Циклы Авторы Сортировка

Аяты 6-8

3 238
15 января, 16

6. يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنْ جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَنْ تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَىٰ مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ


«Уверовавшие! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, а не то поразите по незнанию невинных и будете сожалеть».

 

7. وَاعْلَمُوا أَنَّ فِيكُمْ رَسُولَ اللَّهِ ۚ لَوْ يُطِيعُكُمْ فِي كَثِيرٍ مِنَ الْأَمْرِ لَعَنِتُّمْ وَلَٰكِنَّ اللَّهَ حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الْإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الرَّاشِدُونَ


«Знайте, что среди вас находится посланник Аллаха. Если бы он подчинялся вам во многих делах, то вы непременно попали бы в затруднительное положение. Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем

 

8. فَضْلًا مِنَ اللَّهِ وَنِعْمَةً ۚ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ


по щедрости от Аллаха и по милости. Аллах – Знающий, Мудрый».

 

Это шестой, седьмой и восьмой аяты суры «Худжурат». Ша-нун-нузуль (предпосылкой ниспослания) данных аятов был случай с Харисом ибн Дираром (радиаЛлаху ‘анх), отцом Джувайрии (радиаЛлаху ‘анх). Джувайрия (радиаЛлаху ‘анха) – это жена пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Соответственно, Харис ибн Дирар (радиаЛлаху ‘анх), будучи отцом Джувайрии (радиаЛлаху ‘анха),  –  это фактически тесть посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Он был главой очень богатого рода Мусталик. Он прибыл в Лучезарную Медину. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) предложил ему принять ислам. Харис ибн Дирар (радиаЛлаху ‘анх) осознал красоту ислама и принял его. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал ему вернуться к своему роду и призвать его к исламу, сказать людям, чтобы те молились, и, поскольку род был очень богатым, выплачивали закят. Харис ибн Дирар (радиаЛлаху ‘анх) согласился и сказал посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что вернется к своим людям и скажет им о необходимости выплаты закята, а поскольку он – глава рода, он уверен, что они примут ислам и послушают его. Он договорился с Посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что в определенный день в качестве своего представителя посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) пошлет одного из сахабов к роду Мусталик, чтобы собрать с них закят, если он будет, и передать его посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Харис ибн Дирар (радиаЛлаху ‘анх) отправился к своим людям и призвал их к исламу. Он очень старался в этом деле, и в течение короткого промежутка времени его люди приняли ислам. Будучи главой рода и влиятельным человеком, он привел многих людей к исламу. Люди стали совершать намаз. Харис ибн Дирар (радиаЛлаху ‘анх) сообщил, что им нужно также выплачивать закят. И вот в день, когда должен был прибыть представитель посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), чтобы встретить Хариса (радиаЛлаху ‘анх) и собрать закят, Харис (радиаЛлаху ‘анх) и его люди вышли из своего селения, чтобы поприветствовать и встретить представителя посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). В качестве такового пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) выбрал Валида ибн Укбу (радиаЛлаху ‘анх). Итак, он отправился туда, но до того, как он прибыл к роду Мусталик, он подумал о том, что он с ними в не очень хороших отношениях, и еще издалека он увидел, что люди поджидают его, поэтому в его голову закралась мысль, что, вероятно, они ждут его, чтобы убить. Поэтому, чтобы спасти себя, учитывая имеющиеся у него подозрения, он развернулся и направился обратно в Лучезарную Медину. Он вернулся к посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и сообщил ему, что он съездил к роду Мусталик, и, по его мнению, они задумали убить его.
 

