Вопрос: Я прошу вас помочь мне разобраться. Сегодня очень много препятствий создается людьми в вопросах женитьбы, и мой вопрос также затрагивает эту тему. Мы часто наблюдаем, как родители не дают согласия на заключение никаха, если жених и невеста не являются выходцами одной местности, несмотря на то, что они оба – мусульмане. Действительно ли местность, из которой ты происходишь, важнее соблюдения фарда и сунны?
Что предпочтительнее: быть мусульманином или односельчанином?
Стремление стать хорошим мусульманином или стремление неукоснительно следовать традициям своего народа (в таких вопросах, как: происхождение из одной местности и проч.)? Как получилось, что мы, будучи мусульманами, не выполняем всех предписаний своей религии, однако традициям придаем настолько большое значение, что даже никах, желанный в равной степени и мужчиной, и женщиной, становится невозможным ввиду того, что их предки были рождены не там, где нужно?
Мы мусульмане, и часто мы упускаем возможность приблизиться к образу сподвижников. Но упускаем ли мы при этом возможность соблюсти свои традиции? Чему мы отдаем свое предпочтение чаще всего?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«На женщинах женятся по четырем причинам: ради ее богатства, ради ее происхождения, ради ее красоты и ради ее богобоязненности. И самое лучшее: жениться на богобоязненной».
Следует ли из данного хадиса, что нужно выбирать спутника жизни по происхождению, а не по приверженности религии?
Удивительно, что сегодня вообще имеет значение происхождение человека. И еще более удивительно, что некоторые люди считают себя лучше других по причине принадлежности к определенному роду. Настолько лучше, что даже запрещают заключать никах вне своего племени.
Правильно ли то, что умма делится по таким признакам, тогда как должна стремиться к единству?
С учетом всего написанного, если женщина и мужчина желают заключить никах без ведома родителей невесты (они против избранника своей дочери, потому что он недостаточно богат и имеет другое происхождение), кто должен представлять ее сторону?
И в данном случае «недостаточно богат» означает, что молодой человек не может позволить себе подарить жене BMW, однако в состоянии обеспечить ей нормальную жизнь.
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
Вы верно подчеркнули, что в Исламе перед Аллахом все равны, и только человек, обладающий таким качеством, как таква (богобоязненность, праведность), может быть лучше остальных. Ислам не делит мусульман по цвету кожи, внешности, происхождению, образованности или богатству.
Однако также следует отметить, что брак — это довольно сложная и деликатная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак связывает их многочисленными правами и обязанностями. И соблюдение этих прав и обязанностей зависит не только от них самих, но и от взаимоуважения, взаимопонимания между их родственниками.
К сожалению, сегодня действительно мало кто выбирает партнера себе или своим детям, исходя из степени его богобоязненности и не задумываясь о его внешности, социальном статусе, происхождении, цвете кожи, степени образованности и материальной состоятельности.
Женитьба – это не только предложение (иджаб) и согласие (кабуль), это соглашение на всю жизнь, которое впоследствии подвергнется множеству трудностей и испытаний. Нет в человеческой системе более хрупких и в то же время глубоких, сложных и отягощенных такой ответственностью отношений, чем отношения в браке.
Именно по этой причине Ислам, как религия фитры (врожденной природы человека), полностью не игнорирует предрасположенность людей к перечисленными выше слабостям.
Таким образом, Ислам, согласно его принципу всеобщего равенства, дозволяет брак мусульманской женщины с любым мусульманином, независимо от его цвета кожи, происхождения, интеллекта, внешности, богатства и социального положения. В то же время, учитывая психологию избирательности обычного человека, его врожденную природу, Ислам запрещает девушке заключение брака с мужчиной ниже ее ранга без согласия тех ее родственников, которые больше всего могут пострадать от такого брачного союза.
Смысл данного шариатского положения заключается в том, чтобы избежать ущемления чьих-то чувств, споров и прочих негативных моментов, которые могут последовать в таких случаях. И по этой причине Шариат уделяет большое внимание совместимости (или равенству) в браке.
