Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Аят 13
Аят 13
Это тринадцатый аят суры «Худжурат». Посланник Аллаха ﷺ завоевал Почитаемую Мекку после перенесения ...
5 924
5 февраля, 16

Аят 13

5 924
5 февраля, 16

Аят 13

 

Аллах говорит:

 
13. يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«Люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Аллах  Знающий, Ведающий».
 
Это тринадцатый аят суры «Худжурат». Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) завоевал Почитаемую Мекку после перенесения больших притеснений и преследований со стороны неверующих. Было время, когда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и сахабы проходили через большое количество невзгод и притеснений со стороны неверующих и имели трудности с провозглашением единственности Аллаха. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) переехал в Медину и спустя восемь лет вернулся и покорил Мекку. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал Билялю (радиаЛлаху ‘анху) провозгласить азан у Благородной Каабы. Биляль (радиаЛлаху ‘анху) встал около нее и открыто, громко произнес азан. Когда неверующие увидели это, некоторые из них стали говорить друг другу, что как счастливы их предки, что не дожили до этого момента. И они пошли к Абу Суфьяну (радиаЛлаху ‘анху) и сказали ему, не мог бы Мухаммад найти кого получше Биляля (радиаЛлаху ‘анху) для произнесения азана, почему негр провозглашает азан. В ответ Абу Суфьян (радиаЛлаху ‘анху) сказал, что ничего не скажет, поскольку боится, что снизойдет откровение. И вскоре Джибраил (‘алейхис-салам) спустился для передачи вышеуказанного аята. В этом аяте в частности указывается на два момента:
 
– дискриминация по цвету кожи, взглядам, расе и т. д.;
 
– критерий приемлемости в исламской религии.
 
С ниспосланием данного аята ислам закрыл двери для несправедливого, дискриминационного поведения. Любая дискриминация по происхождению, цвету кожи, взглядам, богатству, профессионализму и т. д. строго запрещена в исламе.
 
Критерием приемлемости в исламе является обладание более сильной верой и приближенностью к Аллаху. В хадисе говорится, что сахабы как-то спросили Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о том, кто наиболее благороден перед Аллахом. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил, что таковым является самый богобоязненный. Он наиболее любим Аллахом. Сахабы ответили Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что они спрашивали его не о том. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что наиболее благородным перед Аллахом является Юсуф (‘алейхис-салам), ведь он сам был пророком, и он – сын пророка, внук пророка и правнук пророка Аллаха, подразумевая Якуба, Исхака и Ибрахима (‘алейхимус-салам). То есть его отец, дед и прадед – все они были пророками Аллаха. Кто же может быть более благородным перед Аллахом? Сахабы сказали пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) снова сказали, что не о том спрашивали. Тогда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) понял их и спросил, имеют ли те в виду арабов. Сахабы ответили утвердительно. Тогда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что люди, арабы они или нет, белые они или темнокожие, молодые или старые, богатые или бедные, кем бы они ни были, все они в целом подобны шахтам – как шахты золота и серебра. Если в шахте есть золото и серебро, то их вы оттуда и добудете. Далее посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что лучший человек во языческие времена станет лучшим во времена ислама, только если поймет религию. Критерий приемлемости в Исламе – понимание религии и послушание Аллаху.
 
В одном из хадисов пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) осудил неподобающие предрассудки. Он говорил, что Аллах ниспослал ему сообщение о необходимости быть скромным и не обижать ближнего. В другом хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что тот, кто помогает своему народу, общине, основываясь на предрассудках, цвете кожи, взглядах или расе, то есть помогает другим не по справедливости, а основываясь на цвете кожи, происхождении или взглядах, то он действует в соответствии с предрассудками, и его жизнь и имущество подобны верблюду, упавшему в колодец вверх тормашками, которого он после этого пытается вытащить.
 
Один из сахабов спросил Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о том, что такое предрассудок. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что это когда человек помогает своим людям не по правде и справедливости.
 
Один сахаб унизительно обратился к Билялю (радиаЛлаху ‘анху), сказав, что тот сын негритянки. Биляль (радиаЛлаху ‘анху) расстроился, сказал, что вот как с ним обращаются, и пошел к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), которому и пожаловался. Тогда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) предупредил того сахаба, сказав, почему тот говорит такие слова, уж не думает ли он, что он лучше, и не смотрит ли на других сверху вниз из-за цвета кожи и взглядов. Он сказал ему, что в том есть поведение времен религиозного невежества.
 
Нам нужно постараться исправиться и уважать каждое творение Аллаха, кем бы ни был человек, какого бы цвета ни была его кожа, какие бы ни были его происхождение и взгляды. Критерий приемлемости перед Аллахом – таква (набожность). Дело не в том, кто вы и что вы, богаты вы или бедны, сколь вы профессиональны и т. д. Значение имеет только кабулият (приемлемость) Аллахом.
Аллах говорит в Коране, что Он принимает только от тех, в ком есть таква (набожность). У многих есть возможность делать богослужения, но у них нет таквы в их поступках, а значит их дела не принимаются Аллахом.
 
Шайтан был великим абидом (поклоняющимся). На земле едва осталось хоть какое-то место, на котором бы он не совершил земной поклон Аллаху. Он также был арифом (осознавшим Аллаха). Но не было в нем любви к Аллаху. У него был кабилият (способность), но не было кабулията.
 
Фараон был мощным правителем свой эпохи. Он был горд этим и говорил: разве Египет не под его властью? Но со всем его кабилиятом, он был отвергнут и не любим его же людьми, и в конце концов утонул в Красном море.
 
В Почитаемой Мекке был человек по имени Хишам. Он был очень умен. К нему приходили с вопросами, с которыми не могли справиться, и он разрешал эти проблемы. Его называли Абу Хикам (отец мудрости). Но из-за его поступков и недостатков пророк g сказал, что он не Абу Хикам, а Абу Джахль (отец глупости). Его кабилият был отвергнут. То есть Аллах смотрит не на кабилият, а на кабулият.
 
Ибн Баура был тем, кто знал Исм-Азам (великое имя Аллаха, при использовании которого просьба исполняется). Представьте, каким невероятным знанием он обладал! Он мог попросить Аллаха и получить блага от Аллаха! Но он был отвергнут.
 
Из всех этих примеров мы понимаем, что приемлемость Аллахом заключается не в наличии у нас кабилията (способности), а все дело в кабулияте. Если вы исполняете то или иное дело, богослужение с таквой, то Аллах посмотрит на это. Если Аллах даровал вам ум, благодарите Аллаха, и теперь вашей заботой должно стать то, как ваш ум будет принят Аллахом. Если Аллах даровал вам богатство, то нужно позаботиться о том, как оно будет принято Аллахом.
 
Смотря на жизнь Ибрахима n, мы видим, какие огромные способности даровал ему Аллах. Ему была оказана честь построить Благородную Каабу, и он построил ее. Он был свидетелем чудес Аллаха. Даже после строительства Дома Аллаха в нем не было гордыни. Все, о чем он беспокоился, было то, что Аллах даровал ему кабилият (способность), а теперь от него зависит совершение дел, принимаемых Аллахом. Пророк Ибрахим (‘алейхис-салам) молил Аллаха:
 

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

 
«Раббана атина фиддунья хасанах, уа филь ахирати хасанах, уа кына ‘азабаннар». (Коран, 2:201)

Он взывал к Аллаху, говоря, что вот он построил этот дом Аллаха, что Аллах даровал ему такую способность, а теперь он не знает, примет ли Аллах это действие от него, и поэтому просил Аллаха принять его.
 
У Абу Хикама был кабилият, у Ибн Бауры был кабилият. И у Ибрахима (‘алейхис-салам) был кабилият, но он постарался превратить кабилият в кабулият. Именно это мы должны осуществлять во всех наших поступках. Поэтому, совершая те или иные действия, мы не должны гордиться собою, что вот мы так много сделали. Нам нужно побеспокоиться о том, любимы ли наши дела Аллахом и принимаются ли они Им.
 
С одной девушкой произошел такой случай. Она собиралась замуж. Обычно, когда девушка выходит замуж, рядом находятся другие женщины, старающиеся ее украсить и т. д. И вот они надевали на нее платье, а люди вокруг говорили, как оно прекрасно. Когда на нее надевали браслеты, люди вокруг восхищались ее внешним видом. И она начала плакать. Они забеспокоились, в чем дело, и спросили о причине. Она сказала, что они все хвалят: кому-то нравится ее платье, кому-то – браслеты, кому-то – ожерелье и т. д., но важно, чтобы это понравилось тому, к кому она направляется; не важно, нравится ли это всем вам; единственное, что важно, – а понравится ли это ему.
 
Так же и с нашими поступками. Мы не можем любить их, гордиться ими. Только если они нравится Аллаху, если он доволен ими, только тогда мы можем быть довольны собой. Мы не должны возгордиться от своих поступков, какими бы они ни были. Критерием их приемлемости перед Аллахом является  таква и искренность. Дело не в том, кто вы и что вы, а только в том, как вы представите свою способность Всевышнему Аллаху.
 
Когда я направлялся для учебы в индийский город Дабхель, то, когда покидал дом, мой отец дал мне совет. Он сказал, учишься ты или нет, не забывай об одном: никогда не забывай проявлять адаб и уважение ко всем своим учителям. И мы отправились туда, помня об этом, и всегда проявляли уважение к нашим учителям, и помнили о величии наших учителей.
 
Я вспоминаю, что, когда был студентом на втором курсе алимов, в нашем классе был невероятно сильный, блестящий студент, но он проявлял некоторое неуважение к учителю. Когда я смотрел на него, то изумлялся ему, его блестящему уму и думал, что настанет день, и он станет великим алимом своей эпохи, великой личностью. Но он проявлял неуважение к учителю и алимам. Кончилось тем, что он ушел из этого медресе и поступил в другое. Несколько лет назад он встретил меня и вспомнил меня, что мы учились вместе на втором курсе обучения в одном медресе. Я сказал ему:

– Маша-Аллах! Где ты окончил обучение? Где получил квалификацию?
 
Он сказал, что так и не окончил, а продолжал переходить из одного медресе в другое. И таких людей много. Дело не в ваших знаниях, а в принятии; в том, как вы сделаете так, чтобы они были приняты Аллахом.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрахим Десаи: Толкование суры «Худжурат»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков