Циклы Авторы Сортировка

Часть 6: Ширк ранней джахилии (часть 2)

3 804
29 февраля, 16

Из всего вышеизложенного следует, что разум человека не способен постичь смысл и принципы решений Закона Всевышнего, потому что нет и не может быть подобного Ему. Разум может понять только обещание награды и наказания, суть того, что дозволено и запрещено, способ совершения и время совершения этого, переданные Господом через Своих посланников, которых Он наделил доказательствами правдивости всего, что они передавали от Него, защитил по Своей милости их убеждения, слова и поступки от всего того, что запретил, будь то харам или макрух.

 

Имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, рассказывая о ширке джахилии, дает широкую историческую перспективу: язычников, своим умом, омраченным наущениями шайтана, пришедшим к поклонению идолам, противопоставляя единобожникам, осознающим неспособность своего разума самостоятельно понять то, что хочет от них Господь, и потому следующих за пророками, которых Аллах сделал проводниками людей к Его довольству, даровав им чудеса (муꞌджизат) как доказательство истинности их пророчества, и защитив их от всего порицаемого.
 
Посланников Всевышнего Аллаха было много, и все они – от Адама, мир ему, и до Печати пророков и Господина посланников Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха – были едины в том, что Всевышний Господь призвал Своих рабов к Единобожию и запретил язычество (ширк) в форме обожествления кого-либо и поклонения ему (не Аллаху или наряду с Аллахом). И все пророки передали от Господа, что тот, кто совершал этот грех – то есть обожествлял что-то или поклонялся чему-то, а не Аллаху – и умер в таком состоянии, будет лишен всех милостей вечной жизни и подвергнут мучительному наказанию, которому не будет конца.
 
Если мы рассмотрим убеждения тех, кто впал в ширк из-за поиска пути приближения к Аллаху, то увидим, что они считали, что не совершали ширк, а только хотели приблизиться к Царю через тех, кто имеет перед Ним высокую степень.
 
Да, Шариат разрешил тавассуль и ташаффуꞌ – то есть обращаться к Всевышнему и искать заступничества и Его милости через Его пророков, посланников, ангелов и аулия, особенно через лучшего из людей, нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветсвует.
 
Однако это не то же самое, что поклоняться наряду с Царем его избранным рабам, возводя их в степень царей наряду с Ним, обращаясь с ними как с царями, служа им как царям. Земные цари казнят тех, кто так поступает, вместе с объектом почитания, если известно, что он был таким почитанием доволен. Ведь слабоумие тех, кто так поступает, очевидно.
 
Как пояснили ученые, разница между обращением мушриков джахилии к своим идолам и обращением мусульман к Аллаху через пророков и авлия заключается в том, что первые исповедовали независимость влияния идолов на вещи, тем самым нарушая принцип единобожия в действиях.
 
Мусульмане же убеждены, что ни одно творение не имеет силы на совершение действий и все творит только Аллах. Поэтому наше дуа с упоминанием Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, есть обращение к Аллаху с тем, чтобы Он выполнил нашу просьбу ради лучшего Своего творения, с убеждением, что могущество на совершение всех действий есть только у одного Аллаха.
 
Шейх Абдуллах аль-Гумари, да помилует его Аллах, пишет[1]: «Многобожники поклонялись своим божкам, считая, что те способны приблизить их к Аллаху. И об этом факте рассказывает нам Священный Коран. Отсюда признаётся совершение мушриками двух великих грехов:

Они поклоняются своим богам, будучи убежденными, что боги эти вместе с Всевышним Аллахом автономно влияют на вещи объективного мира, а это явный куфр. Поэтому, когда во времена джахилии многобожники исполняли обряд хаджа, они говорили в своей тальбии такие слова:
 
«Вот мы перед Тобой, о Боже! Нет у тебя сотоварища, кроме сотоварища, который для Тебя. Ты полностью им владеешь и владеешь тем, чем владеет он». 

Однако известно из науки таухида, что в плане сотворения нет никакого действия, кроме действия Аллаха. Отсюда, всякий, кто утверждает в отношении чего-либо, кроме Аллаха, независимое от Него действие (которое является сотворением), является кяфиром, даже если он, несмотря на это, считает себя верующим».
 
Мы просим у Аллаха степенью Его пророка и наилучшего творения, нашего господина Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, защиты до конца нашей жизни от сомнений, ширка, лицемерия и дурного нрава!

 

 

[1] «Ад-Дурру-с-самин мухатасару-р-раддиль мухкамиль матин», с. 10. Цитируется по: http://darulfikr.ru/story/akyda/jahiliya_shirk_essence.

АВТОР ЦИКЛА
Многобожие (ширк) и его виды
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков