Часть 11: Разногласия в такфире неявно приписывающих Аллаху недостатки (часть 3)
Таков был путь ученых первых поколений, тех, кто жил во времена сподвижников и после них во времена таби'инов. Они именно так относились к кадаритам, хариджитам и му'тазилитам: не отказывались хоронить их на мусульманском кладбище, не лишали их права на наследство. Однако они прекращали с ними общение, спорили с ними, били их и сражались с ними по мере сил в воспитательных целях. Ведь эти люди — фасики, еретики, заблудшие, совершающие большие грехи, по мнению суннитских мухаккыков, тех из них, кто не считал их кафирами, в отличие от тех, кто считал иначе». Конец цитаты.
В общем же, люди истины едины в том, что правильное в мнение в рациональных науках всегда одно. И те, кто придерживается иного мнения, грешники и еретики. Однако дальше (сунниты) высказали разные мнения относительно того, кафиры они или нет, как было рассмотрено выше.
Аль-'Анбари заблуждался, считая, что каждый муджтахид в вопросах вероучения прав, пока его слова можно хоть как-то истолковать. В этом вопросе он противоречит иджма мусульман.
Шейх Убайдуллах ибн аль-Хасан аль-'Анбари аль-Басри (ум. в 186-м г. по хиджре), судья Басры, был ученым и достойным доверия передатчиком, однако при этом придерживался ошибочных воззрений о допустимости таклида в акыде. Согласно ему, каждый муджтахид в акыде прав. Но не в смысле того, что слова каждого из них соответствуют действительности, поскольку не могут быть одинаково правы в этом отношении тот, кто исповедует идею вечности мира, и тот, кто убежден, что мир сотворен.
Дауд ибн Али аз-Захири аль-Багдади (ум. в 270-м г. по хиджре) — основатель захиритского мазхаба фикха.
Ученые передают, что они считали так про каждого, кто приложил усилия для поиска истины, будь то мусульманин, или нет.
Как мы сказали выше, это утверждение вряд ли соответствует действительности. При всех своих заблуждениях, эти люди были учеными, имамами. Маловероятно, чтобы они могли оправдывать убеждения иудеев или христиан.
Аль-Джахиз — это Абу Усман Умар аль-Кинани аль-Лейси аль-Басри (ум. в 255-м г. по хиджре), известный имам муꞌтазилитов.
Сумама ан-Намири также был имамом муꞌтазилитов.
Имам Шихабуддин аль-Хафаджи пишет: «Это мнение ошибочно. Эти люди (христиане, иудеи и пр.) однозначно являются мукалляфами, особенно те из них, кто живет среди мусульман. Но и в целом они все способны думать, размышлять, делать выводы из наблюдения за окружающим миром — на небесах и на земле. Также до них дошла весть о том, что Всевышний Аллах отправлял к людям посланников, об их чудесах (му'джизат). Какие же при всем этом у них могут быть оправдания?!»
«К чему-то подобному склонялся и аль-Газали в книге «ат-Тафрика». Однако считающие так — кафиры, согласно иджма, поскольку тот, кто не выносит такфир кому-либо из христиан, иудеев и всех, кто не является мусульманином, а также воздерживается от их такфира или сомневается в нем — кафир.
Я скажу: я думаю, что аль-Газали, да помилует его Аллах, пишет в «ат-Тафрика» об оправдании для тех женщин, глупцов и им подобных, кто живет вдали от мусульман, до кого в принципе не дошел призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или дошел, но в искаженном виде. Однако имам аль-Газали согласен с мнением о куфре тех, кто живет поблизости от мусульман, до кого дошел призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в неискаженном виде, или тех, кто был способен узнать истину от мусульман. Для этих людей не будет оправдания в Судный день. Поэтому имам аль-Газали, да будет Всевышний им доволен, непричастен к убеждениям тех еретиков, которые противоречат иджма людей истины. И Всевышний Аллах знает лучше.
1. Те, кто вообще не слышал имени Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Они будут оправданы.
2. Те, кто слышал его имя, слышали о его достоинствах и явленных им чудесах (муꞌджизат), при этом они живут близко от исламских стран и общаются с мусульманами. Они кафиры и безбожники.
3. Третий вид, промежуточный между первым и вторым. Они слышали имя Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, при этом не слышали о его достоинствах и качествах. Им с детства внушали, что был такой лжец и обманщик по имени Мухаммад, который претендовал на пророчество. Ведь мы рассказываем нашим детям, что был некий лжец аль-Мукаффа', без оснований объявивший себя пророком. И таких людей, по моему мнению, ожидает участь людей первого вида (они будут прощены), поскольку первые не слышали даже имени Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а последние слышали о нем неправду. И то, и другое не может побудить человека к изучению (Ислама) глубже».
[1] Комментарий имама ас-Сануси дан обычным шрифтом, а примечания переводчика — курсивом.
Комментарии: 0
Правила форума