Но при этом следует знать, что, если знатная и благородная семья выдает свою белокожую дочь замуж за новообращенного мусульманина африканского происхождения, то это не только допустимо (то есть, если совершеннолетняя дочь выразила согласие), но и похвально, поскольку соответствует общему исламскому принципу равенства мусульман перед Аллахом.
С другой стороны, если девушка из почетной и уважаемой семьи по своей наивности и эмоциональной незрелости выходит замуж за человека, который не соответствует ей, уступает ей в происхождении, богобоязненности, богатстве и социальном статусе, и она делает это несмотря на то, что знает о том, что ее семья против такого брака, то Ислам считает такой брак не дозволенным и недействительным.
Брак между мужчиной и женщиной – и тем более, брак мусульманина и мусульманки – представляет из себя нечто большее, чем случка двух животных. Брак – это пожизненное обязательство, которое подразумевает большую ответственность. И поскольку в случае мезальянса, против которого выступили родители невесты, существует риск несоблюдения определенных условий, шариат делает такой брак недействительным. И любому человеку, способному думать глубже, понятно, что Ислам таким образом отдает должное человеческой фитре, то есть врожденной природе людей («Аап ке масаиль», 5/56, Мактаба Людайнави).
В чем должны быть равны заключающие брак?
Исходя из этого, каждому следует знать, в чем конкретно бывает равенство между заключающими брак.
Шариат рассматривает соответствие именно мужчины женщине, и не берет во внимание обратное (соответствие женщины мужчине). Иными словами, Шариат не требует от женщины равенства мужчине, однако требует от мужчины превосходства или равенства женщине в определенных аспектах. Причина этого в том, что в большинстве культур не является постыдным и унизительным для мужчины жениться на женщине ниже своего ранга, однако в случае с женщинами – напротив, брак с мужчиной, социальный статус которого ниже, считается неприемлемым. Как правило, такой мезальянс становится для семьи невесты изъяном, принижающим их в глазах общества. И поскольку Ислам – это религия, учитывающая человеческую психологию и ее слабости, в Шариате содержатся некоторые требования к соответствию жениха невесте в определенных параметрах.
قال في تنوير الأبصار: الكفاءة معتبرة من جانبه لا من جانبها ؛ وقال في الدر المختار: ( من جانبه ) أي الرجل لأن الشريفة تأبى أن تكون فراشا للدنيء ولذا ( لا ) تعتبر ( من جانبها ) لأن الزوج مستفرش فلا تغيظه دناءة الفراش وهذا عند الكل في الصحيح ؛ وقال ابن عابدين في حاشيته: أي يعتبر أن يكون الرجل مكافئا لها في الأوصاف الآتية بأن لا يكون دونها فيها ، ولا تعتبر من جانبها بأن تكون مكافئة له فيها بل يجوز أن تكون دونه فيها ( قوله ولذا لا تعتبر ) تعليل للمفهوم ، وهو أن الشريف لا يأبى أن يكون مستفرشا للدنيئة كالأمة والكتابية لأن ذلك لا يعد عارا في حقه بل في حقها لأن النكاح رق للمرأة والزوج مالك ( رد المحتار: ج 4 ص 194 دار المعرفة )
Если женщина или девушка выдает себя замуж за того, кто не равен ей в вопросах, перечисленных ниже, без одобрения, получения согласия своего вали (опекуна) ДО заключения никаха, то такой никах будет недействителен. Молчание вали не считается выражением согласия. И согласие, данное уже после заключения никаха, не действительно (не делает данный никах действительным).
