Теперь то, что касается второго вопроса, а именно: разрешено ли исламским центрам в немусульманских странах выполнять роль шариатского судьи при процедуре аннулирования никаха мусульманок с их мужьями по шариатским причинам?
Ответ: основа в никахе – то, что управление им находится в руках мужа, и женщине не разрешено разводиться самой или аннулировать брак с мужем в нормальной ситуации. Однако есть случаи, когда ей разрешено обратиться к шариатскому судье, который может аннулировать ее брак с мужем на основе данных ему (Шариатом) полномочий. И эти причины известны, с учетом расхождений факихов в их отношении. Среди них, например, такие: муж пропал без вести, страдает импотенцией, сошел с ума, отказывается содержать жену или причиняет ей вред, который она не может вынести.
Однако обязательно, согласно ханафитскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабу, чтобы никах аннулировал шариатский судья. И я не обнаружил в этих мазхабах ни одного ученого, кто бы допускал передачу этих полномочий кому-либо, кроме кадия. В этих мазхабах нет пути для решения проблемы женщин, живущих в немусульманских странах, где нет шариатских судей. И единственный мазхаб из четырех, в котором решается эта проблема – это маликитский мазхаб. В нем допускается, чтобы община (группа) мусульман выполняла функции шариатского судьи в разрешении конфликтов между мусульманами в случаях, когда нет кадия, к которому можно было бы обратиться. И книги маликитов ясно говорят, что этот хукм имеет общий характер, касаясь всех видов судейства.
ꞌАлляма ад-Дусуки, да помилует его Аллах, пишет:
«Знай, что группа праведных
[2] мусульман может выполнять обязанности судьи в этом, а также во всех случаях, при которых невозможно обратиться к кадию или же он не отличается праведностью»
[3].
Эти слова указывают на то, что группа мусульман может выполнять функции кадия, и не только в немусульманских странах, где в принципе нет шариатских судей, но и в мусульманской стране, где исламский судья есть, однако он не отличается праведностью. Кроме того, из цитаты ясно, что община выполняет функции кадия не в отдельных, а во всех видах судопроизводства, при условии, что обращение к кадию стало невозможным.
Поэтому мы видим, что факихи маликитского мазхаба приравнивали решение группы мусульман к решению кадия во многих вопросах.
Приведем несколько примеров:
Аль-Хаттаб, да помилует его Аллах, пишет:
«Жена пропавшего без вести может обратиться к кадию, уголовному судье или к чиновнику, собирающему закят. Если их нет, то к группе мусульман»
[4].
В «Хашия аль-ꞌАдави» сказано:
«(Она должна обратиться к уполномоченному). Под уполномоченным подразумевается кадий, будь это кадий по семейным делам или любой другой. Лучше всего к кадию общины или «аль-вали», а это – уголовный судья, или же к «вали аль-ма», и это чиновник, собирающий закят (...) Все три имеют одинаковую силу. Но к судье (общины) – безопаснее. А если женщина не найдет никого из вышеупомянутых, то ей следует обратиться к группе мусульман»
[5].
В «аль-Фаваких ад-давани» говорится:
«Автор не сказал явно, к кому должна обращаться жена пропавшего без вести. Мы привели мнение Халиля, что это кадий, аль-вали или группа мусульман»
[6].
Аль-Маввак пишет:
«Аль-Кабиси и другие (ученые) из Карауина сказали:
«Если женщина живет в местности, где нет (шариатского) правителя, то ей нужно обратиться к богобоязненным соседям, которые знают ее мужа. Они устанавливают срок в четыре года, спустя который она выдерживает идду как вдова, после чего ей разрешено выйти замуж. Ведь действия общины мусульман при отсутствии правителя заменяют его решение»
[7].
Имам ад-Дардир, да помилует его Аллах, пишет в теме об «аль-иля»
[8]:
«Суть вопроса: после окончания срока ему приказывают заплатить выкуп. Если он отказывается, то ему приказывают развестись с ней. А если он отказывается, то их разводит судья или группа мусульман»[9].
[1] В неисламских странах – центр, как правило, объединяющий в себе мечеть, курсы по преподаванию Ислама, библиотеку и т.д. В наших условиях это – муфтияты, казыяты, мечети, советы алимов и т.п. Прим. пер.
[2] Имеется в виду люди, открыто не совершающие больших грехов и не усердствующие в малых. Прим. пер.
[3] «Хашия ад-Дусуки ꞌаля аш-Шарх аль-кабир», т. 2, с. 519. Глава о содержании.
[4] «Мавахиб аль-Джалиль» аль-Хаттаба, т. 4, с. 155.
[5] «Хашия аль-ꞌАдави», т. 2, с. 121.
[6] «Аль-Фаваких ад-Давани», т. 2, с. 41.
[7] «Ат-Тадж ва аль-иклиль» аль-Маввака, на полях «аль-Хаттаб», т. 4, с. 156.
[8] Это клятва мужа не вступать в интимную близость со своей женой. Прим. пер.
[9] «Аль-Шарх аль-кабир» ад-Дардира, т. 2, с. 436.
Комментарии: 0
Правила форума