Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Аят 1
Аят 1
Первое, о чем говорит Аллах в суре «Худжурат» – это адаб (этикет). Будучи верующими, мы не можем дей...
4 184
18 декабря, 15

Аят 1

4 184
18 декабря, 15
Введение
 
Сура «Худжурат» находится в 26-м джузе Корана. Слово «худжура́т» (حجرات) является множественным числом слова «худжра» (حجرة, комната). Соответственно, худжурат означает комнаты. Данная глава носит такое название из-за наличия в ней упоминания комнат жен пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Сура «Худжурат» – мединская, то есть была ниспослана пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) после его переселения в Лучезарную Медину. Есть немало важных моментов, на которые указывает Всемогущий Аллах в данной суре. Некоторыми из них являются следующие:
 
1) адаб (этикет),

2) нормы поведения в обществе,

3) как нужно справляться с разногласиями в обществе в случае их наличия,

4) важность единства уммы, и это касается не только конкретной общины, но имеет отношение ко всем и каждому – независимо от социального класса, цвета кожи и взглядов,

5) осуждение Аллахом недугов нафса (сердца) – таких, как зависть, гордыня, злословие, – а также важность исляха (самосовершенствования) и изменения наших жизней к лучшему.
 

Аят 1

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
 
﴾يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ﴿۱

«Уверовавшие! Не опережайте Аллаха и Его посланника и бойтесь Аллаха, ведь Аллах – Слышащий, Знающий».
 
Первое, о чем говорит Аллах в суре «Худжурат» – это адаб (этикет). Будучи верующими, мы не можем действовать без адаба. Все в нашей жизни требует адаба. Нашему иману полагается свой адаб, определенный этикет по отношению к нему. Иман – это не только лишь вера в Аллаха, в то, что Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – последний из пророков, в Рай и Ад, но иман также предполагает определенный адаб (этикет). Когда человек совершает намаз, он не просто лишь выполняет необходимые действия, от него ожидается соблюдение определенного этикета. Совершения омовения – это не просто умывание некоторых частей тела, но и определенный этикет (адаб) во время этого действия. Существует адаб детей по отношению к родителям и родителей к детям. Есть адаб между мужем и женой. Должен быть адаб в отношениях между друзьями, внутри общества и т. д. То есть имеется ряд разновидностей адаба (норм этикета), которые нужно исполнять. Мы, будучи мусульманами, должны поступать в соответствии с адабом.
 
В действительности, адаб совершенствует и полирует характер человека. Если у кого-то есть прекраснейший автомобиль с идеальным мотором, но при этом он снаружи не покрашен, то вид у него будет отталкивающий. Быть может, он великолепно ездит, но выглядеть он будет весьма неприятно. Так же и с человеком: у него могут быть огромные способности и хорошие навыки, но без адаба внешне все это будет смотреться очень плохо. Поэтому каждому из нас очень важно учиться адабу (этикету) независимо от нашего возраста. В хадисе приводятся следующие слова посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
 

«Вся религия – это адаб».

 
Поэтому если попытаться суммировать различные стороны и сферы религии, ее правила или попытаться суммировать 23 года пророческой миссии посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), все можно будет выразить одним словом. И это слово – адаб. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:
 

ادبني ربي فأحسن تأديبي


Он говорил, что Аллах Сам обучил его адабу. Прекрасному адабу. Адаб столь важен, что Абдуллах ибн Мубарак (рахимахуЛлах) говорил, что если б он набрел на очень ученого человека, но по той или иной причине не обладающего адабом, то если б он не встретился с ним, он бы об этом не сожалел; но если б он набрел на человека, который не столь знающ, но при этом обладает адабом, он бы сделал все, чтобы повстречаться с ним и обучиться у него адабу.
 
Передаются слова Абу Лейса Самарканди (рахимахуЛлах) о том, что существуют пять ответвлений религии:
 
1) вера и убежденность,

2) фарды (действия, обязательные к исполнению),

3) ваджибы (действия, необходимые к исполнению),

4) сунна- и нафль-действия (желательные и добровольные),

5) адаб (этикет).