قال في الدر المختار: ( ويفتى ) في غير الكفء ( بعدم جوازه أصلا ) وهو المختار للفتوى ( لفساد الزمان ) ؛ و قال ابن عابدين رحمه الله: وهذا إذا كان لها ولي لم يرض به قبل العقد ، فلا يفيد الرضا بعده بحر وأما إذا لم يكن لها ولي فهو صحيح نافذ مطلقا اتفاقا كما يأتي الخ ... وقول البحر : لم يرض به يشمل ما إذا لم يعلم أصلا فلا يلزم التصريح بعدم الرضا بل السكوت منه لا يكون رضا كما ذكرناه فلا بد حينئذ لصحة العقد من رضاه صريحا ، وعليه فلو سكت قبله ثم رضي بعده لا يفيد فليتأمل ( قوله وهو المختار للفتوى ) وقال شمس الأئمة وهذا أقرب إلى الاحتياط كذا في تصحيح العلامة قاسم لأنه ليس كل ولي يحسن المرافعة والخصومة ولا كل قاض يعدل ، ولو أحسن الولي وعدل القاضي فقد يترك أنفة للتردد على أبواب الحكام ، واستثقالا لنفس الخصومات فيتقرر الضرر فكان منعه دفعا له فتح ( رد المحتار: ج 4 ص 152 دار المعرفة )
Шариат учитывает соответствие и равенство в браке (кафаат) в следующих аспектах:
-
Происхождение;
-
Ислам;
-
Благочестие;
-
Богатство;
-
Профессия или род занятий.
Каждый из перечисленных аспектов будет вкратце разобран ниже.
Равенство в происхождении
1. Те, кто происходит из рода курайшитов, равны друг другу. Шейхи[1], сейиды[2], Ансари[3] и Аляви[4] равны между собой. Иными словами, несмотря на то, что статус сейида выше, если девушка из сейидов вышла замуж за юношу из шейхов, то нельзя считать, что в этом браке есть неравенство. В данном случае брак будет таким же, как если бы она вышла за человека своего социального положения.
2. Остальные арабы считаются равными друг другу, даже если они из разных племен. Некурайшиты, однако, не равны курайшитам в родословной.
3. Те, кто не принадлежат ни к одному из племен арабов, называются ʼаджам (неарабы). Неарабы не равны арабам в родословной. Неарабы между собой равны, даже если они происходят из разных культур и стран (поскольку родословная неарабов не имеет значения). Большинство людей в наши дни считаются неарабами (даже если они говорят на арабском языке), за исключением тех, кто принадлежит роду одного из четырех праведных халифов, ансаров и т. д.
( قوله وهذا في العرب ) أي اعتبار النسب إنما يكون في العرب ( رد المحتار: ج 4 ص 198 دار المعرفة )
( قوله وأما في العجم ) المراد بهم من لم ينتسب إلى إحدى قبائل العرب ، ويسمون الموالي والعتقاء كما مر وعامة أهل الأمصار والقرى في زماننا منهم ، سواء تكلموا بالعربية أو غيرها إلا من كان له منهم نسب معروف كالمنتسبين إلى أحد الخلفاء الأربعة أو إلى الأنصار ونحوهم ( رد المحتار: ج 4 ص 198 دار المعرفة )
4. В вопросе происхождения рассматривается родословная отца, а не матери. Если отец сейид, сын также является сейидом. И если отец – шейх, то сын также будет шейхом, независимо от того, кто его мать. Если сейид женился на женщине не из сейидов, их сын будет считаться сейидом. Этот сын будет равен по статусу всем другим сейидам. Хотя сына, чьи отец и мать оба происходят из статусного рода, уважают больше, согласно Шариату, все они будут рассматриваться как родственники или люди одного социального положения.
Равенство в вере
1. Вопрос равенства в вере актуален только в среде неарабских народов. В среде арабов – шейхов, Аляви, Ансари и прочих – данный вопрос не рассматривается. Новообращенный мусульманин, отец которого кафир, не может быть равным женщине-мусульманке, отец которой также мусульманин. Мужчина-мусульманин, отец которого тоже мусульманин, но дед которого был кафиром, не может быть равным женщине, и отец, и дед которой были мусульманами.
2. Мужчина-мусульманин, чей отец и дед были мусульманами, но его прадед был кафиром, будет считаться равным женщине, несколько предков которой были мусульманами. Короче говоря, это равенство рассматривается только до деда. Равенство после деда, как в случае прадеда и родственников старше, не рассматривается.
Равенство в благочестии
Равенство в благочестии означает, что человек, который не следует положениям Шариата – грешник, нечестивец, алкоголик, развратник – не может считаться равным благочестивой, целомудренной и религиозной женщине.
