Циклы Авторы Сортировка

Часть 4. Условия для исполнения группой мусульман полномочий кадия в немусульманских странах (часть 1)

2 755
16 марта, 16

Опираясь на мнение маликитского мазхаба, с которым согласны современные ученые, я считаю, что исламские центры в немусульманских странах должны организовать группы для исполнения этих задач[1], однако обязательно при этом, чтобы эти группы соответствовали всем условиям, предъявляемым к ним Шариатом, чтобы их решение было действительно.

 

Резюмируя то, что написано в книгах маликитских факихов, эти условия можно свести к следующим:

1. Количество человек в группе
 
Среди маликитских ученых существует разногласия относительно количества мусульман, способных составить группу для исполнения полномочий кадия. Некоторые ученые высказали мнение, что наименьшее количество – трое мужчин.

Шейх Мухаммад ꞌУлейш, да помилует его Аллах, пишет:

«Из слов автора и других ученых следует, что одного человека не достаточно для образования группы, а также двух»[2].
 
Другие ученые высказали мнение, что наименьшее число членов группы – двое.
 
Ад-Дардир, да помилует его Аллах, пишет в «аш-Шарх аль-кабир»:
 
«Под группой мусульман подразумевается два и больше праведных человека».
 
Ад-Дусуки комментирует эти слова так:
 
«Эти слова ясно указывают на то, что одного праведного человека недостаточно. Однако в «Кабир…» цитируется мнение, что одного человека из мусульманской общины достаточно».
 
Затем он (ад-Дусуки) приводит подробности, цитируя ад-Дардира:
 
«Его (ад-Дардира) слова: если нет праведников, то для определения общины мы возвращаемся к основе[3], поскольку увеличение количества свидетелей приводит к путанице в свидетельствах. И внешний смысл этих слов указывает на то, что достаточно и трех грешников. Но мы не можем с этим согласиться, ведь когда свидетели не отличаются праведностью, их число нужно увеличить, так чтобы с наибольшей вероятностью установилась правда. Это, согласно правилу, заменяет праведность (свидетелей)»[4].
 
Таким образом, следует проявить осторожность и сделать так, чтобы в группе было не менее трех человек.
 
Во-первых, для того, чтобы снять противоречия[5].
 
Во-вторых, потому что при отсутствии праведности требуется увеличить количество, даже согласно мнению тех ученых, кто считал достаточным одного или двух человек, как было сказано в вышеприведенных словах ад-Дардира и ад-Дусуки, да помилует их Аллах.
 
В-третьих, доверие к таком количеству человек будет больше, особенно в наши дни, когда принятие решения одним человеком почти наверняка вызовет подозрения[6]. А также потому, что с точки зрения арабского языка, множество начинается именно с трех.
 
2. Качества группы мусульман
 
Факихи маликитского мазхаба не упоминают никаких условий, предъявляемых к мусульманам-участникам подобной группы, кроме праведности. Факихи не пишут, что они должны обязательно быть учеными, однако совершенно очевидно, что группа должна обладать знанием шариатских решений (хукмов), касающихся судопроизводства в направлении, которым они занимаются.
 
Если эта группа занимается брачными делами, то они обязательно должны быть компетентны в области причин и процедуры аннулирования браков (фасх ан-никах), а также всех связанных с этим вопросов.
 
Следовательно, настоятельно рекомендуется, чтобы группа состояла из исламских ученых. А если не находится такого количества ученых, то пусть хотя бы один из группы будет ученым. В иных случаях участники группы должны обучиться у достойных доверия ученых всем хукмам, в которых они нуждаются для исполнения своих полномочий, или же должны при рассмотрении дел запрашивать фетву у муфтия.  

 

[1] Аннулирования брака (фасх ан-никах) мусульманок по шариатским причинам. Прим. пер.

 

[2] «Минах аль-Джалиль» шейха ꞌУлейша, т. 2, с. 385.

 

[3] То есть к трем. С точки зрения арабского языка, множество начинается с трех. Прим. пер.

 

[4] «Ад-Дусуки ꞌаля аш-Шарх аль-кабир», т. 2, с. 153.

 

[5] Между мнениями ученых, поскольку все согласны с тем, что трех мужчин достаточно, а насчет достаточности одного или двух есть разногласия. Прим. пер.

 

[6] В необъективности, коррумпированности и т.п. Прим. пер.

АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Мухаммад Таки аль-Усмани:
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Список уроков