Далее он говорил, что если человек очень аккуратен и чуток по отношению к исполнению адаба, то очевидно, что он будет аккуратен и в отношении выполнения сунны и нафль-действий. Когда же человек чуток к исполнению сунны и нафля, он будет аккуратен в отношении выполнения ваджиба. А если он чуток к исполнению ваджиба, то он будет аккуратно выполнять фарды. И очевидно, что если он аккуратен в исполнении фардов, то он будет укреплять свою веру и убежденность. Но если человек полностью пренебрегает адабом, совершенно не беспокоясь о нем, то возможно, он не будет исполнять сунны и нафль. Далее он пренебрежет ваджибами и фардами, а затем это ослабит ядро его веры. Поэтому очень важно прививать себе такой адаб, который станет средством совершенствования веры.
 
Если у человека есть адаб, его вера будет сильной. А если адаба нет, то его вера ослабнет. Говоря об адабе (этикете), шейх Ашраф Али Танви (рахимахуЛлах) говорил: «Люди, учитесь адабу, прививайте своей душе адаб. Дорога к любви к Аллаху – только через адаб».

Рассматривая жизнь пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), мы видим, какое большое значение придавалось адабу (этикету).
 
Один из пророков прошел длинную, трудную дорогу по прививанию себе адаба. Он знал адаб, но однажды в своей жизни он высказал утверждение, из-за которого Аллах сделал так, чтобы тот предпринял длинное путешествие для встречи с ученым, знающим человеком. Муса (алейхи салам), пророк своего времени и очевидно наиболее ученый на тот момент человек, однажды прочел очень вдохновляющую лекцию. И после нее один из присутствующих встал и спросил его:

– Муса, кто самый знающий из нас?

Пророк дал очевидный ответ, что это он сам. Сказанное им было верно, но Аллаху не понравилось сделанное им утверждение, поскольку так не подобает говорить человеку со столь высоким статусом, каким обладал Муса (алейхи салам). Это адаб. И Аллах поведал ему о существовании человека, у которого больше знаний, чем у него. Ему пришлось отправиться в длинное путешествие, чтобы встретиться с Хизром (алейхи салам). И тогда он понял, что у Хизра (алейхи салам) имеется другая разновидность знаний, которой Муса (алейхи салам) не обладал.
 
Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был сосредоточен на том, чтобы призвать неверующих жителей Мекки к Исламу. И вот Абдулла ибн Умм Мактум (радиаЛлаху 'анх), слепой сахаб (сподвижник пророка ﷺ), приходит к посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и участвует в его собрании, а пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) отводит свое внимание от него, обращаясь к неверующим и лидерам Мекки. И Аллах сразу же ниспосылает откровение:
 
عَبَسَ وَتَوَلَّىٰ ﴿﴾ أَن جَاءَهُ الْأَعْمَىٰ

То есть адаб в это время – оставить тех людей и перевести свое внимание на правдивых и честных. Аллах немедленно говорит пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) об адабе (этикете) в данный момент.
 
Однажды господина Аббаса (радиаЛлаху 'анх), дядю пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), спросили о том, кто из них старше: он или посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). В вопросе имелся в виду возраст. Посмотрите же на адаб в его ответе. Он дал прекрасный ответ:
 
«Я старше по годам, но по знаниям и величию он превосходит меня».
 
Насколько взвешены и выверены слова Аббаса (радиаЛлаху 'анх)!
 
Однажды, когда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) находился дома, к его дому подошел Джабир (радиаЛлаху 'анх) и постучал в дверь. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросил:
 
– Кто там?
 
Джабир (радиаЛлаху 'анх) вместо того, чтобы назвать свое имя (как положено по адабу), ответил:

– Это я.

– Кто этот я? – спросил посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), подчеркивая наличие определенного адаба, которому нужно следовать.
 
В двери дома пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) была небольшая щель. И однажды, расчесывая волосы, посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) увидел, как кто-то подглядывает в эту щель. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) очень расстроился и спросил:
 
– Почему ты не спрашиваешь разрешения войти в дом?

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что из-за того, что тот нарушил адаб, пришел к дому и подглядывал внутрь, не спрашивая разрешения, нарушая право неприкосновенности личной жизни, ему захотелось взять гребень и отправить его тому в глаз. Эти слова подчеркивают то, насколько важно следовать адабу в своих действиях.
 