Естественно, пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) разгневался и огорчился, но не стал действовать, основываясь лишь на подозрениях Валида (радиаЛлаху ‘анх). Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал Халиду ибн Валиду (радиаЛлаху ‘анх), чтобы тот отправлялся к роду Мусталик, встретился с Харисом ибн Дираром (радиаЛлаху ‘анх) и узнал, в чем дело. Харис ибн Дирар (радиаЛлаху ‘анх) и его люди ждали приезда представителя посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), но никто так и не пришел. Они обеспокоились, не сделали ли они или Харис (радиаЛлаху ‘анх) что-нибудь не то, не разгневался ли на него пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Поэтому Харис (радиаЛлаху ‘анх) чувствовал, что ему нужно поехать и узнать все у посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). В результате он отправился в Лучезарную Медину. А в это время Халид ибн Валид (радиаЛлаху ‘анх) ехал к роду Мусталик. По пути они встретились. И Халид ибн Валид (радиаЛлаху ‘анх) спросил Хариса ибн Дирара (радиаЛлаху ‘анх) о том, что случилось с его людьми: посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) посылает своего представителя, а вы задумываете убить его. Это сообщение повергло в шок Хариса ибн Дирара (радиаЛлаху ‘анх). Он ответил, что Валид ибн Укба (радиаЛлаху ‘анх) никогда не приезжал к ним, а они не собирались убивать его; более того, они ждали представителя пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), чтобы поприветствовать его и оказать ему почет. Получив информацию о произошедшем от Халида (радиаЛлаху ‘анх), он теперь направился напрямую в Лучезарную Медину, чтобы встретиться с посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и объяснить ему реальное состояние дел. Когда он рассказал ему об всем, что произошло, тогда Аллах ниспослал эти аяты, в которых Он говорит, что при получении информации, в верности которой есть сомнения, не нужно сразу же принимать ее, а необходимо сначала прояснить ситуацию. Эта информация может быть неверной, или что-то может быть не так понято, а значит, действия в полном соответствии с полученной информацией могут нанести вред и быть крайне опасны.
 

В другой части Корана Аллах говорит о случае с Аишей (радиаЛлаху ‘анха). Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) отправился в путь. Аиша (радиаЛлаху ‘анха) потеряла ожерелье и пошла искать его. Когда она вернулась, пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) уже отбыл вместе с караваном. Аиша (радиаЛлаху ‘анха) стала ждать в том же самом месте. В это время один из сахабов, Сафван ибн Муатталь (радиаЛлаху ‘анх) проходил мимо и заметил, что Аиша (радиаЛлаху ‘анха) осталась позади каравана. Поэтому он привел свое верховое животное, опустил его, и Аиша (радиаЛлаху ‘анха) села на него верхом, а Сафван (радиаЛлаху ‘анх) сопроводил ее к месту, где был разбит лагерь посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Для лидера лицемеров, Абдуллы ибн Убая, это была идеальная возможность для распространения слухов. И он начал говорить людям, что (упаси Аллах) между Сафваном ибн Муатталем (радиаЛлаху ‘анх) и Аишей (радиаЛлаху ‘анха) имелась порочная связь. Слух стал распространяться – вплоть до того, что некоторые искренние, честные сахабы тоже оказались вовлеченными в это. Миста, Хаммана бинт Джахш, известный поэт Хассан ибн Сабит (радиаЛлаху ‘анх) – все они оказались вовлечены в распространение слуха. И Аллах сразу осуждает такое поведение. Если есть информация, и, не проверив ее, вы начинаете ее распространять, то, как говорит Аллах в суре «Нур»:
 

12. لَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ ظَنَّ الْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بِأَنْفُسِهِمْ خَيْرًا وَقَالُوا هَٰذَا إِفْكٌ مُبِينٌ
 

«Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины не подумали о самих себе хорошее и не сказали: «Это очевидная клевета»?»

 

Почему они стали распространять информацию, считая ее правдой? Далее Аллах говорит:
 

لَوْلَا جَاءُوا عَلَيْهِ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاءَ
 

«?Почему они не привели для подтверждения этого четырех свидетелей»

 

А потом Аллах говорит, что, когда люди стали распространять эту информацию, почему они не сказали, что нет у них знаний о ней? И Аллах говорит, что, когда эта информация поступила, вы не удосужились проверить ее; это слух, распространяемый в обществе: почему же вы не отдалились от него и не сказали, что не подобает вам говорить такого?
 

