Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 8: Ширк материалистов. Поклонение не ради Аллаха
Часть 8: Ширк материалистов. Поклонение не ради Аллаха
«Ширк аль-асбаб»: это убеждение, что обычные причины имеют влияние (на вещи), подобно ширку философо...
6 572
1
7 марта, 16

Часть 8: Ширк материалистов. Поклонение не ради Аллаха

6 572
1
7 марта, 16

«Ширк аль-асбаб»: это убеждение, что обычные причины имеют влияние (на вещи), подобно ширку философов, материалистов и тех, кто за ними в этом последовал[1].

 
Этот вид ширка — убежденность в независимом влиянии обычных (от слова «обычай») причин на вещи. Примеры этому: считать, что огонь сам сжигает дерево, а еда сама насыщает. Однако этот вид ширка, как и следующий, отличается от четырех предыдущих, по классификации имама, да помилует его Аллах, тем, что не является куфром, как об этом подробно будет сказано дальше.
 
Причина этого вида ширка — слепота и обман тем, что очевидна для пяти чувств связь одного события с другим. И эта связь есть всегда при наличии причины, и отсутствует при ее отсутствии, как это пожелал Всевышний Аллах.
 
Господь пожелал установить эту — сугубо внешнюю, обычную — связь между одним творением и другим, и не нарушает ее, за исключением редчайших случаев, которые принято называть чудесами: му'джизат пророков, мир им всем, и карамат любимых рабов Аллаха — аулия.
 
При наличии обычной причины, скажем огня, и отсутствии помехи (например, воды) происходит сгорание дерева, а при отсутствии причины или наличии помехи не происходит.
 
Например, варка пищи при помещении ее на огонь, прикрытие аурата при надевании одежды и другие примеры, которых не счесть.
 
И ослепленный наблюдатель начинает думать, что обычная причина оказывает (самостоятельное) влияние на то, с чем она связана, а не Аллах, Свят Он и Велик, творит это действие.
 
Это подобно самообману слабоумного и слепого бедняка, который по своему обычаю приходит к двери царя, и каждый раз у этой двери ему в руки дают что-то из еды, питья, одежды или чего-то другого, в чем он нуждается. И этот бедняк — по причине слабоумия и слепоты, не видя того, кто кладет ему подаяние — не сомневается, что это дверь дает ему то, в чем нуждается, по природе или по вложенной в нее Аллахом силе. И его сердце наполняется любовью к этой двери, а язык непрестанно возносит ей хвалу, и он распевает посвященные ей касыды, совершенно забывая, что на самом деле один только царь, по своей милости, наделяет его необходимыми вещами. Поэтому для царя в сердце бедняка места не осталось.
 
К этому же виду ширка относятся убеждения кадаритов, что сотворенная Аллахом в живых существах сила непосредственно творит те действия, с которыми связана. И абсурдность их убеждений была объяснена ранее.
 
Аль-Кадарийя — одна из самых ранних исламских сект, появившаяся еще в эпоху сподвижников. Основоположником ее считают Ма'бада ибн Халида аль-Джухани, за которым последовал Гейлян ад-Димашки (ум. после 105 г. по хиджре). Убеждения кадаритов, в частности, те, о которых говорит имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, затем переняли му'тазилиты, которых по этой причине часто называют «кадаритами».
 
В предыдущей главе книги «Шарх аль-Мукаддимат» имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, пишет:
 
«Согласно убеждениям кадаритов, произвольные действия совершаются исключительно на основе сотворенной силы, прямо или косвенно… Кадариты считали, что произвольные действия — то есть те, которые человек совершает осознанно — творятся самим живым существом на основе силы, которую Всевышний Аллах создает в нем, а не Господом. А Аллах создает только то, на что творение само не способно — цвет, вкус, запах, дрожь и тому подобное».
 
И это уточнение — что Аллах создает в творении эту силу — не позволяет считать кадаритов (и му'тазилитов) мушриками за эти их убеждения. Они не полностью приравнивали Аллаха к творениям. В их понимании, живое существо творит из созданной Аллахом материи и с помощью созданных Им частей тела и т.д.
 
«Ширк аль-аꞌрад»: это совершение благих дел не ради Аллаха
 
Это совершение того, что повелел Аллах — ваджиба или сунны — и отказ от запретного и нежелательного, не ради выполнения повеления Всевышнего, а с целью получения похвалы от кого-то из Его творений, которое Аллах возвысил чем-либо, либо из желания овладеть имуществом другого, либо чтобы изменить в лучшую сторону мнение о себе. Сюда же относится поклонение исключительно ради получения гурий, дворцов и других благ Рая или только для избавления от мук Ада.
 
Это явление — совершение благих дел напоказ, не ради Аллаха — называют «рия» и «малым ширком». Как мы сказали, он, как и предыдущий вид, не будет являться куфром, о чем пойдет речь дальше.
 
Люди совершают этот вид ширка, забывая о Единственности (таухид) Господа, поэтому им начинает казаться, что, совершая дела с вышеуказанными целями, они могут получить пользу или устранение вреда от кого-то, помимо Аллаха. Им кажется, что творения могут принести им пользу или устранить вред, из-за этого они начинают поклоняться Аллаху ради этих творений. Им кажется, что поклонение поможет им получить какие-то блага или избегнуть зла в земной или вечной жизни, что Аллах сделал эти творения причиной для этого.
 
Если бы в их сознании (в момент поклонения) присутствовала мысль, что один лишь Всевышний Аллах творит абсолютно все без посредника, и никто, кроме Него, не имеет никакого влияния на вещи, они поклонялись бы Ему из одного только желания выполнить Его повеление. Можно стремиться, при этом, к награде, обещанной Господом за это поклонение, помня, что она будет дана Аллахом исключительно по Его милости, а не по обязательству или заслугам раба.
 
Под «делами» здесь подразумевается то, что требуется Шариатом, поскольку «рия» в них запретно.
 
И лишь от Аллаха тауфик.
 

[1] Текст матна «Мукаддимат» выделен в тексте полужирным шрифтом, комментарий автора дан обычным шрифтом, а примечания переводчика — курсивом.

АВТОР ЦИКЛА
Многобожие (ширк) и его виды
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 1

Правила форума
Al  Almaty
Al Almaty
0
<p>Сюда же относится поклонение исключительно ради получения гурий, дворцов и других благ Рая или только для избавления от мук Ада.</p><p><br><br>Прошу прощения.</p><p>Я не совсем уверен, что значат слова "для избавления от мук Ада". То есть запрещено совершать повеления Аллаха для избежания мучений в жизни вечной.</p><p>Следовательно слова "ради Аллаха" значат, что нужно поклоняться исключительно потому что так повелел Аллах, свят Он и Велик. Не размышляя о том, что будет уготовано после смерти?</p><p>Ещё раз извиняюсь за грубый вопрос.</p>
26 января, 18
Список уроков