Циклы Авторы Сортировка

Часть 12: Хукм поклонения не ради Аллаха и «ширк аль-асбаб» (окончание цикла)

4 853
1
4 апреля, 16

И хукм шестого вида – грех[1].

 

Шестой вид – это «ширк аль-аꞌрад», а это совершение какого-либо благого дела с намерением на получение мирских благ. Это называется «рия», и это запретно. При этом не имеет значения, ожидает человек этих благ от людей или от Господа. Исключением будет поиск мирских благ, необходимых для поклонения Всевышнему, в этом случае это не будет рия. Поэтому о некоторых видах поклонения сказано, что они увеличивают удел человека. Но эти хадисы можно истолковать и как укрепление в сердце человека похвальных качеств, таких как довольство тем, чем его наделил Аллах (канаꞌа), аскетизм (зухд), обращение за помощью только к Аллаху, а не к творениям. Это и есть истинное богатство и увеличение удела.
 
А в вопросе хукма пятого есть детализация.
 
Пятый вид ширка – это «ширк аль-асбаб». Это убеждение во влиянии обычных причин на связанные с ними вещи. Без сомнения, убеждения людей относительно обычных причин можно разделить на четыре вида:
 
1. Убеждение в вечности материи и в независимости влияния вещей на другие по их природе без участия Всевышнего Аллаха.  Это позиция многих философов и материалистов. Ибн Дихак и другие передали иджма о куфре исповедующих такое.
 
2. Убеждение в сотворенности материи и влиянии обычных причин на связанные с ними вещи, но не по природе, а потому что Всевышний Аллах вложил в них силу влиять. А если Аллах забрал бы у них эту силу, они бы перестали влиять на вещи. Исповедующие эти вещи – грешники, сторонники вредных новшеств и еретики. И в отношении их куфра есть расхождение, о котором мы подробно говорили выше.
 
3. Убеждение в сотворенности обычных причин и отсутствии их влияния на связанные с ними вещи, ни по природе, ни как следствие вложенной в них Аллахом силы. При этом люди считают, что есть неразрывная связь между причинами и их следствиями, которая не может быть нарушена. Такое убеждение приводит людей к куфру, поскольку они начинают отрицать чудеса (муꞌджизат) пророков, мир им и благословение Всевышнего, отрицать сообщения о жизни после смерти, жизни в могиле и других аспектах вечной жизни. Все эти вещи нарушают привычный порядок вещей и не соответствуют связи обычных причин с их следствиями. Из-за веры в нерушимость обычных причин люди эпохи джахилии отрицали воскрешение. Они говорили:
 
أَئِذَا كُنَّا عِظَامًا وَرُفَاتًا أَإِنَّا لَمَبْعُوثُونَ خَلْقًا جَدِيدًا

Смысл: «Неужели после того, как от нас останутся кости и частички, мы будем воскрешены в новом творении?» (сура «аль-Исра», аят 49).
 
4. Убеждение людей о сотворенности обычных причин и отсутствии их влияния на связанные с ними вещи, ни по природе, ни как следствие вложенной в них Аллахом силы. Они верят, что Всевышний Аллах сделал эти причины указаниями и признаками того, чего Он пожелал из сотворенных вещей, без рациональной связи их с их следствиями. Поэтому они не отрицают возможность нарушения Аллахом связи обычных вещей с их следствиями тогда, когда Всевышний этого пожелает. Эти убеждения – истина. Верящие в это – настоящие верующие сунниты. И мы уже объяснили что такое «хукм аль-ꞌади», согласно его суннитской трактовке.
 
В первой «мукаддиме», где речь идет о видах хукмов, имам ас-Сануси, дает такое определение «хукму аль-ꞌади» (суждению на основании обычной связи вещей в природе):
 
«Хукм аль-ꞌади – это связь двух вещей друг с другом в плане наличия или отсутствия, установленная на основе повторения (этой связи в окружающем мире), которая может нарушаться, при том, что эти вещи не оказывают никакого влияния друг на друга в действительности».
 
Как имам сказал выше, это связь внешняя, где обычная причина играет роль указания на следствия, без действительного влияния на него. Так, например, еда является обычной причиной для насыщения, при этом их связь – сугубо внешняя, установленная нашим наблюдением. В действительности насыщение творит Всевышний Аллах без какого-либо влияния еды на него.
 
Хукм аль-ꞌади, согласно имаму, бывает четырех видов:
 
1.Связь наличия причины с наличием следствия. Например, связь наличия еды с насыщением.

2. Связь отсутствия условия с отсутствием следствия. Это, скажем, связь отсутствия еды с отсутствием насыщения.

3. Связь наличия препятствия с отсутствием другого. Например, связь голода с отсутствием еды.

4. Связь отсутствия одного с наличием другого, как связь отсутствия голода с наличием еды.
 

На этом заканчивается «мукаддима» имама ас-Сануси, да помилует его Всевышний Аллах, о ширке и его видах. Мы просим у Аллаха принять наш труд и сделать его полезным для нас и наших читателей. Амин!

 

[1] Текст матна «Мукаддимат» выделен в тексте полужирным шрифтом, комментарий автора дан обычным шрифтом, а примечания переводчика – курсивом.

АВТОР ЦИКЛА
Многобожие (ширк) и его виды
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 1

Правила форума
Avatar
Al Almaty
0
<p>То есть оставлять привычные "причинно-следственные" связи не обязательно? То есть нет нужды оставлять ручки, надеясь на Аллаха что письмо само проявится на бумаге.</p><p>Но я должен быть полностью уверен что абсолютно всё происходит исключительно по Воле Всевышнего. </p><p>Не будет ли неверием полагаться на привычные внешние "причинно-следственные" связи?</p><p>То есть само собой что чтобы взять еду мне нужно будет протянуть руку, чтобы включить компьютер надо нажать на кнопку, чтобы расстелить коврик нужно опуститься вниз и т.д. </p><p>Это же не будет куфром?</p>
16 апреля, 18
Список уроков