Циклы Авторы Сортировка

Часть 1. Решение Шариата об аннулировании брака женщины неисламским судьей

3 656
2 марта, 16
Муфтий Мухаммад Таки аль-Усмани: Аннулирование брака (фасх ан-никах) мусульманок исламскими центрами в немусульманских странах[1]
 
Предисловие переводчика
 
Мы предлагаем вниманию аудитории исламского портала Azan.kz перевод исследования выдающегося современного ученого муфтия шейха Мухаммада Таки Усмани, да сохранит его Аллах, посвященного важному вопросу: каким образом при отсутствии в немусульманских странах кадиев (шариатских судей) мусульманка может совершить «фасх ан-никах» (аннулировать брак), что бывает порой необходимо в определенных ситуациях.
 
Фасх ан-никах – это процедура расторжения брака по желанию женщины в случае, когда муж каким-либо образом нарушает права жены, при этом не давая ей развод. В этом случае в классическом мусульманском праве предусмотрено обращение женщины к шариатскому судье, который, рассмотрев дело, может аннулировать ее брак.
 
Ситуации, в которых мусульманка нуждается в аннулировании брака, безусловно, возникают в наши дни. Как пишет автор: «среди причин, например, такие: муж пропал без вести, страдает импотенцией, сошел с ума, отказывается содержать жену или причиняет ей вред, который она не может вынести». Однако в немусульманских странах нет шариатских судей. Как быть в этом случае женщине, которой необходим фасх ан-никах? К кому ей обратиться? Кто имеет, согласно Шариату, право аннулировать ее брак в немусульманской стране? На все эти вопросы муфтий дает ответ в предлагаемой вашему вниманию работе.
 
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
 
Введение
 
Хвала Всемилостивому Аллаху!
 
Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, благородному посланнику, а также его семье, всем сподвижникам и всем, кто искренне последовал за ними до Судного дня.
 
А затем. В наше время немало женщин-мусульманок проживает в немусульманских странах, где нет шариатских судей, в то время как мусульмане часто нуждаются в их решениях для разрешения различных конфликтных ситуаций. Особенно женщины, которым бывает порой необходимо аннулировать (фасх) никах со своими мужьями по тем или иным шариатским причинам.
 
В адрес генерального секретариата отделения фикха Лиги исламского мира в Благородной Мекке поступил вопрос об этом от одного исламского центра из немусульманской страны.
 
Вопрос звучал так: разрешено ли мусульманке обращаться в неисламские суды для аннулирования (фасх) брака со своим мужем? Может ли исламский центр выполнять функцию шариатского судьи и аннулировать ее брак по шариатской причине?
 
Генеральный секретариат отделения поручил мне подготовить материал по данному вопросу для обсуждения на следующем собрании. Дальнейший текст является моим ответом на их просьбу. И лишь от Аллаха тауфик.
 
1. Решение Шариата об аннулировании брака женщины неисламским судьей
 
Что касается этого вопроса, то светский судья не может аннулировать (фасх) брак мусульманки. Основание для этого – слова Всевышнего:
 
وَلَن يّجْعَلَ ٱللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى ٱلْمُؤْمِنِينَ سَبِيلاً

Смысл: «И Аллах никогда не даст победы неверующим над верующими» (сура «ан-Ниса», аят 141).
 
А также на основании Его слов:
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاءَ مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ
أَتُرِيدُونَ أَن تَجْعَلُوا لِلَّـهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَانًا مُّبِينًا

Смысл: «О те, которые уверовали! Не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?» (сура «ан-Ниса», аят 144).
 
Имам Абу Бакр аль-Джассас, да помилует его Аллах, так прокомментировал этот аят:
 
«Из этого аята следует запрет прибегать к помощи неверующих, полагаться на них и доверять им. Это указывает на то, что кафир не должен никаким образом распоряжаться делами мусульман»[2].

И все факихи едины в отношении того, что немусульманин не может быть (шариатским) судьей, и его решение не имеет силы для мусульман.
 
Ибн Рушд, да помилует его Аллах, пишет:
 
«Для назначения кадия (шариатского судьи) есть ряд условий, общих для него и для опекуна. Кадий должен быть совершеннолетним разумным свободным мужчиной, и он должен быть единственным. И кадием – как и опекуном – не может быть тот, в ком нет одного из этих шести условий»[3].
 
В «аль-Маджмуꞌ, шарх аль-Мухаззаб» говорится:
 
«Кадий не может быть кафиром, явным грешником, рабом или несовершеннолетним»[4].
 
Аш-Ширвани, да помилует его Аллах, пишет:
 
«(Условия для кадия) то есть для того, кого можно назначить кадием: (мусульманин) кафир не может им стать. И назначение кафира судьей не делает обязательным исполнение его решения. Следовательно, нет обязательности для мусульман в обращении к нему и исполнении его решение, но они могут исполнить, если (обе стороны) решением довольны»[5].
 
Ибн Куддама, да помилует его Аллах, пишет:
 
«Кадий должен быть разумным, совершеннолетним, свободным благочестивым мусульманином и т.д.»[6]
 
В «аль-Фатава аль-Хиндийя» сказано:
 
«Кадием может быть только тот, в ком присутствуют условия, предъявляемые к свидетелю, как сказано в «аль-Хидая»: Ислам, таклиф, свобода и т.д.»[7]
 
Ибн Абидин пишет:
 
«В итоге: условия, предъявляемые к свидетелю – Ислам, разум, совершеннолетие – являются также условиями для назначения кадия и затем для действительности его решения»[8].
 

Из этого следует, что мусульманке не разрешено обращаться в светский суд для аннулирования (фасх) брака со своим мужем. А если она обратится, то ее брак не будет расторгнут по Шариату. Да, если она вначале расторгнет брак по Шариату, и не будет другого пути для фактического выполнения аннулирования, кроме как через решение светского суда, то ей разрешено в него обратиться. Но это не будет являться шариатским фасхом, а просто подтверждением его с позиции светских законов.

 

[1] Перевод выполнен по арабскому изданию: муфтий Мухаммад Таки аль-Усмани, «Бухус фи кадая фикхийя муꞌасыра», т. 2, с. 171 – 184, Дар аль-калям, Дамаск, 2011.

 

[2] «Ахкам аль-Куран» аль-Джассаса, т. 2, с. 291 (Лахор).

 

[3] Процитировал аль-Хатаб в «Мавахиб аль-Джалиль», т. 6, с. 87.

 

[4] «Аль-Маджмуꞌ, шарх аль-Мухаззаб» [ан-Навави], т. 20, с. 126.

 

[5] «Хаваши аш-Ширвани ꞌаля Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж» ꞌаллямы аль-Хайтами. Т. 10, с. 106.

 

[6] «Мугни» Ибн Куддамы, т. 11, с. 380.

 

[7] «аль-Фатава аль-Хиндийя», т. 3, с. 307.

 

[8] «Радд аль-мухтар», т. 5, с. 354.

АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Мухаммад Таки аль-Усмани:
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Список уроков