Абу Ляйс Самарканди (рахимахуЛлах) приводил случай, переданный Хаммадом ибн Салямой, об одном человеке, который хотел продать раба из-за того, что тот сплетничал. Понимая, что наличие такого раба вызовет трудности в его жизни, он решил избавиться от этого раба. Продавая его, он сообщил покупателю о том, что предупреждает его о плохих привычках раба, и таковой привычкой является то, что тот сплетничает. Покупатель не придал этому особого значения и купил его. Через некоторое время новый господин и его жена привыкли к рабу. И однажды тот пошел к жене своего господина и сказал, что у него есть очень плохие новости для нее. По его словам, ее муж собирается взять еще одну женщину в жены. Такая новость шокировала женщину, но раб заверил ее, что не стоит беспокоиться, он вытащит ее мужа из этой любовной связи. Раб сказал, что для этого ему нужно, чтобы женщина подошла ночью к спящему мужу и отрезала прядь с его бороды и принесла рабу.
 

Затем он пошел к мужу и сказал, что у него есть плохое сообщение для него. По словам раба, у жены любовная связь с другим человеком, и ей, чтобы выйти замуж за своего возлюбленного, нужно избавиться от мужа, убив его. Раб просил господина проявлять чрезвычайную осмотрительность, ведь  жена замыслила прийти к нему ночью и перерезать ему горло. Муж в шоке. Ночью, отправляясь в постель, он притворяется спящим и внимательно следит, что будет делать его жена. И жена приходит с лезвием, чтобы отрезать прядь с его бороды и передать эту прядь рабу. Когда муж видит, что жена приближается к нему с лезвием, он настолько расстраивается, что разворачивается, перехватывает лезвие и тем же самым лезвием перерезает ей горло. Муж поверил информации, полученной от своего раба, и жена тоже поверила тому, что сказал раб. И оба действовали в соответствии с полученными ими сообщениями. Что им следовало сделать – так это обратиться друг к другу и проверить правдивость этой информации.
 

Во времена Мусы (‘алейхи салам) была засуха. Они совершали дуа (мольбу), но их дуа не принималось. Аллах ниспослал Мусе (‘алейхи салам) откровение о том, что есть один человек, совершивший грех, и из-за этого дождь не проливается. Тогда Муса (‘алейхи салам) обратился к народу о том, что же это за грех. Никто не сознался. И они вместе совершили покаяние перед Аллахом. Муса (‘алейхи салам) спросил Аллах о том, кто тот человек, что совершил этот грех. Аллах ответил Мусе (‘алейхи салам), хочет ли тот, чтобы Аллах сделал то, чего Он повелел не делать Мусе (‘алейхи салам) (т.е. раскрыть недостатки других людей).
 

Абу Ляйс Самарканди (рахимахуЛлах) указывал на то, что, если кто-то сообщит вам ту или иную информацию о ближнем, не следует принимать ее.
 

1) Проверьте полученную информацию.


2) Если есть вероятность того, что этот человек выдумал эту информацию, поругайте его и скажите ему, что он сплетничает.


3) Какую бы информацию он не сообщал, не принимайте ее и не думайте плохо о ближнем.


4) Не занимайтесь тем грехом, от которого вы останавливаете ближних.


Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дал золотой совет господину Али (радиаЛлаху ‘анх). Он посылал его судьей в Йемен, и Али (радиаЛлаху ‘анх) сказал, что, не являясь пророком Аллаха, он не знает, как судить, как быть судьей, как же он будет судить других. Тогда Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал ему ровно об одном принципе, который и вы, и я тоже можем применять в своей жизни. Он сказал ему:
 

– Али, не выноси решения, основываясь только на том, что говорит одна сторона, не выслушав другую.
 

Если есть два человека, не слушайте только лишь одного, приходя к какому-то заключению. Выслушайте его и молчите. Затем выслушайте другую сторону. И всегда следуйте этому принципу. Когда вам кто-то что-то сообщает, проверьте информацию, осмыслите ее, и тогда вы сможете принять соответствующее решение по данному вопросу. Одна из причин могильного наказания – злословие, распространение слухов и фитны (смуты) в обществе. И Аллах говорит:
 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَىٰ مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ


«Уверовавшие! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, а не то поразите по незнанию невинных и будете сожалеть».
 

