Циклы Авторы Сортировка

Часть 2. Решение Шариата об аннулировании брака (фасх ан-никах) исламскими центрами (часть 1)

3 983
5 марта, 16

Теперь то, что касается второго вопроса, а именно: разрешено ли исламским центрам в немусульманских странах выполнять роль шариатского судьи при процедуре аннулирования никаха мусульманок с их мужьями по шариатским причинам?
 

Ответ: основа в никахе – то, что управление им находится в руках мужа, и женщине не разрешено разводиться самой или аннулировать брак с мужем в нормальной ситуации. Однако есть случаи, когда ей разрешено обратиться к шариатскому судье, который может аннулировать ее брак с мужем на основе данных ему (Шариатом) полномочий. И эти причины известны, с учетом расхождений факихов в их отношении. Среди них, например, такие: муж пропал без вести, страдает импотенцией, сошел с ума, отказывается содержать жену или причиняет ей вред, который она не может вынести.
 
Однако обязательно, согласно ханафитскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабу, чтобы никах аннулировал шариатский судья. И я не обнаружил в этих мазхабах ни одного ученого, кто бы допускал передачу этих полномочий кому-либо, кроме кадия. В этих мазхабах нет пути для решения проблемы женщин, живущих в немусульманских странах, где нет шариатских судей. И единственный мазхаб из четырех, в котором решается эта проблема – это маликитский мазхаб. В нем допускается, чтобы община (группа) мусульман выполняла функции шариатского судьи в разрешении конфликтов между мусульманами в случаях, когда нет кадия, к которому можно было бы обратиться. И книги маликитов ясно говорят, что этот хукм имеет общий характер, касаясь всех видов судейства.
 
ꞌАлляма ад-Дусуки, да помилует его Аллах, пишет:
 
«Знай, что группа праведных[2] мусульман может выполнять обязанности судьи в этом, а также во всех случаях, при которых невозможно обратиться к кадию или же он не отличается праведностью»[3].
 
Эти слова указывают на то, что группа мусульман может выполнять функции кадия, и не только в немусульманских странах, где в принципе нет шариатских судей, но и в мусульманской стране, где исламский судья есть, однако он не отличается праведностью. Кроме того, из цитаты ясно, что община выполняет функции кадия не в отдельных, а во всех видах судопроизводства, при условии, что обращение к кадию стало невозможным.
 
Поэтому мы видим, что факихи маликитского мазхаба приравнивали решение группы мусульман к решению кадия во многих вопросах.
 
Приведем несколько примеров:
 
Аль-Хаттаб, да помилует его Аллах, пишет:
 
«Жена пропавшего без вести может обратиться к кадию, уголовному судье или к чиновнику, собирающему закят. Если их нет, то к группе мусульман»[4].
 
В «Хашия аль-ꞌАдави» сказано:
 
«(Она должна обратиться к уполномоченному). Под уполномоченным подразумевается кадий, будь это кадий по семейным делам или любой другой. Лучше всего к кадию общины или «аль-вали», а это – уголовный судья, или же к «вали аль-ма», и это чиновник, собирающий закят (...) Все три имеют одинаковую силу. Но к судье (общины) – безопаснее. А если женщина не найдет никого из вышеупомянутых, то ей следует обратиться к группе мусульман»[5].
 
В «аль-Фаваких ад-давани» говорится:
 
«Автор не сказал явно, к кому должна обращаться жена пропавшего без вести. Мы привели мнение Халиля, что это кадий, аль-вали или группа мусульман»[6].
 
Аль-Маввак пишет:
 
«Аль-Кабиси и другие (ученые) из Карауина сказали:
 
«Если женщина живет в местности, где нет (шариатского) правителя, то ей нужно обратиться к богобоязненным соседям, которые знают ее мужа. Они устанавливают срок в четыре года, спустя который она выдерживает идду как вдова, после чего ей разрешено выйти замуж. Ведь действия общины мусульман при отсутствии правителя заменяют его решение»[7].
 
Имам ад-Дардир, да помилует его Аллах, пишет в теме об «аль-иля»[8]:
 

«Суть вопроса: после окончания срока ему приказывают заплатить выкуп. Если он отказывается, то ему приказывают развестись с ней. А если он отказывается, то их разводит судья или группа мусульман»[9].

 

[1] В неисламских странах – центр, как правило, объединяющий в себе мечеть, курсы по преподаванию Ислама, библиотеку и т.д. В наших условиях это – муфтияты, казыяты, мечети, советы алимов и т.п. Прим. пер.

 

[2] Имеется в виду люди, открыто не совершающие больших грехов и не усердствующие в малых. Прим. пер.

 

[3] «Хашия ад-Дусуки ꞌаля аш-Шарх аль-кабир», т. 2, с. 519. Глава о содержании.

 

[4] «Мавахиб аль-Джалиль» аль-Хаттаба, т. 4, с. 155.

 

[5] «Хашия аль-ꞌАдави», т. 2, с. 121.

 

[6] «Аль-Фаваких ад-Давани», т. 2, с. 41.

 

[7] «Ат-Тадж ва аль-иклиль» аль-Маввака, на полях «аль-Хаттаб», т. 4, с. 156.

 

[8] Это клятва мужа не вступать в интимную близость со своей женой. Прим. пер.

 

[9] «Аль-Шарх аль-кабир» ад-Дардира, т. 2, с. 436.

АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Мухаммад Таки аль-Усмани:
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Список уроков