Сура «Аль-Байина»
ПЕРЕВОД:
Им было приказано лишь поклоняться Аллаху — искренне лишь Ему одному, будучи верующими, а также (полноценно) совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть правильная религия.
ТАФСИР (Толкование):
В Таурате и Инджиле до их искажения было написано то же, что и в Досточтимом Коране. Суть их была одна — Единобожие, поклонение одному Аллаху, правильные убеждения, молитва и выплата части имущества в пользу нуждающихся. Это основа, квинтэссенция правильной религии.
Имам Ибн Джузай аль-Кальби пишет:
«В этом аяте под «искренностью» (ихляс) следует понимать либо Единобожие и отказ от язычества (ширка), либо отказ от совершения благодеяний напоказ (рия), ибо ихляс обязателен как в Единобожии, так и в поступках».
Противоположность ихляса в таухиде — это явный ширк, а противоположность ихляса в поступках — скрытый ширк, то есть рия.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Совершение благих дел напоказ (рия) — это малый ширк»[1].
Также он передал слова Господа:
«Я больше кого бы то ни было не нуждаюсь в сотоварищах. Если кто-то совершит какое-то дело, придав Мне в нем сотоварища, я откажусь от этого человека и его сотоварища»[2].
Виды поступков и искренность в них
Знай, что все поступки делятся на три вида:
1. Те, которые приказано совершать[3].
2. Те, которые запрещено совершать[4].
3. Те, которые можно совершать или не совершать[5].
Искренность в действиях, которые Аллах приказал совершать, — это чистота намерения, то есть совершение действия только ради довольства Всевышнего Аллаха без примеси чего-либо другого в намерении. Если намерение таково, то дело будет искренним и Аллах примет его.
Но если действие совершено с намерением не ради довольства Аллаха, а, например, ради мирской выгоды, похвалы окружающих и тому подобное, то действие будет совершенным напоказ (рия) и Аллах отвергнет его.
А если намерение будет смешанным[6], то в этом вопросе есть детализация, расхождения (среди ученых) и разные точки зрения.
Что касается запрещенных действий, то отказа от них без намерения[7] будет достаточно для выполнения обязательства[8], однако человек не получит награду за свой отказ. Если же верующий откажется от совершения чего-то запретного с намерением обрести через это довольство Всевышнего Аллаха, тогда он выполнит обязательство и получит награду.
Что касается допустимых действий[9], как, например, еда, сон, половой акт и т. п., то за совершение их без намерения награды не будет. Однако если человек совершит что-то из них с намерением обрести довольство Всевышнего, то в этом случае за такое действие положена награда. Любое допустимое действие (мубах) можно превратить в поклонение, если иметь при совершении этого действия намерение снискать довольство Аллаха. Например, есть с намерением получить силу для поклонения или совершать половой акт с намерением защитить себя от запретного[10]»[11].
[1] Хаким (№7937).
[2] Муслим (№2985).
[3] Сюда относятся обязательные действия (фард и ваджиб), желательные (сунна и мустахабб).
[4] К ним относятся действия, хукм которых — харам и макрух тахриман.
[5] То есть мубах.
[6] То есть к намерению совершить некое дело ради Аллаха будет примешано намерение получить от этого дела финансовую выгоду, например.
[7] Без намерения отказаться от запретного ради Аллаха.
[8] Отказ от харама по Шариату обязателен.
[9] Мубах — то, за совершение чего нет ни награды, ни наказания, как и за отказ от этого.
[10] От прелюбодения, мастурбации, взглядов на запретное и т. п.
[11] Ибн Джузай (Дар ад-Дыя), 4/1740-1741.
5
- Мединская сура
- 8 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 100
В ней 8 аятов.
Мединская сура
Также известна под названием «Лям якун» (по начальным словам первого аята).
Комментарии: 0
Правила форума