Равенство в богатстве
Равенство в богатстве означает, что человек абсолютно нищий, не может быть равен богатой женщине. Если человек не совсем нищий, а способен дать такое количество махра (приданого), которое обычно выдается в первую ночь, а также обеспечить содержание жены, тогда он будет считаться равным ей по статусу, даже если он не может выплатить всей суммы махра. Иными словами, гарантия некоторой финансовой стабильности в будущем не ставится обязательным условием. Тем не менее, содержание жены – это обязательное условие для мужчины. Не обязательно, чтобы мужчина находился в точно таком же финансовом положении, что и женщина. От него также не требуется иметь финансовое положение, приближенное к ее положению.
Равенство в роде деятельности
1. Равенство в роде занятий означает, что дворник, например, не считается равным дочери предпринимателя. То есть между заключающими брак, согласно ʼурфу (обычаям и традициям), не должно быть большого разрыва в роде их деятельности.
2. Слабоумный, безумный человек не может быть равен разумной, понимающей женщине. («Бешти Зевар», 1/441)
Примечание. Следует учитывать, что среди арабов не рассматривается только вопрос равенства в вере, но все остальные аспекты обязательны к рассмотрению. А среди неарабов не учитывают только происхождение.
( قوله فتعتبر حرية وإسلاما ) أفاد أن الإسلام لا يكون معتبرا في حق العرب كما اتفق عليه أبو حنيفة وصاحباه لأنهم لا يتفاخرون به ، وإنما يتفاخرون بالنسب فعربي له أب كافر يكون كفؤا لعربية لها آباء في الإسلام ( رد المحتار: ج 4 ص 198 دار المعرفة )
( قوله وتعتبر في العرب والعجم إلخ ) قال في البحر وظاهر كلامهم أن التقوى معتبرة في حق العرب والعجم ، فلا يكون العربي الفاسق كفؤا لصالحة عربية كانت أو عجمية هـ قال في النهر : وصرح بهذا في إيضاح الإصلاح على أنه المذهب ا هـ وذكر في البحر أيضا أن ظاهر كلامهم اعتبار الكفاءة مالا فيهما أيضا قلت وكذا حرفة كما يظهر مما نذكره عن البدائع ( رد المحتار: ج 4 ص 200 دار المعرفة )
( قوله وهذا في العرب ) أي اعتبار النسب إنما يكون في العرب ( رد المحتار: ج 4 ص 198 دار المعرفة )
После перечисления вышеупомянутых предписаний Шариата мы переходим конкретно к вашему вопросу:
1. Хадис, который вы приводите, не отрицает правомерности кафаата (вопроса равенства в браке), поскольку, как упоминалось выше, в браке имеет значение соответствие мужчины женщине, но не женщины мужчине. Следовательно, приведенный вами хадис касается мужчин, а не женщин.
Кроме того, обратите внимание, что хадис не означает, что мужчина не может жениться на красивой женщине или женщине благородного происхождения. Из него следует, что, если нужно выбирать между женщиной красивой, женщиной, имеющей благородное происхождение, состоятельной женщиной и женщиной богобоязненной, то он должен отдать предпочтение той, которая обладает богобоязненностью. Однако, если пришлось бы выбирать между двумя женщинами, которые равны в религиозности, но одна из них красива, а другая – нет, тогда предпочтительнее выбрать ту, которая обладает и богобоязненностью и красотой. («Фатхуль Бари», том 11, стр. 163-170, Ильмия)
قال الحافظ ابن حجر العسقلاني رحمه الله تحت قوله عليه الصلاة والسلام ( لمالها ولحسبها ): ويؤخذ منه أن الشريف النسيب يستحب له أن يتزوج نسيبة إلا إن تعارض نسيبة غير دينة وغير نسيبة دينة فتقدم ذات الدين ، وهكذا في كل الصفات ( وبعد صفحة ) وقوله: ( وجمالها ) يؤخذ منه استحباب تزوج الجميلة إلا إن تعارض الجميلة الغير دينة والغير جميلة الدينة ، نعم لو تساوتا في الدين فالجميلة أولى ، ويلتحق بالحسنة الذات الحسنة الصفات ( فتح الباري: ج 11 ص 167-168 العلمية )
Существует множество хадисов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сообщений от его сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах, доказывающих правомерность соблюдения кафаата (равенства в браке). Мы приведем один хадис от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего:
حديث علي أن النبي صلّى الله عليه وسلم قال له: «ثلاث لا تؤخر: الصلاة إذا أتت، والجنازة إذا حضرت، والأيم إذا وجدت لها كفئاً» رواه الترمذي والحاكم عن علي (نيل الأوطار: 128/6) كذا في الفقه الإسلامي وأدلته: ج 9 ص 6738 دار الفكر
ʼАли, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему:
«Три вещи не следует откладывать: молитву, когда наступает ее время; похороны, когда все для этого готово; и замужество девушки, когда находится подходящий для нее супруг». (Дополнительные доводы см. в «Аль-Фикх ал-Ислями ва адиллятуху», т. 9, стр. 6738-40).
