллах не состоит из частей и не занимает место. Единственный в атрибутах: нет ничего подобного Ему, и Аллах никому и ничему не подобен. Единственный в действиях: нет у Него соучастника и подобного Ему в действиях» (из книги переводчика «Прекрасные имена Аллаха и их краткое толкование»).
[3] Это означает, что «богов» не два, как считают зороастрийцы, и не три, как следует из вероучения христианства, и не много, как верили, скажем, язычники Древней Греции.
[4] Никто наряду с Аллахом не совершает никаких независимых действий. Все действия творений, как непроизвольные (вроде дрожи или биения сердца), так и произвольные (ходьба, остановка, речь и т.д.) – творит один Всевышний Аллах.
[5] Аллах не состоит из частей, не имеет органов – рук, ног, глаз и т.п.
[6] Некоторые течения зороастризма и христианства, например, верят, что в мире идет постоянная борьба «доброго бога» со «злым богом» или Бога с дьяволом – как ни называй, но суть одна: они верят, что у Бога есть противник, который имеет независимую силу для борьбы с Ним. Разумеется, это языческое убеждение, не имеющее ничего общего с подлинным единобожием.
[7] Знание делится на то, которым обладаем мы все без исключения (оно называется «априорным», то есть универсальным, не зависящим от индивидуального опыта человека), и на то, которое мы приобрели в течении жизни. Первый вид – знание «априори» – общий для всех разумных людей, например, это знание о том, что небо находится сверху, а земля снизу, что половина меньше целого и т.п. Эти истины невозможно забыть, и в них не может быть никакого сомнения. Приобретенное знание отличается от априорного тем, что оно более индивидуально, основано на опыте субъекта познания. Люди отличаются друг от друга в отношении объемов и качества приобретенного знания. Однако сами методы познания общие для всех разумных людей.
[8] Обычные причины (от слова «обычай») – это явления, которые по установленной Аллахом сугубо внешней взаимосвязи, сопутствуют другим явлениям. Например, огонь является обычной причиной для сгорания дерева, а пища – для насыщения. На самом деле обычные причины не влияют на результат, а действие (сгорание, насыщение) творит непосредственно Всевышний Аллах. Подробнее см. https://azan.kz/durus/view/chast-8-shirk-materialistov-poklonenie-ne-radi-Allaha-1304#lesson1304
[9] Речь здесь, разумеется, идет о духовном видении. В реальности Самого Аллаха верующие, согласно убеждениям суннитов, смогут увидеть только в последней жизни.
[10] «Ат-Тасхиль», 1/91.
Комментарии: 1
Правила форума