Если мы посмотрим на жизни наших праведных предков, мы увидим, что они очень трепетно относились к адабу. Они обладали таким адабом, который иной раз мы даже не способны понять.

Однажды шейху Имдадулле Мекки (рахимахуЛлах) подарили обувь черного цвета. Он принял подарок, но не стал одевать. Его спросили причину такого поступка. Он ответил, что покрывало Благородной Каабы – черного цвета, и он чувствует неподобающим носить обувь того же цвета. Таков был уровень его адаба! Не из-за того, что это не разрешено, а то кто-то может выкинуть всю свою черную обувь, говоря, что носить ее нельзя. Нет. Просто таков был уровень его адаба.

Большим адабом обладал шейх Касим Нанотви (рахимахуЛлах), основатель Деобандского исламского университета. Как-то шейха Якуба (рахимахуЛлах) спросили, как получилось так, что шейх Касим (рахимахуЛлах) превзошел наших современников в знаниях и вообще во всем? В ответ шейх Якуб (рахимахуЛлах) сказал, что помимо всех тех качеств, которыми обладал шейх Касим (рахимахуЛлах), у него был еще одно качество – это высокий уровень адаба. По отношению к его учителям. К старшим. И из-за адаба он превзошел других.
 
Однажды шейху Касиму (рахимахуЛлах) сообщили, что такой-то человек прибыл из Танабована. Это не было некое особое, высокопоставленное лицо, а просто обычный человек. Услышав об этом, шейх, следуя адабу, немедленно встал, чтобы поприветствовать прибывшего и оказать ему почет. И это только из-за того, что его духовный наставник был родом из Танабована.
 
Таков был уровень адаба, которым они обладали в то время.

Шейх Закария (рахимахуЛлах) – и я рекомендую всем вам приобрести его биографию и прочитать ее, и вы будете шокированы, изумлены, как он достиг столько высокого положения, не просто взяв и достигнув этого положения, базу заложил его отец, шейх Яхья (рахимахуЛлах), он привил ему адаб; чтение его биографии может действительно открыть глаза и заставить задуматься, как нам следует учиться адабу и как прививать его своим детям, – так вот, шейх Закария (рахимахуЛлах) рассказывал, что однажды его мама сшила для него маленькую подушку, и он очень привязался к ней, ведь дети иной раз привязываются к тем вещам, что делают для них их матери. Однажды его отец, приехав на выходные, попросил его дать эту подушку. Будучи очень привязанным к подушке, мальчик сказал отцу, что тот может ее взять, но пусть сразу потом вернет ее, ведь она принадлежит ему. В ответ отец шлепнул его и сказал, что тот не получит подушку. Он сказал ему, что тот уже в таком маленьком возрасте говорит: «Это мое, это принадлежит мне». Мальчик чувствовал себя очень неловко, но со временем будущий шейх осознал мудрость, с которой воспитывал его отец. И впоследствии, что бы ни было вокруг него, он никогда не считал это своим, а всегда воспринимал все как благо от Аллаха. И это имеет большое значение в нашей жизни. Нам нужно постараться привить себе эту черту.
 
Как-то один правитель направил своего сына к духовному наставнику, алиму. Сын пробыл у алима некоторое время. И вот однажды, когда алим ехал верхом на лошади, а принц шел позади лошади, его отец, король, увидел это. Он подумал: «Я – король, мой сын – принц. И он идет позади лошади в то время, как его учитель скачет верхом. Учителю следовало бы хотя бы идти вместе с ним, или же дать моему сыну ехать верхом, отдавая должное принцу». Он обратился к учителю своего сына, и тот ему ответил, что пусть он сегодня и не беспокоится, ведь он – король, а его сын – принц, но завтра, если отец покинет этот мир, сын станет королем, а став им, он получит в подчинение людей, и как же ему будет узнать боль подчиненных, если он не будет идти позади лошади и чувствовать боль того, кто идет таким образом; так пусть отец так обучает сына и тем самым помогает ему понять боль и чувства подчиненных и слуг. Таким образом прививается адаб человеку. Нам очень важно привить себе эту черту, адаб. И лучшим способом для этого является проведение некоторого времени в обществе праведников или некоего праведного человека. Тогда вы увидите и воспримите хорошие привычки.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрахим Десаи: Толкование суры «Худжурат»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков