Запрещено ли в Исламе пить стоя?

Запрещено ли в Исламе пить стоя?

266
5 февраля, 25
Скачать

Можно ли в Исламе пить стоя?

 
От Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) передается, что он сказал:
 
«Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо, то он попросил попить. И я принес ему ведро зам-зама и он выпил, стоя»[1].
 
Существуют разные хадисы на эту тему, которые внешне кажутся противоречащими.
 
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил пить стоя. И Катада (да будет доволен им Аллах) спросил его: «А кушать?» И Анас (да будет доволен им Аллах) ответил: «Это еще хуже»[2].
 
Одно из объяснений заключается в том, что либо питье воды зам-зам, а также оставшейся воды для омовения, являются исключением из этого порицания, либо то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал так, чтобы показать, что это порицание не указывает на запрет, то есть пить стоя при возможности пить сидя является макрух танзихи, а не тахрими[3].
 
От Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передается, что он совершил зухр, а затем находился во дворе мечети Куфы для решения нужд людей вплоть до асра. Затем ему принесли стакан воды, из которой он взял пригоршню и протер себе лицо, руки, голову и ноги, затем допил стакан стоя, а затем сказал:
 
«Люди порицают пить стоя, но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал так же, как сделал я, и затем сказал: “Это омовение для того, у кого омовение не нарушалось”»[4].
 
Также существуют разногласия относительно того, связано ли порицание питья воды стоя с медицинской рекомендацией или это является религиозным адабом, и к этому склоняется сам имам аль-Байхаки (да смилуется над ним Аллах), говоря:
 
«Этот запрет, который также передают Абу Саид аль-Худри и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), похож на указание легкой незначительности (макрух танзихи) пить стоя, предпочитая пить стоя из-за адаба и из-за предостережения от болезни, которая может возникнуть от питья стоя, как это передают медики»[5].
 
Источник: «Сорок хадисов об исламской этике», устаз Абу Али аль-Ашари (حفظه الله)

 

[1] Муслим, № 2027.

[2] Муслим, № 2024.

[3] «Фатх аль-Мульхим», 4/11.

[4] Аль-Бухари, № 5616.

[5] «Аль-Адаб», стр. 179.