ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Муфтий Мухаммад Таки аль-Усмани: «Фасх ан-никах»
Цикл завершен
Часть 5. Условия для исполнения группой мусульман полномочий кадия в немусул...
Выходом для мусульманок, которые нуждаются в аннулировании никаха в немусульманских странах, будет о...
Часть 5. Условия для исполнения группой мусульман полномочий кадия в немусульманских странах (часть 2)
3. Поведение при возникновении разногласий
Если группа состоит из трех мужчин, имеют ли они право выносить решение большинством голосов?
Я не нашел в книгах маликитских факихов ответа на данный вопрос.
Внешний же смысл выражений в их книгах указывает на то, что решение должно быть принято всеми участниками группы единогласно. Это следует из аналогии между нашим вопросом и упомянутым в книгах вопросом о двух судьях.
В «аль-Мудаввана» сказано:
«Я скажу: если между ними (двумя судьями) возникнет разногласие, и один из них вынесет решение о разводе, а другой нет, то развод не произойдет, поскольку оба они должны сойтись на одном решении»[1].
Аль-Баджи пишет:
«Если двое обратятся к нескольким судьям, которые примут единое решение, то так можно. Об этом пишет Ибн Кинана в «аль-Маджмуꞌа». Из этого следует, что, если оба довольны решением двоих и больше судей, то им не требуется выбирать, решение кого из них исполнять»[2].
Если мы проведем аналогию между вопросом о группе мусульман и вопросом о двух или более судьях, то увидим, что решение группы будет действительно, если оно принято всеми участниками единогласно. А если между ними возникнут разногласия, то решение группы не будет действительно (по Шариату).
Однако если мы посмотрим на практику современного судопроизводства, то увидим, что в случаях, когда дело ведет группа судей, решение принимается ими большинством голосов. Таким образом, очевидна допустимость принятие группой решения путем голосования, поскольку группа мусульман выполняет функции группы судей. Однако эта тема нуждается в дальнейшем изучении современными специалистами по фикху.
4. Полномочия группы мусульман по аннулированию брака (фасх ан-никах)
Исходя из всего сказанного выше, выходом для мусульманок, которые нуждаются в аннулировании никаха в немусульманских странах, будет обратиться к группе, созданной с этой целью учеными или исламскими центрами по месту проживания. И эта группа уполномочена выполнять все установленные Шариатом процедуры, необходимые для аннулирования никаха.
После выполнения всех процедур для установления, что в каждом конкретном случае имеется шариатская причина для аннулирования никаха, брак обратившейся женщины будет аннулирован. Ей либо будет дан развод[3], либо пропавший без вести муж будет объявлен умершим, в соответствии с тем, что детально описано в книгах по фикху. И произошедшее аннулирование будет действительно по Шариату. Женщина получит право снова выйти замуж по окончанию идды.
Но поскольку аннулирование брака, осуществленное группой мусульман, не признается светскими законами немусульманских стран, то женщине разрешено после завершения процедуры фасха обратиться в светский суд по месту жительства для получения развода или аннулировании брака по законам своей страны. Однако развод или аннулирование ее брака светским судом не будет считаться шариатским фасхом. Это нужно лишь для устранения проблем, которые могут возникнуть у нее из-за непризнания светскими законами шариатского аннулирования ее брака с предыдущим мужем.
Тем не менее, если женщина получит решение о разводе от светского суда, то этот развод не будет действительным по Шариату. Если она затем с этим решением суда обратится в исламский центр для того, чтобы получить также и шариатский развод, то центр должен сначала убедиться, что для аннулирования ее брака существует шариатская причина.
Если такой причины не окажется, то исламский центр не имеет права исполнять полномочия кадия в аннулировании брака этой женщины.
Если же шариатская причина – например, ее муж пропал без вести, страдает импотенцией, тяжелым психическим заболеванием, несправедлив к жене, или это любая другая причина из описанных в книгах по фикху – будет установлена, то исламский центр в этом случае обязан принять все необходимые меры для нового рассмотрения дела[4]. И если будет установлено то, что требуется установить для принятия решения о фасхе, то ее брак будет аннулирован. И исламский центр не должен ограничиваться одним только решением светского суда.
И Аллах знает лучше.
[1] «Аль-Мудаввана аль-кубра» имама Малика, т. 2, с. 257.
[2] «Аль-Мунтака» аль-Баджи, т. 5, с. 228.
[3] Согласно ханафитскому мазхабу, это аннулирование будет считаться однократным окончательным разводом (таляк баин). Прим. пер.
[4] Не принимая во внимание то, что указано в материалах дела светского суда при бракоразводном процессе этой женщины. Прим. пер.
Предыдущий урок
Часть 4. Условия для исполнения группой мусульман полномочий кадия в немусульманских странах (часть 1)
Следующий урок
Часть 6. Фетва Дар аль-ифта аль-Махмудийя, о процедуре аннулирования брака в немусульманской стране (окончание цикла)
Комментарии: 0
Правила форума