Сура «Аль-Байина»
Сура «Аль-Байина» («Ясное доказательство») — мединская сура. Также известна под названием «Лям якун» (по начальным словам первого аята). В ней 8 аятов.
ПЕРЕВОД:
Неверующие из людей Писания и язычников не освободились (от неверия), пока к ним не пришло ясное доказательство.
ТАФСИР (Толкование):
1
ПЕРЕВОД:
(Это доказательство —) Посланник от Аллаха, который читает очищенные (от лжи и искажений) страницы.
ТАФСИР (Толкование):
Общеизвестно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) не умел ни читать, ни писать. Поэтому он читал аяты Досточтимого Корана по памяти, а не с листа[1].
[1] Куртуби, 22/409.
2
ПЕРЕВОД:
На них (этих страницах) — (содержание) правдивых (священных) Книг.
ТАФСИР (Толкование):
Досточтимый Коран вобрал в себя все смыслы предыдущих небесных Писаний[1].
[1] Сафват ат-тафасир, 3/587.
3
ПЕРЕВОД:
Те, кому была дана Книга, разделились (на группы) лишь после того, как к ним пришло ясное доказательство.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах говорит здесь именно о людях Писания (иудеях и христианах), потому что они обладали знанием в отличие от язычников, которые не знали ничего о порядке ниспослания Откровения, пророках и т. д. После прихода Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) они разделились: одни последовали за ним и приняли Коран, другие отвергли[1].
[1] Куртуби, 22/411.
4
ПЕРЕВОД:
Им было приказано лишь поклоняться Аллаху — искренне лишь Ему одному, будучи верующими, а также (полноценно) совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть правильная религия.
ТАФСИР (Толкование):
В Таурате и Инджиле до их искажения было написано то же, что и в Досточтимом Коране. Суть их была одна — Единобожие, поклонение одному Аллаху, правильные убеждения, молитва и выплата части имущества в пользу нуждающихся. Это основа, квинтэссенция правильной религии.
Имам Ибн Джузай аль-Кальби пишет:
«В этом аяте под «искренностью» (ихляс) следует понимать либо Единобожие и отказ от язычества (ширка), либо отказ от совершения благодеяний напоказ (рия), ибо ихляс обязателен как в Единобожии, так и в поступках».
Противоположность ихляса в таухиде — это явный ширк, а противоположность ихляса в поступках — скрытый ширк, то есть рия.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Совершение благих дел напоказ (рия) — это малый ширк»[1].
Также он передал слова Господа:
«Я больше кого бы то ни было не нуждаюсь в сотоварищах. Если кто-то совершит какое-то дело, придав Мне в нем сотоварища, я откажусь от этого человека и его сотоварища»[2].
Виды поступков и искренность в них
Знай, что все поступки делятся на три вида:
1. Те, которые приказано совершать[3].
2. Те, которые запрещено совершать[4].
3. Те, которые можно совершать или не совершать[5].
Искренность в действиях, которые Аллах приказал совершать, — это чистота намерения, то есть совершение действия только ради довольства Всевышнего Аллаха без примеси чего-либо другого в намерении. Если намерение таково, то дело будет искренним и Аллах примет его.
Но если действие совершено с намерением не ради довольства Аллаха, а, например, ради мирской выгоды, похвалы окружающих и тому подобное, то действие будет совершенным напоказ (рия) и Аллах отвергнет его.
А если намерение будет смешанным[6], то в этом вопросе есть детализация, расхождения (среди ученых) и разные точки зрения.
Что касается запрещенных действий, то отказа от них без намерения[7] будет достаточно для выполнения обязательства[8], однако человек не получит награду за свой отказ. Если же верующий откажется от совершения чего-то запретного с намерением обрести через это довольство Всевышнего Аллаха, тогда он выполнит обязательство и получит награду.
Что касается допустимых действий[9], как, например, еда, сон, половой акт и т. п., то за совершение их без намерения награды не будет. Однако если человек совершит что-то из них с намерением обрести довольство Всевышнего, то в этом случае за такое действие положена награда. Любое допустимое действие (мубах) можно превратить в поклонение, если иметь при совершении этого действия намерение снискать довольство Аллаха. Например, есть с намерением получить силу для поклонения или совершать половой акт с намерением защитить себя от запретного[10]»[11].
[1] Хаким (№7937).
[2] Муслим (№2985).
[3] Сюда относятся обязательные действия (фард и ваджиб), желательные (сунна и мустахабб).
[4] К ним относятся действия, хукм которых — харам и макрух тахриман.
[5] То есть мубах.
[6] То есть к намерению совершить некое дело ради Аллаха будет примешано намерение получить от этого дела финансовую выгоду, например.
[7] Без намерения отказаться от запретного ради Аллаха.
[8] Отказ от харама по Шариату обязателен.
[9] Мубах — то, за совершение чего нет ни награды, ни наказания, как и за отказ от этого.
[10] От прелюбодения, мастурбации, взглядов на запретное и т. п.
[11] Ибн Джузай (Дар ад-Дыя), 4/1740-1741.
5
ПЕРЕВОД:
Поистине, неверующие из людей Писания и язычников — в огне Ада. Они пребудут там вечно. Они — худшие из творений.
ТАФСИР (Толкование):
6
ПЕРЕВОД:
Поистине, верующие, совершавшие праведные поступки — лучшие из творений.
ТАФСИР (Толкование):
7
ПЕРЕВОД:
Их награда у их Господа — сады Рая, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это (прекрасная награда) — тем, кто боялся своего Господа (боялся Его наказания, поэтому избегал грехов).
ТАФСИР (Толкование):
По Милости Всевышнего Аллаха толкование суры «Аль-Байина» завершено. Хвала Аллаху, Господу миров!
8
- Мединская сура
- 8 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 100
В ней 8 аятов.
Мединская сура
Также известна под названием «Лям якун» (по начальным словам первого аята).
Комментарии: 0
Правила форума