2. Как мы уже приводили выше, для того, чтобы никах был действителен, необходимо прямое разрешение вали невесты (шариатского опекуна, равного в полномочиях отцу) ДО заключения никаха в случае, когда жених не равен ей в вышеупомянутых вопросах. Молчание отца не считается разрешением. Разрешение, данное после никаха, недействительно. (Раддуль Мухтар, 4/152, Даруль Маʼрифа) (Ахсануль Фатава, 5/96, Сайид)
3. Если мужчина способен выплатить такую часть махра (приданого), которая обычно выдается в первую ночь, а также может обеспечить ее содержание, то он будет считаться равным ей по богатству, даже если он не может выплатить всей суммы махра. Для мужчины обязательно иметь возможность содержать свою жену. Не обязательно, чтобы мужчина находился в точно таком же финансовом положении, что и женщина. («Бешти Зевар», 1/441; «Раддуль Мухтар», 4/202) Поэтому неспособность купить жене BMW не имеет значения.
4. Для того, чтобы никах был действительным, требуется двое мужчин или один мужчина и две женщины в качестве свидетелей. Свидетели должны быть здравомыслящими совершеннолетними по Шариату мусульманами. Не обязательно, чтобы свидетелями были именно представители со стороны невесты.
( ومنها ) الشهادة قال عامة العلماء : إنها شرط جواز النكاح هكذا في البدائع وشرط في الشاهد أربعة أمور : الحرية والعقل والبلوغ والإسلام الخ ( وبعد أسطر ) ويشترط العدد فلا ينعقد النكاح بشاهد واحد هكذا في البدائع ولا يشترط وصف الذكورة حتى ينعقد بحضور رجل وامرأتين ، كذا في الهداية ( الفتاوى الهندية: ج 1 ص 295 العلمية )
А Аллаху ведомо лучше
Уассаляму аляйкум
Ответил: Мавляна Файзал Риза
Студент заочной формы обучения Ифта, Австралия
Проверено и одобрено со следующим комментарием:
Ответ моего друга Мавляны Файзал Риза раскрывает правомерность концепции кафаата и его глубину, но ни в коем случае не может являться исчерпывающим материалом по данному вопросу.
Кроме того, скажем: концепт «гам» (происхождения из определенной местности) не имеет никакого отношения к шариатскому кафаату, равенству в браке. Мусульмане, равные в вышеупомянутых аспектах, могут беспрепятственно жениться, вне зависимости от места их рождения. И концепт «гам» действительно является традицией отдельно взятой культуры, то есть вопросом ʼурфа. Однако, если это влияет на благополучие брака, то было бы глупо его не учитывать.
Муфтий Ибрахим Десаи
Даруль-Ифта, Мадраса Инʼамийя
[1] Так в Индопакистане называют курайшитов, а также потомков Абу Бакра и Умара, да будет Аллах ими доволен.
[2] Потомки Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
[3] Потомки ансаров Медины.
[4] Потомки Али, да будет Аллах им доволен.
Комментарии: 2
Правила форума