Как сообщается, Валид ибн Укба пришел к посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и рассказал ему, что Харис ибн Дирар (радиаЛлаху ‘анх) и его люди задумали убить его. Услышав это, сахабы очень расстроились. Они сказали Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что, коли те люди решили убить твоего представителя, мы тоже должны пойти против них, выйдя на джихад против этих людей. Но пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не принял такой совет. Сначала посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) проверил информацию и прояснил ситуацию. Аллах говорит, что, если бы пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) атаковал, как ему советовали сахабы, и вышел бы против рода Мусталик, это было бы неправильным, поскольку в этом случае посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) действовал бы в соответствии с молвой, не проверив и не уточнив сведения. Аллах говорит:


وَاعْلَمُوا أَنَّ فِيكُمْ رَسُولَ اللَّهِ ۚ لَوْ يُطِيعُكُمْ فِي كَثِيرٍ مِنَ الْأَمْرِ لَعَنِتُّمْ وَلَٰكِنَّ اللَّهَ حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الْإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ
 

«Знайте, что среди вас находится посланник Аллаха. Если бы он подчинялся вам во многих делах (то есть слушался бы всего, что вы говорите), то вы непременно попали бы в затруднительное положение. Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение (то есть тем самым удалил от трудностей и проблем)».

 

Аллах говорит, что Он привил им любовь к вере, украсил веру в их сердцах. В результате посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не повинуется всему тому, что они говорят ему делать, а они все слушаются его. Такова любовь, которую Аллах привил в их сердцах к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). И Аллах создал в их сердцах недовольство неверием, нечестием и непослушанием.
 

أُولَٰئِكَ هُمُ الرَّاشِدُونَ


«Таковы идущие правым путем»
 

и это благо от Аллаха. А Аллах – Всезнающий и Всемудрый.
 

Рассказывают о судье Шурайхе, что как-то к нему пришла плачущая женщина и рассказала о своей проблеме. Все люди вокруг судьи стали жалеть женщину и сказали ему о своих чувствах. Судья Шурайх дал прекрасный ответ. Он сказал:
 

– Разве братья Юсуфа (‘алейхи салам), после того как они его бросили в колодец, не пришли к своему отцу Якубу (‘алейхи салам), тоже плача при этом?
 

То есть не должно получиться так, что кто-то приходит к вам с плачущим, жалостливым видом, и вы тут же принимаете на веру его слова. Сначала нужно выслушать другую сторону перед тем, как прийти к заключению по данному вопросу.
 

В прежние дни все делалось отнюдь не одним нажатием клавиши. Если нужно было передать сообщение, его передавали одному человеку, тот передавал второму, второй – третьему и т. д. Поэтому, пока информация доходила до ста человек, проходило немало времени. Даже слух распространялся достаточно медленно. Но в нынешние времена с наличием современных технологий так же, как очень быстро можно распространять добро, еще быстрее может распространяться зло. Иногда вы получаете сообщение по электронной почте с ложной информацией о том или ином человеке. Не проверив ее, вы нажимаете кнопку, и вот она уже отправляется целой тысяче человек из вашего списка контактов. Одно нажатие кнопки без проверки информации – и ложь доходит до тысячи человек! А из этой тысячи: скольким тысячам они отправят эту информацию? Кто несет ответственность за распространение этой лжи, вызывании фитны и нечестия в обществе? Сколько покаяния нужно принести за это? И единственное, что от нас требуется, – это проверить информацию, когда мы получаем ее о ком-то, и не думать плохо ни о ком и скрывать недостатки других людей. Последствия распространения фитны могут нести пагубный характер и быть крайне негативными. Поэтому нам нужно проявлять осторожность в таких ситуациях.

АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрахим Десаи: Толкование суры «Худжурат»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков